Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ…

В театре «Святая крепость» — очередная премьера. Георгий Цнобиладзе представил комедию — детектив «Ножницы». Это четвертая постановка молодого режиссера в «Святой крепости». До этого он поставил аншлаговый «Тестостерон», «А поутру они проснулись» по Шукшину, знаменитую «Хануму». Юрий Лабецкий, худрук «Святой крепости», считает, что Цнобиладзе делает успешные в коммерческом отношении спектакли. Почти все это — комедии.

На вопрос, заданный в интервью, есть ли у него стремление ставить именно комедии, Георгий ответил: «Мне интересны разные жанры. И комедия, и трагедия — это драматическое действие, которое и представляет интерес для режиссера. К тому же в современном театре почти не осталось чистых жанров, по большей части они смешанные. Так и „Ножницы“. Это, в значительной степени, детектив. В разных частях спектакля преобладает то детектив, то комедия. В конце — драма, трагикомедия. И в зависимости от реакции публики, спектакль приобретает то комедийные черты, то криминальные».

Надо сказать, что зрителей, посетивших спектакль, ждут неожиданности. В постановке публика активно вовлекается в процесс игры. И не просто актеры расхаживают по залу, периодически обращаясь к зрителям, это уже привычно. Спектакль — интерактивное действие, где от реакции зрителя во многом зависит его ход. Разумеется, огромное значение имеет актерская импровизация. Но импровизация — в рамках поставленных режиссером задач, очерченных пьесой рамок. «Заготовки» также весьма значимы, так как артисты должны быть готовы к любой активности публики.

Так что весьма непростая задача стоит перед следователем (Антон Косолапов). Он должен улавливать «флюиды» публики, «разогревая» ее вопросами или, наоборот, быстро переходя к активным действиям на сцене, «обосновывая» реакцию зрителя на персонажей. Здесь игра особого рода, когда публика выступает как присяжные заседатели, а это, согласитесь, ответственность. Правда, актер-следователь уточняет: «Мы только создадим версию, и попробуем ее доказать». Многое зависит от внимания зрителей. Как рассказывает режиссер, по ходу пьесы расставлены разные «манки», когда, казалось бы, все вот так, а потом поворачивается совсем по-другому. По ходу дела проверяется «память» зрителей, внимание к деталям, которое имеет значение не только для развития сюжета. Это ведь и проверка отношения публики к самому спектаклю, тест на интерес к происходящему на сцене. В зависимости от реакции зрителей импровизируют и другие артисты, иногда впрямую отвечая на вопросы из зала.

Открывается он красивыми декорациями «парикмахерской», где под громкую музыку группы YMCA, исполняющей известный хит Village People, священнодействуют Кристина (Дарья Ердякова) и Антуан (Антон Курцаев). Причем они с такой живостью двигаются, обслуживая клиентов, что у Кристины получается прямо-таки эротический танец, наводящий на определенные мысли. И, конечно, все артисты танцуют под музыку YMCA. Хореография в постановках «Святой крепости» всегда на высоте.

Каждый из артистов создает выразительный образ своего персонажа, вроде бы (по пьесе) что-то скрывающего. Хороша а-ля франс-герл Кристина в исполнении Дарьи Ердяковой, «душка» Антуан (Антон Курцаев), невозмутимый до неприличия, с легким налетом брутальной мафиозности, Скоробогатов (Антон Родионов). Всех их, в том числе, Даму со связями, Викторию Шульман (Ольга Бубнова), мы можем видеть на большом экране, во время «допроса», отмечая малейшие движения мимики «подозреваемых». Да, театр использует мультимедийные средства в своем стремлении быть современным. Однако сюжет вполне детективно-классический: подозреваются все, с соблюдением единства места. Музыка и танцы начала спектакля, а также выборгский колорит, что рекомендовано автором пьесы (Пауль Портнер): использовать местные реалии в постановке, в начале действия расшевелили публику. Это было комедийной прелюдией. Но сюжет — традиционного детектива, где намеренно используются шаблоны криминального чтива. Так что в какой-то момент я даже заскучала… Но, все меняется, когда в игру вступают зрители.

Георгий Цнобиладзе сказал в интервью, что театр не стоит на месте, потому использует новые формы. Интерактивное действие — стремление театра соответствовать запросам современности. Каждый раз спектакль будет другим. Фраза — не привычное театральное клише, говорящее о том, что артисты выходят на сцену в разном настроении, «ударе» или «не в ударе». В этой постановке спектакль пойдет каждый раз по-другому, в зависимости от настроя зрителей.

Думаю, премьерный показ запомнится зрителям.

Они будут вспоминать неподражаемый шарм мадам Шульман (Ольга Бубнова), прекрасный дуэт двух антиподов: подвижного, как ртуть, Антуана и высокомерно сдержанного Скоробогатова, гиперактивность помощника следователя (Владимир Павлухин). А еще, начитанный и насмотревшийся разного, зритель увидит здесь иронические аллюзии не только на классический французский, английский детектив, но и на «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета, со «стреляющими» отсылками к «Улицам разбитых фонарей» и отечественным сериалам «про ментов». Но, это уж, кому как.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.