Обращение к легендарным личностям в театральном искусстве — случай весьма частый. Великие умы и незаурядные таланты неизменно привлекают внимание публики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обширный репертуар Театра им. Ленсовета пополнился свежей работой в жанре байопика. Режиссером нового спектакля «Два портрета» стала Евгения Богинская.
Эта работа выросла из эскиза, признанного лучшим на лаборатории «Персоны», что прошла в театре минувшей зимой. Биографическая пьеса Сергея Толстикова, посвященная Льву Толстому, в режиссерских руках наполнилась множественными смыслами и ожила. Было ясно, что полноценная постановка — лишь дело времени. И вот не так давно состоялась долгожданная премьера, которая уже успела собрать похвальные зрительские отклики.
В основе спектакля — история создания одного легендарного полотна. Иван Крамской приезжает в Ясную Поляну, чтобы написать портрет Льва Толстого. Рядовая работа художника внезапно оборачивается сначала острым неприятием со стороны гения российской словесности, но в ход идут женские мольбы, угрозы и даже шантаж со стороны жены — и делу все-таки дают ход. Кропотливая работа над портретом оказывается сопряженной с неизбежными разговорами о самом важном: о Боге, природе творчества, свободе, вере. Художник и писатель представлены заложниками непреодолимых обстоятельств, носителями тягостного бремени. Муки творчества — вовсе не фигура речи, каждое слово, как и каждый мазок, даются им с невероятным внутренним трудом. А где-то рядом — жена Софья Андреевна, налаженный быт, детские шалости, повседневные заботы… Может показаться, что жена не под стать своему мужу: не задается сложными вопросами бытия, живет обывательскими интересами, но это совершенно не так. Скрытый абьюз в семействе Толстых — отдельная линия спектакля. Кто кому здесь мешает, кто над кем издевается, еще нужно уточнить.
Спектакль построен Евгенией Богинской на ярко выраженных и легко читаемых антитезах: мужчина—женщина, творчество—быт, писатель—художник, высокое—приземленное. Пока муж-гений рассуждает о высоких материях, жена смиренно занята хозяйством и детьми. Что из этого важнее — вопрос дискуссионный. В сущности, на противопоставлении всех противоположных начал и построен мир. Но кто сказал, что воспитывать детей и вести хозяйство проще, чем написать книгу или создать картину? Во множественных спорах Крамского и Толстого об искусстве, религии, жизни отчетливо виден тщетный поиск высокой недосягаемой истины. А вкуснейший анковский пирог, испеченный по семейному рецепту, который так настойчиво предлагает попробовать Софья Андреевна, — буквально рядом.
«Два портрета» помещены в неброскую, но уместную сценографию. Художник Наталья Федорок сочинила в качестве основы белый фон, на котором время от времени возникают видеопроекции: рукописи, березки, бегающие дети. Белым же застлан и пол, где привольно рассыпаны синие яблоки, которых и в природе-то вовсе не бывает. Синим отмечены также детали костюмов Крамского и Софьи Андреевны — этот цвет, символизирующий спокойствие и мудрость, не кажется здесь случайным.
Актерская игра в спектакле эмоциональна и убедительна. Иван Шевченко в роли Крамского замечательно передает состояние человека в творческом кризисе. Он молчалив, много смотрит в одну точку и выглядит опустошенным. Всеволод Цурило, играющий Толстого, хмур, мрачен и полон ядовитого скепсиса. На контрасте с ними игра Анны Мигицко в роли Софьи Андреевны передает целую гамму живых чувств: от истерики, нервического смеха до полного удовлетворения и широкой счастливой улыбки.
Двоемирие этого спектакля увлекает, заставляя подобно героям данной постановки задумываться о непростых вопросах. Ну, а кого-то явно заинтересует тот самый рецепт пирога для Льва Толстого — на всякий случай. Каждый сделает выбор по собственному вкусу.
Комментарии (0)