Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

СОЛНЦЕ РЕНЕССАНСА

Молодая студия Льва Додина открылась премьерой спектакля «Ромео и Джульетта во мгле»

Малый драматический театр — Театр Европы выпустил премьеру «Ромео и Джульетта во мгле» в постановке Льва Додина. В спектакле играют актеры — участники Молодой студии Льва Додина.

Мастер остается по-прежнему молодым и продолжает эксперименты, начатые со студентами в 1990-е годы, когда разразилась бурная полемика среди критиков и публики вокруг спектаклей «Gaudeamus» и «Клаустрофобия». В чем только не обвиняли Льва Додина! Время расставило все по местам, новая для того времени постмодернистская эстетика заняла свое место в театральном процессе. И вот еще один опус, который вносит свежую струю в современный театр. Хотя спектакль называется как трагедия Шекспира, ее текст использован минимально — звучат ключевые, известные строки, а Ромео и Джульеттой в разных эпизодах становятся все участники этого многофигурного действа.

Сценография Александра Боровского построена по принципу Питера Брука, оставляя актерам пустое пространство, которое ими заполняется не только физически, но и эмоционально. На заднем плане высятся две двигающиеся арки, сужающие пространство для сцен, происходящих в нацистском лагере. Стены арок сплошь в граффити, популярных в молодежной субкультуре (выразительная работа Никиты Касьяненко). На периферии левой арки надпись — Verona, подсказывая, что действие будет происходить не только в городе легендарных любовников, но на всем земном шаре, потому что Ромео и Джульетта вечны во все времена и в любом месте планеты. Кульминационные точки их судеб совпадают с судьбами их родины, будь то Верона Шекспира, Соединенные Штаты Питера Абрахамса, Россия Виктора Астафьева и Александра Солженицына, Чехия Яна Отченашека или Турция Элиф Шафак. Там, где государство авторитарно, где идет война, требуются неимоверные духовные силы, чтобы люди выстояли в противоестественных условиях существования. Это лейтмотив спектакля о Ромео и Джульетте.

Ренессанс предал основной постулат своей философии: человек — мера всех вещей, и умирающий Меркуцио проклял отступников: «Чума на оба ваши дома!» Чума не отступила и вошла в XX век. Альбер Камю показал в известной повести высочайший взлет духовных сил самых обычных людей, победивших чуму. Герои спектакля — обычные молодые люди, не подозревавшие в себе героизма, вступившие в бой с чумой со всем пылом юности.

Спектакль начинается с большой танцевальной сюиты (хореограф Юрий Васильков), знаменующей радость жизни, расцвет любви. Современная хореография с элементами акробатики живописует ренессансные страсти, счастье молодых, сильных, здоровых, живущих полнокровной жизнью людей. Кажется, этот праздник жизни вечен. Но меняется освещение, обрывается музыка. В наступившей тишине возникает фигура юной девушки с желтой звездой на груди, прижавшейся к стене. Перед ней небольшой чемодан. Она — олицетворение одиночества, круглого сиротства.

Появляется такой же юный молодой человек. С ними происходит то, что произошло с Ромео и Джульеттой. Они счастливы — и начинают свой совместный путь на Голгофу. Это сцена из повести Яна Отченашека «Ромео, Джульетта и тьма». Но эти юноша и девушки не единственные. Каждая пара проходит свой круг ада — будь это лагерь смерти, советская тюрьма, лагерь по страшной 58-й статье, как в романе Солженицына. Ромео и Джульетту разъединяет разный цвет кожи, разные вероисповедания, политические режимы — силы, сметающие все, что не согласуется с их политическими установками, в противостоянии которым молодые обречены на гибель. И они гибнут, но, как Ромео и Джульетта, остаются олицетворением вечной любви. И это удается воплотить юным актерам.

Хотелось бы отметить некоторых из них, передавших с подлинным темпераментом и душевным жаром, крупным планом, эмоции своих героев. В программке только перечислены фамилии участников спектакля в алфавитном порядке: возможно, это сделано в педагогических целях — они только начинают свой путь на прославленной сцене. И все же отмечу последнюю сцену спектакля (фрагмент повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка»), в которой молодые актеры, не впадая в сентиментальность, показали чистоту, нежность, возвышенность только что зародившегося чувства. И неизвестно, суждено ли ему продлиться. Война беспощадна. Спектакль заканчивается многоточием, пробуждая в наших душах лучшее: солнце Ренессанса не гаснет.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.