Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ARTМОСФЕРА. Июнь-июль 2025
СМИ:

В ПЛЕНУ ТВОРЧЕСКОГО ЗАМЫСЛА

Театр имени Ленсовета выпустил премьеру — спектакль «Театральный роман» по произведениям Михаила Булгакова в постановке Романа Габриа. Мир искусства представлен ищущими точную метафору драматургами, режиссерами прошлого и будущего, впадающими в экзальтацию актрисами, правдоподобными до натурализма актерами и их сценическими образами, являющимися воплощением идеалов добра, красоты и справедливости. Театральный мир многообразен, объемен и прекрасен, он затягивает как водоворот, не давая человеку опомниться, навсегда меняя образ мыслей и характер чувствования. Об этом с любовью и иронией поведают народные артисты России Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Анна Алексахина, заслуженные артисты России Артур Ваха, Светлана Письмиченко, Александр Сулимов, Ирина Балай, актеры Лаура Пицхелаури, Илья Дель, Олег Федоров, Анна Мигицко, Виталий Куликов, Всеволод Цурило, Антон Падерин и другие.

Многослойный, многомерный спектакль погружает в три сюжетные плоскости: биография Булгакова пересекается с историей писателя Максудова из «Театрального романа», а Турбины (герои пьесы Булгакова «Дни Турбиных») ведут свои неспешные диалоги, пытаясь сосредоточиться на себе и не замечать рушащийся на их глазах мир. Миры проникают друг в друга, но в центре внимания оказывается тема художника и его творчества.

Главный реципиент истории — Максудов в исполнении Ильи Деля находится в плену творческого замысла и ничего не может с собой поделать: вымышленный мир оказывается намного интереснее окружающей его действительности. Именно поэтому, ложась на скособоченную кровать, он погружает голову в небольшой ящик, представляющий собой игрушечную квартиру в миниатюре. Это его спасение от реальности, знаменитая волшебная коробочка, в которой сами по себе начинают действовать персонажи, а ему остается только увлеченно записывать увиденные им сцены. Метафора глобализуется — и волшебная коробочка начинает обретать свои зримые границы: в течение всего действия декорации на сцене достраиваются (художник-постановщик Анвар Гумаров), и возникает комната Турбиных, пытающихся сохранить целостность души за кремовыми шторами. Последняя картина мирной жизни перед ураганом страстей — пир во время чумы — вызывает ностальгию по красоте и гармонии, утраченной навсегда.

Но совсем иначе прочитывает пьесу Генеральный секретарь (в исполнении Александра Сулимова): если большевики смогли сломить таких людей как Турбины, значит мы — сила, и пьеса исключительно полезна для советской действительности, — размышляет вождь. Максудову-Булгакову остается лишь согласиться — потому что это единственный способ не только писать, но и остаться в живых. Может ли художник творить в рамках несвободы и становиться глашатаем воли другого? Вопрос извечен и открыт. Сделка с дьяволом никогда не бывает честной. Подписывая договор на постановку пьесы кровью, Максудов навсегда оказывается связан с миром театра, впуская его в свое сердце. Илья Дель играет растворяющегося в своих художественных мирах человека, смотрящего на театральный мир взглядом новичка. Прием остранения позволяет увидеть мир искусства во всей своей полноте — алогичности и великолепии. Артист играет созерцательно и изящно, возвышаясь в своем образе до фигуры Булгакова, чья творческая мысль была направлена на попытку предугадать будущее. В Независимом театре, куда попадет Максудов со своей пьесой «Черный снег», главными антагонистами являются режиссеры Иван Васильевич (Сергей Мигицко) и Фома Стриж (Анна Мигицко). Утрированная степенью родства артистов тема преемственности поколений, контрастных друг другу, раскрывается в трагикомическом ключе. Маэстро Иван Васильевич (прототип — основатель МХТ Константин Сергеевич Станиславский) опирается на созданный метод и оценивает пьесу, исходя из возможностей труппы и своего представления о прекрасном. Максудову видится, что артист оказывается главным действующим лицом, подчиняющим себе персонажа, а текст автора становится вторичен по сравнению с внутренними диалогами и этюдами актеров. Но это всего лишь способ погружения в роль. Иван Васильевич, как и персонажи пьесы «Дни Турбиных», оказывается последним из могикан, представителем эпохи, которая уходит. Кто станет у руля, пока неизвестно. Фома Стриж (прототип — постановщик «Дней Турбинных» во МХТ Илья Судаков) — режиссер будущего, смело отражающий приметы времени. Он открыт действительности и всей ее неприкрытой наготе. Анна Мигицко впервые играет мужскую роль и делает ее при всей карикатурности насыщенной и интеллектуальной. Произнося монолог Мейерхольда, выражающий поэтику нового времени, герой страстно хочет изменений и готов встать у руля. Иван Васильевич покидает театр на велосипеде, а на сцене появляется боевое орудие. Время требует новых героев.

Служащие Независимого театра раскрыты с сатирической стороны — все время пребывающая в мелодраматическом настроении Людмила Пряхина (Светлана Письмиченко), преданная до наивности секретарь находящегося в Индии Аристарха Платоновича (прототип — основатель МХТ Владимира Иванович Немирович-Данченко) Поликсена Васильевна (Анна Алексахина), с пиететом, граничащим с сарказмом, относящиеся к своим руководителям актеры — Елагин (Евгений Филатов), Аргунин (Олег Федоров), Комаровский (Виталий Куликов), Иатрикеев (Антон Падерин) и другие. Все они — мелочны и пошлы в жизни, в отличие от своих сценических героев. Но это и чудо театра: талант преображает человека и позволяет возвыситься над собственными страстями и ничтожными проявлениями души. Это и захватывает воображение Максудова — чудо преображения человека, происходящее наяву.

Персонажи пьесы «Дни Турбиных» — светлая отдушина спектакля. Исключительно драматичны и киноэффектны, артисты добиваются невероятного погружения в роли. Лаура Пицхелаури в роли Елены — центр притяжения мужчин, муза и хранитель всего самого прекрасного. Актриса пленительна, глубока и честна. Окружвющие её мужчины — братья Алексей (Олег Федоров) и Николка (Сергей Филипович), Лариосик (Антон Падерин), Мышлаевский (Всеволод Цурило), Шервинский (Виталий Куликов) — своей храбростью и мужеством оттеняют ее хрупкость и невесомость. Лишь Тальберг, законный муж (Евгений Филатов) воспринимает свою женщину иначе — «ты — мудрая, Лена!» и, заботясь о себе, бежит из города. Максудов—Булгаков с восхищением наблюдает за персонажами, бродит между ними и, боясь, что картинка рассыплется навсегда, торопливо заводит патефон в их комнате, желая отвлечь от звуков войны на улице. Пусть живут, наслаждаются, думают, чувствуют — пока это возможно!

Навсегда уходит старый мир. Прошлое потеряно безвозвратно, настоящее нестабильно, а будущее — туманно. Ничего не изменилось в 21 веке, лишь прибавились новые имена, желающие встать вровень со Станиславским, Шекспиром, Мольером, Чеховым. Жизнь тягуча и изменчива. Но человек может забыться — погрузиться в невероятные миры художественных замыслов, оказаться в сладком плену волшебных картин и стройных мыслей. И жизнь потихоньку начинает наполняться смыслом. Зерно истины начинает прорастать в нас. И это — магия театра!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.