В Театре имени В. Ф. Комиссаржевской состоялась яркая премьера — трагикомедия «Дуэль» по одноименной повести Антона Чехова. Главному режиссеру Леониду Алимову удалось поставить спектакль, после просмотра которого испытываешь настоящее потрясение! В этой совершенной работе нравится абсолютно все: от воплощения идеи до мельчайших деталей сценического решения.
Написанный в 1891 году Чеховым текст оказался удивительно созвучен нынешнему неспокойному времени. Леонид Алимов затеял спектакль задолго до ограничившей нашу жизнь пандемии, премьеру пришлось переносить… В итоге спектакль вдруг оказался остро современным, ведь сегодня каждый из нас находится в состоянии поединка с самим собой, здравым смыслом и пред-лагаемыми обществу условиями существования.
После чеховской «Дуэли» в русской литературе случился «Поединок» Александра Куприна, опу-бликованный в 1905 году. А затем смута мировой войны и революции перемолола и вымела из жизни и интеллигентных героев, и их антиподов, в лучшем случае разбросав тех и других по миру. Невольно ежишься от перспектив, поскольку в нынешней ситуации мир оказался на удивление маленьким и тесным, а укрыться от обстоятельств можно лишь в ответственности перед самим собой и . в любви. В финале Лаевский говорит разлюбленной им в начале пьесы Надежде Федоровне: «У меня нет никого, кроме тебя…».
Художник-постановщик Анвар Гумаров поставил лодку на край сцены, лаконично обрисовав Кав-каз крупными деталями, напоминающими, что действие происходит у моря, где жизнь зависит от приливов и отливов. Музыкальное оформление органично и цельно, а главная удача, — конечно же актерский ансамбль! Именно ансамбль, в котором блистают Владимир Крылов (Лаевский) и Маргарита Бычкова (Битюгова), работающие «на разрыв», но не они одни. Как и у Чехова, в спектакле нет проходных ролей, и всем исполнителям дана возможность себя проявить.
Неожиданно кульминацией становится не сцена дуэли (хотя в ней все сыграли превосходно), а следующий за поединком разговор, казалось бы, второстепенных персонажей — дьякона Победова и мусульманина Кербалая. «Твой бог — и мой бог все равно» — это прозвучало как важнейший вывод. Оба исполнителя, Вадим Лунгу и Василий Гетманов, несмотря на то, что являются еще студентами института кино и телевидения, с задачей справились прекрасно.
Подготовлен еще и второй состав. Леонид Алимов обещал менять актеров на премьерных показах. В чем-то это изменит спектакль, но ведь на то он и театр, чтобы каждый вечер быть иным!
Комментарии (0)