Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 13.11.2014
СМИ:

МУЖЕСТВО ЖИТЬ НАБЕЛО

Молодёжный театр на Фонтанке преподнёс подарок чувствительному зрителю — постановку Семёна Спивака и Сергея Морозова по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок».

События, описанные Уайлдером, относятся к началу ХХ века, а сама пьеса — к его 30-м годам. Прошлый век — кому он интересен? Но со сменой веков человек не меняется, и мы, так же, как и сто лет назад, мало отдаём себе отчёт в неповторимости каждого мгновения жизни и ценности каждого человека, встречающегося на нашем пути. Из поколения в поколение человечество живёт «на черновик», словно где-то в неведомом завтра любой наш сегодняшний шаг получит дополнительное время или повторное право на «чистовую» реализацию. Кто-то понимает, что не успевает чувствовать и ценить жизнь, кто-то — нет, но и тех и других терзает смутное понимание — «не так живём», обостряющееся с уходом друзей и близких. Уайлдер, проследив жизнь и смерть обитателей одного американского городка Гроверс-Корнерс, резюмировал жизнь и смерть каждого из землян — он попал в десятку своей «хроникой умирания». Пьесу «Наш городок» как точку пересечения чувств и философии режиссёры будут ставить, пока будут существовать мысль и театр…

Художник-постановщик Николай Слободяник сделал материальный мир «Нашего городка» прозрачным и почти призрачным. Ажурная металлическая конструкция декораций — лишь контур объектов реальности, постоянно продуваемой ветрами времени. Даже цветы здесь изображаются в виде белых флюгеров-пропеллеров, бытие которых подвластно ветру. Безмятежно белоснежен и абрис домов, окон, дверей, скворечников, уличных часов и фонарей, воздушных змеев, парящих над головами жителей. Не менее безмятежны поначалу и герои, одетые если не в белые, то в белочёрные одежды (исключение — лишь могильщик Стоддард — Анатолий Артёмов, обряженный в чёрное).

Художник Мария Лукка максимально приближает костюмы ко времени, которое трижды оговаривает человек «от театра», обозначенный драматургом как «помощник режиссёра» (эту роль исполняет Александр Черкашин). Годы 1901, 1904, 1914-й и в переносном, и в буквальном смысле промелькнут за три часа действия, словно слайдшоу. Согласно режиссёрской воле время для героев периодически замирает, переходя в фотографическое изображение: вспышка, щелчок — и люди застывают с улыбками на лицах. А ведь только что они искали происшествий, сетовали на недостаток культурной жизни в городке… Нет, они реально счастливы: друг другом, как солидная чета Гиббс (Вадим Волков и Зоя Буряк) или беспокойная чета Уэбб (Евгений Клубов и Александра Бражникова), своим делом, как выпивоха-органист Стимсон (Андрей Некрасов) или аккуратист молочник Ньюсом (Илья Морозов).

На пути к счастью и подростки Джордж и Эмили, которые могут спорить или миловаться, поругиваться или казаться ангелами. Но если женское начало Эмили в исполнении Эмилии Спивак уже всем существом осознаёт, что человеку для полного счастья надо, чтобы его кто-нибудь любил, то Джордж (Константин Дунаевский) поймёт это слишком поздно. Поставленный балетмейстером Сергеем Грицаем танец влюблённых — удивительное воплощение женской нежности и осторожности первого чувства, направленного на любимого, будет повторён в финале спектакля, когда умершая Эмили явит Джорджу, не видящему её, всё ту же бережность, а он наконец остро ощутит потребность в её любви. Заключительные сцены выстроены постановщиками с такой тактичностью, с таким пониманием человеческого несовершенства и знанием цены боли от потери, что слёзы подавляющего большинства зрителей неизбежны: зал плачет, возможно освобождаясь от чувства вины за своё прежнее непонимание, за жизнь «на черновик», за сокрытие нежности по отношению к тому, кто дорог. Матчасть призрачна и зыбка, основная ценность мира — люди, которых нельзя любить, стесняясь.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.