Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПУШКИНА ЗАСТАВИЛИ ТАНЦЕВАТЬ ВПРИСЯДКУ

Летний культурный застой приносит неожиданные плоды. Обычно критики не доходят до Театра «Буфф», а тут вдруг летом он решил выпустить премьеру. Естественно, это сразу было замечено.

Смеяться, право, не грешно?..

А между тем обделенный вниманием критиков и жюри различных премий, «Буфф» пользуется бешеным успехом у публики, по крайней мере — у определенной ее части. И, видимо, у руководства городской культурой, потому что отмечающий в этом году 35-летие театр не только в свое время получил собственное здание, но и за время своего существования улучшил «жилищные условия», перебравшись поближе к метро. Если так пойдет и дальше, то скоро мы увидим «Буфф» где-нибудь на Невском. Возможно, так происходит потому, что репертуар театра отвечает представлениям наших чиновников о том, каким должно быть сценическое искусство культурной столицы. «Почему бы вам не посмеяться, не пошутить вместе с народом?» — интересуются руководители петербургской культуры у серьезных режиссеров. Не понимая, что у каждого свой режиссерский стиль. Есть он и в Театре «Буфф», где как раз тем и занимаются, что «шутят и смеются вместе с народом». В чем можно было убедиться и на премьере спектакля «Наше всё».

И ничего плохого в этом повальном веселье нет — легкий жанр, которого придерживаются в «Буффе», диктует свои правила. И да, иногда летним вечером хочется посмеяться и отдохнуть, а не страдать вместе, например, с героями Шекспира. Опять же классик — не Пушкин, Карамзин — сказал, что «смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». Проблема в том, что «кажется» смешным. В спектакле «Наше всё» это смешное, увы, настолько примитивно, что странно видеть взрослых зрителей, заходящихся от смеха буквально при виде показанного пальца. Но тем не менее — публика смеется, хлопает в такт любой более-менее веселой мелодии и вообще пребывает в абсолютном восторге. Ну так эта публика знала, куда шла.

Тем же, кто не знал, сложновато проникнуться весельем школьного драмкружка, а вернее, приколами в стиле уважаемого Евгения Петросяна. А именно его телевизионные шоу вспоминаются в первую очередь, когда смотришь спектакль «Наше всё».

Нетривиальный" взгляд

И это не случайно. Режиссер спектакля Михаил Смирнов — один из постоянных участников этих шоу. Но он даже превзошел учителя, потому что замахнулся не просто на какую-то постановку, сочиненную современными сатириками, а как раз на «наше всё» — Александра Сергеевича Пушкина и его повесть «Барышня-крестьянка». И пообещал, что продемонстрирует «неожиданный, нетривиальный» взгляд на классику, а в финале спектакля зрителям вспомнится «Ай да Пушкин, ай да…». И что-то похожее вспомнилось, но не по отношению к Пушкину.

Если уж быть честными до конца, то и написанная за один день повесть Пушкина — не вершина его творчества. Это такая безделушка, из которой вполне мог бы выйти веселый музыкальный спектакль, сыгранный молодыми актерами, — в премьере заняты вчерашние выпускники Театральной академии, совсем недавно влившиеся в труппу «Буффа».

Но собственно повести постановщику показалось мало, и он вводит в действие самого Александра Сергеевича (Арен Кучукян) и его няню (Наталья Бобровничая). Поэт активно взаимодействует с персонажами своего произведения и вообще очень активен — всё время суетится и мельтешит. Апофеозом этого мельтешения становится танец Пушкина — вприсядку и с присвистом. Под ритмичные аплодисменты зала.

Зал вообще стараются рассмешить любыми способами. У каждого героя спектакля есть свой коронный выход, где он выдает свою порцию шуток. Так, Лиза (Екатерина Конопацкая) как только ни кривляется, стараясь научиться говорить «по-крестьянски». Остальным актерам режиссер тоже поставил определенные задачи. Только вот задачи эти — на уровне первого курса театрального института, когда студенты учатся изображать животных. Поэтому приводящие публику в полный восторг собака и лошадь в исполнении, несомненно, талантливых актеров — это всего лишь студенческие этюды. А хоровое и сольное пение — всего лишь хорошо выученные уроки музыки.

С другой стороны, и в этом ничего плохого нет. Молодые показали свой потенциал, развлекли непритязательных зрителей, и все разошлись довольные друг другом. Только вот режиссеру Смирнову этого показалось мало, он зачем-то хочет продемонстрировать все грани дарования Пушкина, который читает то свои фривольные стишки, то глубокие и философские, а под конец забирается на пьедестал и декламирует «Я памятник себе воздвиг…».

И вот этот «ликбез» окончательно сводит постановку на уровень самодеятельности, рассчитанной на школьников, которых надо ознакомить с творчеством главного поэта нашей страны. Ну а если кто-то потом будет думать, что Пушкин плясал и свистел в перерывах между написанием шедевров, так это издержки «нетривиального взгляда на классику».

И в буфете вкусно…

Так что на спектакль можно смело водить культпоходы. Главное, чтобы те дети, которые увидят «Наше всё», не решили, что настоящий театр — это когда вам перед началом спектакля расскажут, сколько времени длится первое действие, а сколько второе, и пообещают, что обязательно вас развеселят (а так и случилось, когда режиссер, выйдя к зрителям перед премьерой, сообщил ее «хронометраж», по «эстрадной привычке» назвав действия — отделениями), а актеры всеми правдами и неправдами будут стараться рассмешить.

Хочется предостеречь и молодых актеров, срывающих овации за довольно скромные достижения: 35 лет назад блестящий курс выпускников тогда еще Театрального института получил здание для своего театра, названного «Буфф». И для советских времен это было что-то невероятное — Райкину здание не давали, а тут вчерашним студентам во главе с их талантливым мастером Исааком Штокбантом дали, поверив в их будущее.

За эти годы от того курса в театре остались единицы, и никакого прорыва в творчестве у них не случилось. Но залы они собирают, аплодисменты срывают, и вроде бы всё хорошо. Но вот только ждали-то от них совсем другого, нового слова в искусстве — однако, не сложилось. Так что нынешним молодым стоит задуматься, всегда ли зрительский успех — это успех творческий. И искусство ли это, когда зрителям сообщают, сколько времени будет идти постановка, а после они оставляют примерно такие отзывы (на другой спектакль): «Прекрасный театр! Всё так спокойно и в буфете вкусно».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.