Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТАМ, ВНУТРИ

Сегодняшнее «На дне», поставленное на сцене Александринского театра его художественным руководителем Никитой Кобелевым, сосредоточено совсем не на том, как человек оказывается на дне жизни. Режиссер с драматургом Дмитрием Богославским превращают хрестоматийную пьесу в сюжет о человеке невоплощенном. Тема унизительных условий людского существования задета здесь только по касательной, легким прикосновением.

И сценическая адаптация, и спектакль — театральная фантазия по мотивам горьковского «На дне» — пристально вглядываются в людей, оказавшихся лишними сначала среди себе подобных, а потом и в собственной жизни. Каждому, даже Василисе (Янина Лакоба) и Костылеву (Сергей Паршин), здесь дан монолог-исповедь о предыстории и чувствах. Особенно длинным оказывается рассказ никчемного Барона (Виктор Шуралёв), описывающего все закоулки своего богатого рода: он совершенно не помнит людей и события, а лишь шикарную одежду — собственно, единственное, что у него осталось от прошлой жизни, так это куртка, треники и кроссовки adidas.

Полутемная сценическая коробка с серыми стенами имеет два ряда окон с частыми переплетами — они подозрительно напоминают решетки. Ведут сюда целых пять дверей, а некоторое количество предметов мебели, расставленных на узкой платформе, закутаны полупрозрачной пленкой (сценография Наны Абдрашитовой). Над дверью и окнами титрами высвечены знаменитые и не очень реплики из пьесы: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался», «Я богу жаловалась восемь лет — не помогал!», «Во что веришь, то и есть», «Доброта — она превыше всех благ». С самой прославленной горьковской цитатой, впрочем, что-то произошло, как случается порой с вывесками, и осталась в итоге сентенция «Человек — это звучит …орд…». А человек в массе — это и впрямь орда, но и в одиночку он способен искалечить чужую жизнь: так творит произвол над своей строптивой сестрой Наташей (Мария Медведева) иезуитски утонченная Василиса.

Сюда, в серое пространство ночлежки или низкопробного хостела, один за другим врываются обитатели, каждый со своим танцем-представлением (хореограф Владимир Варнава). Конферансье тут, кажется, Пепел (Иван Ефремов), поигрывающий ножичком, выскакивающее лезвие которого указывает каждому, где приземлиться на полу. Попав в эти четыре стены, как на перевалочный пункт, люди застревают здесь надолго. Поддерживают себя не столько иллюзией деятельности — починкой старья, как Клещ Сергея Еликова, опрокидыванием рюмки, как Актер Дмитрия Бутеева, шулерством, как Сатин Ильи Исаева, воровством, как Пепел, — сколько памятью об отдаляющемся и теряющем очертания прошлом. Или забивают голову несбыточным. Актер вещает о Немировиче-Данченко, вожделенной сцене Александринки и норовит продекламировать что-то из прославленной классической драматургии. Настя (Мария Лопатина) не расстается с наушниками и плеером, погруженная в аудиороманы, среди которых затесался рассказ Горького «О первой любви», начитанный Николаем Мартоном.

Привычная бессмысленность бытия, в котором каждый кого-то одергивает, глумится над тем, за что люди цепляются из последних сил, как за свои матрасы, коробки с барахлом, требующие ремонта газонокосилки, устаревшие швейные машинки и телевизоры, — нарушается двумя вторжениями. Сначала нагрянет Василиса — стильная недобрая дама с модной стрижкой, в норковом полушубке и на высоких каблуках. Брезгливо вытрет подошву ботиночка о приступочку, оглядится, не обнаружит своего любовника Пепла, злобно констатирует, что грязно, и отправится гнобить сестру. Распахнутся и подсветятся два высоких окна, обитатели внутреннего двора-подвала станут свидетелями пощечин и драки, кинутся разнимать — на стены будет транслироваться черно-белый крупный план происходящего (видеохудожник Мария Варахалина).

Когда всё наконец утихомирится, явится новый постоялец. Лука Игоря Волкова приедет на стареньком велосипеде с небольшим рюкзачком за спиной, в позитивном оранжево-желтом худи. Оглядит матрасы, похожие на могильные плиты, достанет музыкальную колонку, исполнит ленноновскую Imagine («все люди в одном братстве») и разом приворожит многих: «странный ты, дед, то ли на хиппи похож, то ли на гуру». Игорь Волков в этой роли — идеальный вариант непафосного Луки, предельно органичного в своей текучей подвижности и лукавстве, смеси шарлатанства, пророчества и снисходительности к людям в целом и к человеку в отдельности.

Как и в пьесе Горького, Лука в спектакле Кобелева запускает механизм самокопания и надежд в живущих без перспективы. Потому и разражаются они, до того о себе особо не рассказывавшие, исповедями с множеством жизненных подробностей от Дмитрия Богославского. Так, у Сатина не только появляется имя — Константин (не потому ли, что играл его Константин Станиславский), но увеличивается срок, проведенный в тюрьме. Бывшая красильная мастерская картузника Бубнова (Валентин Захаров) превращается здесь в швейную — так нагляднее, а Кривой Зоб и Татарин (Владимир Минахин и Виталий Сазонов) становятся неразлучной парой вечно пикирующихся иудея и мусульманина.

В конечном же счете Лука ласковыми обертонами голоса подводит их всех к мыслям о поиске способов выбраться вовне, рискнуть поверить в себя. «Начать по шажочкам» намеревается Пепел, а Наташа, отказавшись совершать эти шажочки вместе с ним, присылает обитателям подвала видео, сделанное перед посадкой на самолет — в страну, где мнятся шанс и надежда.

Прочим же Лука, вскоре укативший на своем велосипеде (он так сразу и заявил: «Жить думаю долго, у вас только переночую»), оставляет музыкальный номер Imagine — Сатин играет, а преобразившееся окружение (портной Бубнов намечтал всем строгие черно-белые наряды) поет. Бодро помаргивают на стене горьковские цитаты. Даже почившие тут совершают посмертный шикарный выход, кто в золотом платье (откашлявшая свое Анна в исполнении Анны Селедец), кто в золотом пиджаке (Актеру и при жизни мерещился золотой занавес) — обещал же Лука избавление и лучшую жизнь. У Горького устами Сатина о воздействии Луки говорится так: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…», а у Богославского с Кобелевым припечатано языком сегодняшним: «Перепрошил нас всех дедуля».

Перепрошивка, впрочем, оказалась разрушительной для Актера — прежде чем пойти и повеситься (тоже выход вовне), он под аккомпанемент чужой суеты долго гримировался, белил лицо, а после смерти вернулся, чтобы с авансцены продекламировать строки Просперо из шекспировской «Бури» — о том, как все в этом мире хрупко и обречено на исчезновение. Даже среди крепких стен, уродливых отношений и грубых нравов. Ведь человек — это звучит уязвимо.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.