Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ» ПОКАЖЕТ «(САМЫЙ) ЛЕГКИЙ СПОСОБ БРОСИТЬ КУРИТЬ»

В прошлый уикенд в театре «На Литейном» состоялась первая в России постановка нового текста Михаила Дурненкова «(Самый) легкий способ бросить курить». Пьесу, ставшую лауреатом драматургической лаборатории «Первая читка» в рамках прошедшего VI фестиваля «Пять вечеров» им. А.М. Володина, не стали откладывать в долгий ящик и поставили при поддержке известного режиссера, учредителя и бессменного директора фестиваля Виктора Рыжакова.

Ровно год назад в рамках Володинского фестиваля Андрей Сидельников, режиссер-постановщик премьерного спектакля, вместе с актерами театра «На Литейном» представили публике свое прочтение пьесы «(Самый) легкий способ бросить курить». Именно тогда и произошло зачатие будущего спектакля, который было решено выпустить при поддержке фестиваля в начале 2011 года.

И ровно в срок в театре «На Литейном» родился спектакль, которому суждено стать для репертуара, не имеющего пока ни одной постановки по современным пьесам, приятным нововведением. Он прекрасно подойдет зрителю для первого знакомства с новой драмой как направлением в искусстве. Точнее, той драмой, которую, строго говоря, сейчас уже сложно считать новой, потому что самым ранним из ее представительниц уже больше десяти лет, пьесе «Пластилин» Василия Сигарева, например, — одной из первых, громко заявивших о себе, — пошел уже одиннадцатый год. Пьеса Дурненкова и спектакль по ней могут стать проводниками для боязливых зрителей, так до конца и не определившихся за этот немалый срок со своим отношением к новым текстам в драматургии.

Спектакль Рыжакова и Сидельникова не такой шокирующий, не такой захлебывающийся от мата и круговой бессмыслицы, как многие из стоящих в этом плотном ряду постановки. Но не из-за того, что он «недоновая драма», а потому что сама пьеса и созданный в ее атмосфере спектакль, вероятно, уже драма «новейшая». При наличии шероховатостей чувствуется, что это шаг, ну или хотя бы шажочек, вперед, в будущее. Возникает предощущение новых героев, новых типов отношений и новых, главное, проблем. Перед нами уже не старые, где-то поднадоевшие герои «новой драмы», но еще, конечно, и не представители новой-новой.

Главный герой спектакля Константин (Михаил Лучко) — дальний родственник вампиловского Зилова из «Утиной охоты». Это герой, для которого быть лузером — осознанный выбор, жизненная позиция. Но как только он решается на первый в жизни волевой поступок — бросить курить, с его глаз буквально спадает пелена. Оказывается, зарплату (мизерную) ему начальник (бывший одноклассник) платит по старой дружбе, с ним же спит жена Катя (Светлана Шаврова), а учитель (Александр Жданов) только и в состоянии, что говорить о возвышенном. Появление былой возлюбленной Татьяны (Ася Шишрина) и ее сумасбродный характер круто все меняют: старая жизнь героя заканчивается и начинается новая. В ней будут страдающий раздвоением личности работодатель Саша-Коля (Игорь Ключников), взятые на воспитание пристыженным учителем бомжи, призрак прибитой током жены. Конечно, остается открытым вопрос, насколько эти изменения качественные, но на первый план выходит факт их свершения.

Комментарии 4 комментария

  1. Елена

    простите, а спектакль «Марьино поле» по одноимённой пьесе Олега Богаева не относится к спектаклям, поставленным по современной драматургии? это к вопросу о спектакле, «которому суждено стать для репертуара, не имеющего пока ни одной постановки по современным пьесам, приятным нововведением»…?

  2. Дмитревская

    Никаким лауреатом пьеса не была, программа «Первая читка» — это программа, а не конкурс, там нет жюри, мест, призов. Я бы очень просила автора не дезинформировать читателя. Пожалуйста!
    М.Ю.Дмитревская

  3. Ким

    Марина Юрьевна, действительно оплошность — приписала внимания ради награды и звания несуществующие. Страдаю и мучаюсь частенько необходимостью давать краткие и звонкие характеристики текстам, актерам, режиссерам. Впредь буду еще внимательнее.

  4. Ким

    Елена, и Ваше замечание, конечно, справедливо. Просто спектакль по этой тоже современной пьесе совершенно вылетел из моей памяти. Но, может быть, оно и к лучшему. Спасибо за комментарии — это очень полезно для автора.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.