Михайловский театр 3 сентября открыл новый театральный сезон премьерой. Давали «Пиковую даму» в постановке художественного руководителя театра Владимира Кехмана. К работе приступили, конечно, ещё до того, как к Кехману пришли с обысками и обвинениями по уголовному делу о растрате. На сцене после премьеры он всё же появился, но не лично, хотя зал всё равно ему рукоплескал.
На премьеру в Михайловский публика стекалась волнами, оставляя на площади Искусств дорогие авто. Прямо у театра припарковалась BMW менеджера известной девелоперской компании, рядом — Bentley. Места в зале были выкуплены почти все, билеты стоили от 4 тысяч, но за пару дней до самого спектакля найти проходки даже у перекупщиков дешевле 10 тысяч было невозможно. В фойе, бравируя нарядами, фотографировались на фоне шикарных театральных интерьеров дамы. Для гостей в театре оборудовали и фотозону со свечами и чёрной пикой с буквой М.
Чёрный — цвет спектакля: чёрный занавес с петербургской мостовой и фонарем, чёрные платья, чёрные перегородки на круглой сцене, начинавшей поворачиваться во время кульминации (хоть и не так быстро, как рулетка, если отсылка была к этому). На фоне темных образов всплывали светлые пятна — образ молодой и прекрасной Венеры Московской, с арии которой и началась опера.
В школьной программе произведение Пушкина «Пиковая дама» принято трактовать однозначно — вот до чего доводят жадность и азарт. А сочинение школьникам предлагают писать на тему «Оправдывает ли цель средства?» К счастью, и сама «Пиковая дама», и опера Петра Чайковского, и трактовка Кехмана не столь линейны. Хотя история с неприятностями режиссера и придала постановке некий дополнительный шарм, а арии Лизы («Он жертва случая и преступления не может совершить») и Германна («Труд, честность — сказки для бабья, кто прав, кто счастлив здесь, друзья, сегодня ты, а завтра я!») зазвучали иначе.
В центре постановки в версии Кехмана оказалась графиня. Кехман (в соцсетях театра даже показали, как он импульсивно что-то объясняет артистам) ввел новый по сравнению с классической постановкой персонаж — призрак Венеры Московской. Вслед за старой графиней призрак её молодости следует от действия к действию. Мистики постановке добавляет и перегородка на круглой сцене — она зеркальная. Пройдя через дверь в ней, Германн оказывается в зазеркалье, от акта к акту все дальше к чему-то потустороннему или просто к сумасшествию его ведет старая графиня и ее карты. Отражение в опере не только визуальное — музыка тоже оказывается в двух мирах, когда с каждой стороны зеркальной перегородки перекликаются, накладываясь друг на друга, дуэты: «Мне страшно!»
Главную героиню — Венеру Московскую, ставшую Пиковой дамой, — Екатерина Егорова и Валерия Пронько не только играют на сцене. Их ещё и показывают на экране, который вмонтирован в одну из перегородок. Для спектакля сняли мини-фильм, в котором красавица Венера Московская в Париже отдается карточному азарту, проигрывает все и получает от поклонника, желавшего добиться её внимания, оккультиста графа Сен-Жермена выигрышное сочетание карт. Чуть позже на экране показывают уже и престарелую графиню, а затем, после её смерти, напоминают о её существовании, демонстрируя в фильме игральный стол, карты и драгоценности.
Главное слово постановки Кехмана — «роковой». И если для Германна таковой в буквальном прочтении оказывается графиня, то для Кехмана этот персонаж явно нечто большее — может быть, даже роковое Отечество.
Впрочем, большинство присутствующих аллегории и метафоры не обсуждали. Оба антракта гости преимущественно провели в буфете — подавали креветки, икру, свежие ягоды, Павлову и, конечно же, шампанское. Между столиками можно было услышать преимущественно светские обсуждения — кто где отдыхал или как N в ближайшее время проводит вечеринку, потому что разводится с D.
Чиновники премьеру и открытие сезона в Михайловском своим визитом не почтили.
После третьего действия, когда зал хоть и не сразу, но начал хлопать в такт, на сцену вынесли букет от губернатора Петербурга Александра Беглова. А затем к гостям обратился музыкальный руководитель постановки, дирижер Михаил Татарников.
«Наши самые любимые зрители, сегодня особенный день для нашего театра, премьера оперы Чайковского в постановке Владимира Кехмана. К сожалению, Владимир Абрамович не смог быть сегодня в театре. Но он смотрел постановку по трансляции. Уверен, смотрит и сейчас. И передает вам слова благодарности за теплый прием и ваши аплодисменты», — сказал Татарников. После этого на экране появилась фотография Кехмана, и в зале вновь раздались аплодисменты. Артисты кланялись, а Кехман с фотографии проницательно смотрел на зал.
«Что наша жизнь? Игра!»
Так озаглавлена программка к спектаклю. Опера «Пиковая дама» впервые была поставлена в 1890 году в Мариинском театре в Петербурге. Для оперы сюжет Пушкина был переработан: например, воспитанница графини Лиза, которую влюбляет в себя Германн, в отчаянии бросается в канал. Как сказано в программке, в 1935 году на сцене Михайловского театра «Пиковую даму» ставил Всеволод Мейерхольд, который попытался вернуть либретто ближе к повести. Судя по всему, и Кехман придерживался этой стратегии — в его постановке о дальнейшей судьбе Лизы ничего неизвестно.
Комментарии (0)