Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА ПЕРЕДАЁТ ЭСТАФЕТУ НА СЦЕНЕ БДТ

В новой постановке «Жизнь впереди» звезда петербургской сцены деликатно отходит в сторону и дает возможность раскрыться молодым актерам

Роман «Вся жизнь впереди», который Ромен Гари выпустил под псевдонимом Эмиль Ажар, был высоко оценен во Франции: там он получил высшую литературную награду — Гонкуровскую премию. Но одно дело роман, а другое — спектакль по нему: не каждое произведение можно перенести на сцену, нужна адаптация. На сцене БДТ это сделал Роман Мархолиа — он по-своему «адаптировал» знаменитое произведение. История мадам Розы и ее воспитанника Момо ему увиделась как притча о Ноевом ковчеге. Хотя скорее мир бывшей держательницы борделя, заключенной Освенцима, а в конце жизни — хозяйки приюта для детей мадам Розы — это Вавилон, где смешались народы, языки, большие грехи и не менее большое благородство.

Понятно, что сыграть эксцентричную мадам во всем противоречии ее характера могла актриса, у которой нет амплуа, но есть мощь — актерская и человеческая. Светлана Крючкова, с которой у Мархолиа уже давно сложился творческий союз — в БДТ несколько лет идет спектакль «Игрок», поставленный этим режиссером для Светланы Николаевны, — как раз такая актриса: может сыграть всё, и все будет одинаково значительно. А уж роль мадам Розы — прекрасная возможность продемонстрировать весь диапазон таланта и заодно и какие-то свои нравственные предпочтения.

И после просмотра спектакля «Жизнь впереди», из названия которого убрали слово «вся», чтобы не было ассоциаций с повышенно оптимистичной советской песней, уже сложно представить, что эту роль мог бы сыграть кто-то другой. Кажется, весь свой жизненный и профессиональный опыт Крючкова вложила в этот образ — трагический, комический, разный. Как и любая жизнь.

Помочь актрисе показать всю противоречивость ее героини помогли художник-постановщик Владимир Ковальчук и художник по костюмам Фагиля Сельская. Мадам Роза предстает то в образе скромной жительницы Парижа, то в клоунском костюме, то в кожаном плаще, вызывающем ассоциации с немецкими надзирательницами концлагерей, то в белом облачении практически с нимбом над головой, то в кроваво-красном — перед уходом из жизни. Все «луки» — как с картин. Пикассо и Босх вспоминаются прежде всего.

А еще в спектакле много музыки — от молитвенных песнопений до современных ритмов. И звучат библейские тексты, и на большом экране возникают иллюстрации к Библии. Много вообще всего — красок, аллюзий, языков: мадам Роза — то споет песню на польском, то перейдет на идиш, то вдруг вместе с Момо затянет какую-то арабскую мелодию. Такой вот Вавилон, где всё смешалось и нет еще разделения по «национальному признаку». Написавший «Жизнь впереди» Ромен Гари знает в этом смешении толк: родившийся в Вильнюсе еврей стал французом, как и его героиня, родившая в Польше, тоже стала француженкой.

И вот в этом смешении всего и всех постепенно пробивается главное — человечность по отношению друг к другу. Хотя мадам Роза, видевшая в своей жизни многое — в том числе Освенцим, — четко понимает, что мир вокруг не идеален, любовь к арабскому мальчику Мохаммеду, которого она называет Момо и возраст которого сознательно уменьшает, чтобы он как можно дольше оставался с ней, примиряет ее с действительностью. И дает силы жить. А когда этих сил уже не остается, попытаться уйти так, чтобы это было достойно.

И тут очень важен сценический дуэт — Розы и Момо. Играющий подростка, которому 14, хотя мадам говорит, что десять, молодой актер Иван Федорук поднимается на высоту большой трагедии, когда его герой понимает, что пришло время прощаться с мадам Розой навсегда — ее век подходит к концу. И именно его герой станет носителем главной идеи спектакля: «Надо любить», — скажет он в финале, «Надо любить» — полетит надпись за самолетом, на котором мадам Роза «улетела» в вечность. И это у Момо впереди вся жизнь, в которой ломаная-переломанная судьбой женщина научила его любить.

Как сложился человеческий дуэт главных героев спектакля, так сложился и сценический дуэт большой актрисы и начинающего актера. Крючкова и Федорук гармонично дополняют друг друга, и это тот редкий случай, когда звезда, на которую идет зритель — а публика в данном случае, разумеется, идет именно «на Крючкову», — не перетягивает одеяло на себя, не занимает всё пространство постановки, а деликатно отходит в сторону, когда понимает, что в каком-то эпизоде не нужно ее «соло». Она, как и ее героиня, учит тех молодых, кто находится на сцене рядом с ней, любить: в данном случае — дело, которым они занимаются. И они раскрываются, расцветают, демонстрируют свой потенциал и вселяют надежду на будущее — ведь у них тоже жизнь впереди. Сценическая.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.