Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«Театральный роман» по произведениям М. Булгакова «Театральный роман», «Дни Турбиных» и «Белая Гвардия»

О том, что «Театральный роман» нужно посмотреть — мне твердят с момента премьеры. И да, это тот случай, когда я приехал в Питер, в первую очередь, ради этого спектакля.

Не буду ходить вокруг да около. Если бы этот спектакль был поставлен в Москве — он был бы лучшим в сезоне, а Сергей Мигицко (Иван Васильевич) — лучшим актером.

Хотя в Москве поставить такой спектакль было невозможно. Перед нами взгляд со стороны именно на Москву, и именно на московскую жизнь. Взгляд немного циничный, сатирический, но предельно честный. Режиссер как бы разобрал по полочкам, препарировал под микроскопом театральную среду Москвы 1930-х годов. Притом, препарировал ее не только со своей точки зрения, но и взглядом Михаила Булгакова.

Я, как и любой московский театрал, очень люблю МХТ, так вот, в отдельных сценах мне казалось, что я вовсе нахожусь не в Питере, а в легендарном здании в Камергерском, и на сцене вовсе не Иван Васильевич, а самый настоящий Константин Сергеевич Станиславский.

Все мы в курсе, что Сергей Мигицко потрясающий актер, а если его образ, настроение еще и стопроцентно попадают в цель, создается что-то невероятное. И когда на заднем фоне появляются фотографии реального Станиславского, то складывается впечатление, что они — фейк, потому что Константин Сергеевич на сцене. Вот только сейчас он уехал на велосипеде в фойе. Классик — живой! Именно таким он и был. Только что мы видели классические сцены из истории МХТ, описанные в многочисленных мемуарах. Нам их показали! Чем ближе к концу, тем больше создается впечатление, что на сцене вовсе не Сергей Григорьевич. Даже внешность его меняется в течение этих трех часов. В начале — вроде бы актер. Ближе к концу — нет. Настоящий Станиславский.

О роли Константина Сергеевича можно говорить долго. Она яркая, честная, трогательная, проникновенная, противоречивая, но совсем не главная. Понятно, что на фоне Сергея Мигицко — работа с остальными актерами должна была быть проведена на ювелирном уровне. Иначе спектакль бы разрушился.

И она была проведена. С каждым. Даже в массовых сценах, с короткими репликами, каждый жест, каждый характер выверен с ювелирной точностью, отчего создается уникальное сочетание магии и реализма.

Подобран точный баланс актеров разного возраста, характеров разных поколений. С одной стороны — старая гвардия (как МХТ, так и Ленсовета): Ирина Терешенкова, Анна Алексахина, Светлана Письмиченко, Артур Ваха, Евгений Филатов.

С другой — молодые актеры: Илья Дель, Анна Мигицко, Антон Падерин. И у многих по две — три роли. Они — и герои «Театрального романа» и «Дней Турбиных» одновременно.

И в каждом случае роль сбалансирована.

Баланс был и в драматургии. Когда на сцене демонстрируется микст из нескольких произведений — очень легко столкнуться с ситуацией, когда для того, чтобы понять действие нужно непременно знать литературный оригинал.

По счастью, в данном случае этой проблемы удалось избежать. Даже если в зале окажется человек, который не читал Булгакова и понятия не имеет, кто это — решительно все будет понятно. Незадолго до спектакля молодой режиссер спрашивала меня о взаимодействии творца и власти. После спектакля — она получила максимально простой и понятный ответ на свой вопрос. При этом ответ был дан легко, без морализаторства. Автор никого и не думает осуждать. Он анализирует.

Роману Габриа удалось создать фактически новое литературное произведение на основе булгаковских текстов.

Притом я настаиваю, что в данном случае — на сцене присутствовал и самый известный труд Михаила Афанасьевича — «Мастер и Маргарита». Да, прямых отсылок к этому роману не было вовсе. Но косвенных — предостаточно. Абсолютно мистическая атмосфера. Даже в самых реалистичных сценах — мистика присутствовала в полном объеме, казалось, что кто-то находящийся там, за задником управляет действием, сознательно двигает актерами как фигурами.

Ну а финал, конечно же, c аккуратным намеком: Да, текст романа Булгакова прервался. А впереди… Все мы знаем, что нас ждет…

Однозначно — один из главных претендентов на «Золотую маску».

До встречи в театре Ленсовета.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.