Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Петербургский театрал. 16.04.2025
СМИ:

ПОДЛИННЫЙ РАЙ ДЕТСТВА

В театре «Мастерская» — великолепная премьера, которая, вне всякого сомнения, придется по нраву и детям, и взрослым. режиссерским дебютом для артистов сергея Агафонова и Дарьи Завьяловой стала постановка «Мой дедушка был вишней» по хорошо уже известной многим книге современной итальянской писательницы Анджелы Нанетти. И следует признать: дебют этот оказался более чем удачным.

Не секрет, что это уже далеко не первое сценическое воплощение текста Анджелы Нанетти. Ее книга каким-то удивительным образом неизменно привлекает режиссеров, и они находят в ней что-то свое. Акценты каждый раз расставляются иным образом, выводя на передний план те или иные темы. В Большом театре кукол «Мой дедушка был вишней» в постановке Ивана Пачина мгновенно стал кассовым хитом, на который не достать билетов. Успех постановки, безусловно, был во многом определен выбором Михаила Ложкина на роль мальчика Тонино. Артист блестяще воплощал этот образ вплоть до своего скоропостижного ухода из жизни. В Малом театре кукол режиссер Чакчи Фросноккерс рассказывал эту историю максимально камерно, нежно, она получалась сюжетом об утраченном рае — счастливом детстве. В обеих постановках язык театра кукол помогал зримо передать многие важные смыслы книги, активно подключал зрительскую фантазию. Арина Гулимова (ученица Григория Козлова, к слову) поставила свой спектакль по этой книге в Омском государственном академическом театре драмы. Ее работа была во многом про торжество жизни над смертью, про преодоление разного рода конфликтов, про незримую поддержку свыше от тех, кто нас покинул навсегда.

Что же до премьерной постановки «Мой дедушка был вишней» в «Мастерской», то в ней с легкостью можно обнаружить приемы и смыслы, существующие в других сценических версиях. Ни в коем случае не плагиат, но логичное наследование традиции, пожалуй. Из театра кукол сюда успешно перекочевали объемные маски, со спектаклем Арины Гулимовой эту постановку роднит жизнеутверждающая линия. Кроме того, у свежего спектакля «Мастерской» имеется собственный неоспоримый козырь — написанные специально для постановки оригинальные песни от авторов саундтрека к культовым «Смешарикам» Марины Ланды и Сергея Васильева. В итоге получилась кипучая смесь: веселье в истинно итальянском духе, солнца, тепла, ласки, нежности, любви с легкой капелькой неизбежной печали.

Такой явный и неподдельный режиссерский интерес к книге Анджелы Нанетти рождает закономерный вопрос: что же такого особо притягательного можно найти в этом тексте, что заставляет обращаться к нему, какие важные вопросы он ставит, в чем же секрет столь невероятного успеха книги в нашей стране? Пожалуй, разгадка кроется в особого рода интонации повествования: доверительной и располагающей к открытому диалогу, неподдельно честной, не застревающей на трагедиях, но и не избегающих разговоров о действительно непростых темах — болезнь, смерть, конфликт, развод родителей. Анджела Нанетти создает в своей книге чистый и светлый мир, наполненный теплотой и любовью, но мир этот напрочь лишен сладкой приторной фальши. Жизнь есть жизнь, какая она есть, без прикрас. А рассказ малыша Тонино, ведущийся от первого лица укорачивает дистанцию между самим героем и юным читателем, который, несомненно, тоже пытается разобраться в непростых вопросах мироздания.

Все эти достоинства книги переходят и в сценическое воплощение в спектакле театра «Мастерская». В режиссерской работе Агафонова и Завьяловой все обозначенные в книге темы, проблемы, смыслы раскрываются в полной мере. Главный конфликт — между городом и деревней (и деревня побеждает с разгромным счетом!), главный смысл — человек жив, пока его любят. Круговорот времени вечен и мудр: одно поколение в назначенный час уйдет, но на его место рано или поздно встанут новые люди. Род не прервется, вишню не вырубят, а это значит, что все будет хорошо, несмотря на житейские неприятности и неизбежные потери. Любую неприятность можно побороть и превозмочь. Через преодоление разного рода сложностей и происходит взросление. Главное — беречь семейные ценности, традиции, хранить память об общем прошлом, не забывать ушедших, не позволять никому извне сломать сложившийся уклад. Все эти важные идеи представлены в постановке без малейшего намека на пафос или морализаторство, они изложены максимально просто, доступно и понятно.

Детство малыша Тонино представлено увлекательным приключением, практически непрерывным развлечением, самым счастливым на свете времяпрепровождением в окружении любимых людей. Улыбки, объятия, поцелуи, шутки, песни и танцы, вкуснейший гоголь-моголь и совместные прогулки с умной гусыней Альфонсиной — вот неизменные составляющие этого локального парадиза. Все проблемы — где-то далеко, все горести забываются практически мгновенно. Печальные уроки жизни преподносятся здесь без излишнего трагизма, но с важным смысловым значением. Все ключевые моменты книги предлагаются публике без неуместного осуждения тех или иных поступков персонажей, вне оценки мотивов их поведения. Нужные выводы зрители сделают сами, и даже условного деления на «хороших» и «плохих» здесь не предусмотрено. Конечно, можно сделать скидку на детский взгляд на происходящее в этой истории, но юный возраст главного героя не отменяет того, что он все прекрасно понимает (в крайнем случае — догадывается).

Визуальная составляющая спектакля достойна отдельной похвалы. Сценография постановки притягивает к себе внимание и активно работает на общее беззаботное настроение, транслируемое со сцены. Безусловно, главный элемент — та самая вишня Феличе, любимица сразу нескольких персонажей, символ счастливого детства. Она занимает тут все сценическое пространство, напоминая чем-то диковинного змея, сказочного разноцветного ящера, подлинно живое, дышащее создание, имеющее собственную душу. И все здесь разворачивается вокруг нее, и все происходит ради нее. Тонино готов ослушаться родителей и даже не на шутку рискнуть жизнью — лишь бы вишню не срубили сотрудники муниципалитета, только бы сохранилась их семейная неизменная ценность! Елена Жукова (художник-постановщик и художник по костюмам) сочинила и тонко воплотила образ этой чудесной страны детства, где все так или иначе связано с любимой Феличе, даже мамина неизменная брошка — и та в виде пары вишенок.

Наконец, актерские работы здесь просто невероятно хороши. Сергей Агафонов сам воплощает образ Тонино, и делает это с подлинным чистым обаянием, с невинным детским взором. Чуть ли не все зрительское внимание заслуженно притягивает к себе блистательный Евгений Шумейко в роли дедушки Оттавиано. Он играет эмоционально, ярко, насыщенно, рисуя своего персонажа крупными мазками. В паре с ним поистине великолепно работает Ксения Морозова — бабушка Теодолинда, она же гусыня Альфонсина. Их слаженный дуэт, безусловно, можно считать одной из наиболее сильных сторон спектакля. Замечательно хороша и органична во всех трех своих ипостасях (мама, бабушка Антониетта, учительница) Арина Лыкова. Наконец, Дмитрий Миков играет роли Папы и дедушки Луиджи соответственно с ярко выраженными юмористическими нотками, с изрядной долей нарочитого комизма. Из всех этих составляющих и рождается в конечном счете теплая яркая история, переполненная до краев любовью, счастьем, смехом, музыкой и хранящая в себе нехитрую житейскую мудрость, понятную взрослым и детям.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.