Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ» СОБРАЛО АНШЛАГ

В театре «Санктъ-Петребургъ Опера» с аншлагом прошла первая юбилейная премьера этого года — лирико-комическая опера Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре».

Как объясняет художественный руководитель-директор театра Юрий Александров, он выбрал это произведение для того, чтобы дать своей труппе отдохнуть от «страданий и предсмертных мучений» последних постановок и немного «поиграть в себя». И еще — потому что это Прокофьев, один из немногих композиторов, умевших писать гениальную, сложную и одновременно смешную музыку.

Известный неожиданными режиссерскими решениями Александров остался верен себе. Действие оперы перенесено из Севильи XVIII века в условный театральный институт, где студенты весело и азартно готовят дипломный спектакль «Дуэнья». Все логично — и сама труппа Александрова молода, и куража с романтизмом «Санктъ-Петербургъ Опере» не занимать.

Первое действие — сплошной минимализм. Стремясь сосредоточиться на мастерстве, технике и пластике, режиссер почти полностью отказался от декораций, оставив лишь зеркальные стены и несколько цветных кубиков. Актеры одеты в черные тренировочные костюмы, лишь купец Мендоза щеголяет в красном пиджаке и с толстой золотой цепью на шее. Но все решительно меняется во втором отделении: постановка вспыхивает феерическим пламенем премьеры, вызывающей роскошью одеяний и буйством красок, не теряя при этом строгой графичности (отметим работу художника-постановщика Вячеслава Окунева). Действие выплескивается в зал, в какой-то момент в происходящее оказывается вовлечен даже дирижер Александр Гойхман, в оркестровую яму к которому забирается разбушевавшийся Дон Жером. Надо сказать, маэстро поразил зал своей игрой — если не сказать клоунадой.

Финал спектакля закольцовывает действие: в разгар свадебного празднества Мендоза и Дуэнья выдают актерам дипломы, напоминая, что все происходящее — игра. Яркая, талантливая и слегка безумная.

Противопоставление двух отделений — проверенный козырь Александрова, достаточно вспомнить его «Паяцев». Этот прием режиссер повторил и в «Обручении в монастыре» — лаконичная учебная реальность институтской аудитории сменяется чрезмерной театральностью второго действия. Такой контраст гарантирует постоянно возрастающее внимание публики и овации под занавес.

Провести параллели можно с «Поруганием Лукреции» — спектаклем, ставшим во многом определяющим для «Санктъ-Петребургъ Оперы». Заслуга Юрия Александрова состоит в том, что эти гениальные, но далеко не самые кассовые творения Бриттена и Прокофьева стали доступны современной петербургской публике. Обе оперы, появившиеся в послевоенных 1940-х годах и символизирующие новую музыкальную эстетику, требуют тщательнейшей работы с партитурой и актерами. Александрову это неизменно удается.

Кстати

Февраль становится традиционным месяцем премьер в «Санктъ-Петербургъ опера». Год назад Юрий Александров представил на суд публики свое прочтение «Богемы». А в этом году премьера «Обручения в монастыре», по сути, стала началом празднования юбилея театра — ему исполняется 25 лет. В ближайших планах еще одна премьера — опера Жоржа Бизе «Кармен». Кроме того, театр даст ряд спектаклей на других сценических площадках города — в память о тех временах, когда у труппы не было собственного здания.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.