Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПЕЧАЛЬ МОЯ ПЕСТРА

Петербургский музыкальный театр «Зазеркалье» представил премьеру зингшпиля Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» в постановке худрука коллектива Александра Петрова. Комментирует ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

«Волшебную флейту» угораздило стать первой полноценной постановкой, созданной на сцене «Зазеркалья» после капитального ремонта, в ходе которого подмостки театра подверглись кардинальной модернизации и оснащению новейшим световым и видеопроекционным оборудованием. «Погубят тебя слишком большие возможности», предупреждал заглавный герой «Айболита-66» своего оппонента: прикидывающийся сказкой философский моцартовский трактат пал жертвой театрально-технического прогресса, которому режиссер Александр Петров и художник Владимир Фирер сдались без боя. На вмонтированных в порталы плазменных экранах все два с половиной часа действия суетливо мельтешит нехитрый видеоарт, на занавесе и сцене полыхает оборачивающийся то водопадом, то пожаром анимационный контент, на языке профессионалов именуемый «повидлом» (в смысле — дешево, сладко и сердито). Еще в наличии имеется навязчиво-прямолинейный, как на эстрадных концертах, свет — если очень постараться, можно допустить, что «Волшебную флейту» в «Зазеркалье» попытались поставить в жанре современной феерии.

При желании можно даже вычленить как концептуальный упорно педалируемый режиссурой цирковой мотив: отлично подготовленным молодым артистам «Зазеркалья» приходится постоянно чем-то жонглировать, куда-то прыгать и на чем-то висеть — а то и вовсе балансировать на бортике оркестровой ямы, попутно (и только) отвлекаясь на моцартовские фиоритуры. Тяжеловесная пестрота — примерно так можно обозначить поздний постановочный стиль Александра Петрова, у которого каждая минута сценического времени (не говоря уже о времени музыкальном) проседает под весом всевозможных шуток, прибауток и прочих гэгов. При этом понять, в каком именно смысловом направлении бьет фонтан режиссерской фантазии, решительно невозможно: ставит ли господин Петров «Волшебную флейту» про то, что весь мир — игра, или, быть может, о том, что музыка Моцарта — это эквилибристика вдохновения, остается до конца неясным. И проблема тут, конечно, отнюдь не в том, что кажущуюся глубоко вторичной цирковую тему применительно к «Волшебной флейте» еще в 1997 году закрыл в великом зальцбургском спектакле великий Ахим Фрайер.

Капитальный изъян постановки «Зазеркалья» заключается в том, что ни один из великого множества присутствующих в ней приемов и сюжетов не проартикулирован с той достаточной степенью ясности, которая позволила бы числить их по ведомству художественного. Интерьер спектакля напоминает гнездо вороны, понатаскавшей отовсюду пестрого и блестящего, но не задумавшейся о каталогизации своей коллекции. Владимир Фирер расписывает порталы то ли каббалистическими символами, то ли масонскими знаками, но ни тот ни другой мотив режиссурой не отыгрываются. Порой недодуманность приводит к трагикомическим конфузам: сочиняя костюмы Трех дам, господин Фирер, вероятно, желал видеть прислужниц Царицы ночи вагнеровскими валькириями — но затянутые в латекс и корсеты цвета «металлик» они выглядят скорее как профессиональные доминатрикс.

Это тем более обидно потому, что в самом начале спектакля экспонируется как минимум несколько любопытных тем, которых хватило бы и на несколько постановок оперы. Скажем, вполне симпатично решен треугольник взаимоотношений в семье принцессы Памины: раздраженная Царица ночи может предложить своей дочери лишь телевизор с бесконечным «Гарри Поттером», а отец Зарастро — сказочный мир циркового закулисья. Но никакого развития этот сюжет не получает, и про главных героев мы понимаем лишь то, что принц Тамино — очкарик-тюфяк, а обретенная им суженая — кокетливая модница. Печаль от неслучившегося с «Флейтой» волшебства умножают очевидные достоинства музыкальной части премьеры: дирижер Аркадий Штейнлухт проделал свою работу более чем честно, а в труппе «Зазеркалья» зажглась потенциальная звезда — красавица Надежда Антюфеева с отменным лирическим сопрано и изрядным сценическим апломбом без примеси и грамма пошлости.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.