Прошедшие новогодние каникулы, кроме снегопада, неубранных от снега и льда улиц и задержек авиарейсов запомнились еще и двумя необычными художественными событиями, на которые поклонники музыкального искусства добрались, невзирая на погодные условия и бездействие городских коммунальных служб. Но их усилия стоили того. Театр музыкальной комедии показал свою недавнюю премьеру — спектакль-концерт «Кабаре на Итальянской», а Капелла пригласила на концерт с уникальной программой «Молитва в русских романсах».
В Музкомедии публику рассадили не в зале, а в живописном театральном кафе «Грот», где, увы, поместились не все желающие — на улице ко всем подходящим к дверям театра бросались с тщетной надеждой обрести «лишний билетик» жаждущие и страждущие присоединиться. Для духа кабаре на столиках было расставлено шампанское, что очень мило, конечно. Однако темно-изумрудного цвета скатерти смотрелись весьма сиротливо, особенно, когда бокалы с шампанским замирали в руках зрителей-гостей. Было бы затейливее, если бы к шампанскому добавили, еще, скажем, маленькие шоколадки с логотипом театра или названием спектакля, фирменные бумажные салфетки с изображением здания и/или интерьеров театра, а в подсвечниках (которые тоже не помешали бы) горели бы свечи или пусть даже электрическая имитация свечей. Ну, это, думаю, вопрос в будущем решаемый, ведь главное, всё же, само представление. И вот в нём-то артисты Театра музыкальной комедии показали свой высокий и возрастающий с каждым спектаклем класс и поразительную, фантастическую универсальность. Они и виртуозно танцуют, и по-настоящему здорово поют, и играют, и умеют носить сценические костюмы, и всем этим держат неослабевающими внимание и интерес публики, даже слегка расслабившейся и прихлебывающей шампанское.
В динамичном (всё происходило как в калейдоскопе, без лишних пауз), гармоничном и ярком спектакле-концерте звучали и зажигательные, и грустные, и щемящие русские народные песни и «белогвардейские» романсы, песни Александра Вертинского, Валерия Гаврилина и других композиторов, плясали «цыгане», ходила-бродила торговка бубликами (Елена Забродина), так просто и проникновенно исполнившая песню Гаврилина с пронзительными словами «А ягода нелакома понравится не всякому», что несмотря на новогоднее настроение, простимулированное шампанским, зал замер от потрясения. Как всегда, восхитительна была Юлия Москаленко, особенно в русском репертуаре. Великолепен во всех актерских проявлениях Иван Корытов, у которого, кажется, каждая роль — амплуа. Его Пьерро с Коломбиной (Ольга Лозовая) стал одной из самых «крупных изюминок» представления.
Ансамбль из артистов оркестра, игравший роль и репертуар ресторанных музыкантов, тоже был замечателен своей зажигательностью и импровизационностью (музыкальный руководитель и аранжировщик — Елена Буланова). И, конечно, браво-брависсимо постановщику и хореографу — лауреату международных конкурсов Марии Большаковой.
Честно говоря, к такому живому, искреннему и красивому (художник — Ирина Долгова) представлению придираться не хочется. Но все же было в нём нечто, требующее, на мой взгляд, режиссерской корректировки. Это несколько сцен с пьяным в дым персонажем, который то ломился не туда, то едва не падал на кого-то из действующих лиц, то бормотал что-то, без чего спектакль вполне мог бы обойтись. Но кабаре есть кабаре: в нём и пьяные бывают. Будем надеяться, что не каждый раз.
В отличие от праздничного представления Театра музыкальной комедии, в Капелле народ собрался на серьезную и очень редкую программу «Молитва в романсах русских композиторов». Исполнители тоже привлекли внимание слушателей — это солист Капеллы, бас-профундо Владимир Миллер и пианист, лауреат международных конкурсов Андрей Иванович.
В концерте прозвучало 20 романсов, объединенных одной темой — обращением человека к Богу в разных житейских ситуациях, как в радости, так и в печали. Их авторы — знаменитые композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Ляпунов, Гречанинов, Рахманинов, Свиридов. В концерте, в частности, были исполнены романсы Гурилева, Глинки и Даргомыжского на одно и то же стихотворение Лермонтова «В минуту жизни трудную».
Несмотря на то, что бас-профундо — голос редкий, палитра его все-таки сильно ограничена, поэтому такого красочного исполнения, какое может предложить «обычный» бас, публика не услышала. Кроме того, у Владимира Миллера крайне невнятная дикция, и при всём старании и желании слушателей разобрать можно было лишь отдельные слова. Собственно, это и загубило саму идею концерта: не понимая текста романсов, публика не может прочувствовать произведение. Но на концерты люди у нас приходят вежливые: хлопали и даже цветы певцу преподносили. Правда, были и такие, кто с досадой уходил в антракте, сочтя, что не иметь возможности разбирать слова, произносимые на родном для исполнителя и слушателей языке — это уже слишком.
Положение спасал пианист. К счастью, в программу концерта были включены короткие фортепианные произведения, которые Андрей Иванович исполнял с редкой тонкостью, душевностью и мастерством. Уж на что популярен ноктюрн Глинки «Разлука», но такого исполнения, как у Ивановича, мне не приходилось слышать никогда. В интерпретации Ивановича эта разлука звучала прощанием навсегда, но таким, при котором хоть сердце и щемит нещадно, печаль остаётся светла. В общем, резюме: Миллера лучше слушать в хоре; стихи, на которые написаны романсы, перечитаем в книгах, а вот сольный концерт Андрея Ивановича, который, надеюсь, будет организован в одном из петербургских академических залов, пропустить будет никак нельзя.
Комментарии (0)