Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПОРТРЕТ ТВОРЦА НА ФОНЕ ЭПОХИ

Малый театр кукол продолжает радовать зрителей, пополняя свой репертуар оригинальными постановками. Не так давно здесь выпустили спектакль «Шостакович», в котором режиссер Людмила Федорова представила собственное видение непростой судьбы великого композитора. В результате получился иносказательный и при этом выразительный портрет творца на фоне эпохи, которая так или иначе раскрывает героя, заставляя его внутренне играть разными гранями.

Следует признать, что «Шостакович», даже при всех своих незначительных мелких недочетах и определенных локальных недоработках, — крайне актуальный, смелый и нужный в наше время спектакль. Уходя от предсказуемой схемы типичного байопика с пунктирными пометками на линии жизни, постановка предпочитает сосредоточиться на проблеме взаимоотношений Автора и Государства (и государства, как мы с вами явственно понимаем, не очень-то человеколюбивого!). Очевидно, что это совершенно адский путь, полный страхов, отчаяния, одиночества, непонимания, трагических самоубийственных компромиссов, боли и стыда. Если ты хоть раз испытывал хотя бы приблизительно похожее давление извне или же оказывался вдруг перед сложнейшим нравственным выбором, то все сразу и поймешь без слов. И совершенно естественным образом хочется сказать: «Кто сам без греха, пусть первый бросит в меня камень». Про известное расхожее выражение: «Прежде чем осуждать, пройди этот путь в его ботинках» в данных обстоятельствах тоже сразу моментально вспоминается. Но гений остается гением и в изгнании, и в унижении, и даже под страхом смерти. Никакая грязь к нему не пристает, ничто не способно опорочить его светлое имя. И творения его бессмертны и вечны, поскольку уже навсегда вписаны в историю.

В спектакле в целом царит молчание и главенствует музыка (что абсолютно понятно и оправданно), иносказание становится ведущим методом. И это, к сожалению, по большому счету, играет со спектаклем довольно злую шутку: слишком многое (если не сказать — почти все) в итоге здесь можно вольно трактовать на собственный лад. Просмотр невольно превращается в достаточно утомительную игру под названием «Угадай, кто?». Что за фигуры с жутковатыми выбеленными лицами сопровождают Шостаковича? (неведомые фантомы памяти? воплощенные наяву муки совести? спасительные ангелы-хранители?). Кого изображает в спектакле конкретно эта кукла? (мы видим образ самого героя или же его тайное альтер-эго?). А вот в живом плане представлена женщина, она здесь кто? Перед нами муза, мать, жена, возлюбленная? Быть может, эти ипостаси соединяются в ней все вместе? Так сразу и не понять, приходится пускаться в подробные размышления. Зато максимально внятно, четко, действительно страшно в спектакле представлен образ Государства, Системы, Тоталитаризма. Здесь все очевидно без каких-либо разночтений буквально с первых секунд, и это мощное эмоциональное впечатление сохраняется у зрителя до самого конца постановки.

В спектакле очень хороша и точно символична сценография Марии Клочьевой. Бьет до боли по глазам кроваво-красный цвет как воплощение античеловеческого государственного строя, серый же отвечает за в целом смутные времена и внутренние подавляемые страхи. Письменный стол вам тут и точка вдохновения и пресловутый шкаф со скелетами, от которых не отмахнуться. В спектакле много незанятого пустого сценического пространства, которое призвано обозначить здесь как неубиваемую свободу творчества, так и неискоренимое внутреннее одиночество.

Традиционно уже для МТК замечательно хороши в заданных образах актеры. Станислав Демин-Левийман в который раз подтверждает своим мастерством, что все ему по плечу в профессии. Так тонко, умело, зримо сыграть Зло, само непосредственное воплощение адовой государственной машины и циничной идеологии — браво, браво! Блестяще демонстрирует здесь подлинное женское начало Ольга Ведерникова. Талантливо существуют в рамках своих ролей Анна Солодова, Ульяна Миланина и Сергей Журавлев. И, конечно, отдельного упоминания стоит сам Шостакович в талантливом исполнении Игоря Баянова, который словно бы и не просто играет, а по-настоящему проживает жизненные обстоятельства и судьбу своего героя. В конечном счете рождается свободное творческое высказывание на заданную тему, которое каждый поймет по-своему, и всякая интерпретация здесь будет уместна.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.