Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время № 49. 23.03.2010
СМИ:

МЕДЕЯ ПАЛА ЖЕРТВОЙ ЧЕРНОГО ПИАРА

Машина времени, оказывается, не фантазия. Актеру и режиссеру Джулиано ди Капуа удалось ее завести и отправить зрителей, пришедших на премьеру его спектакля «Медея. Эпизоды» во вторую половину 1980-х, когда андеграунд был популярен своей свободой. Четверть века прошла, как внезапно в Петербурге снова ищут новые формы. Ищут, и, похоже, не находят.

К театру сочинение Джулиано ди Капуа не имеет никакого отношения. Он и не подставляется, давая своему детищу имя «зонг-опера». Но зонгов в нем, будем честны до конца, тоже нет. Если серьезно пользоваться терминологией, зонги возникли у драматурга Бертольта Брехта для того, чтобы исполняя их, актеры остранялись от своего персонажа. Ни о чем таком в постановке «Медея. Эпизоды» речи не идет. Если только не считать вопли актрисы Илоны Маркаровой в микрофон, перемежающиеся ее же шепотом. Видимо, они и выдаются за зонги.

В создании этого сценического высказывания режиссеру-итальянцу помогали Павел Семченко (сценография) и Андрей Сизинцев (звук) из «АХЕ», музыканты из групп «ПТВП», Uniquetunes и «Бензольные мертвецы» и автор текста, написанного стилизованным пятистопным ямбом — Алексей Никонов.

В основе действа — еврипидовская трагедия «Медея» о матери, убившей во имя любви и мести собственных детей, которую панк-поэт и музыкант Леха Никонов превратил в стихотворную поэму про войну с Грузией. В первые минуты исполнительница главной роли — колхидской царицы Медеи — Илона Маркарова (рожденная в Грузии) даже говорит с грузинским акцентом, который очень скоро, как огрехи плохого монтажа в кино, почему-то пропадает. Еще она поет дивной красоты песни на своем родном древнем языке. А проклятиями всем и вся сыплет в микрофон на агрессивном русском, под вопли электрогитар. На большом экране, закрепленном над сценой, тем временем идет нескончаемая сводка новостей, сменяющаяся то кровоточащим параджановским гранатом, то рисованными кодами-символами.

Из тех слов, которые можно разобрать меж ревом музыки, проясняется, что актриса свою Медею оправдывает: не убивала она детей, она пала жертвой черного пиара. Оклеветали ее, чужестранку, сделали жертвой ксенофобии. Никонов древнегреческий миф не просто политизирует, но максимально осовременивает. «Война в Осетии — лишь разговор за кружкой пива» — надрывается Маркарова, красавица-медея в пальто-шинели и в берете со звездой а-ля команданте Че Гевара. Сцедив из пластиковых накладных грудей кровавое молоко для убиенных сынов родной земли, она принимается собирать их, пластмассовых тарахтящих солдатиков, что продаются в каждом переходе метро, расползшихся по сцене, нежно прижимая к телу.

Джулиано ди Капуа в городском ландшафте фигура любопытная: умеет зацепить. Похоже, он действует по принципу: не важны методы, важен результат. Порой это «прокатывает». Его «Монологи вагины», спектакль на четверых актрис, был удачным и интересным проектом. Но есть та грань, переступив которую, нужно нести ответственность за свои дела. Шарахнув по ушам зрителей децибелами, по глазам — стробоскопом, ди Капуа совершил самый настоящий террористический акт против мирного населения. Заставил быть свидетелем довольно невнятной разборки. В предпремьерных интервью он говорил, что его зонг-опера — призыв к толерантности. Толерантность — это красиво, но очень общо. А конфликт с Грузией — конкретный разговор. Он возник от того, что Маркарова — грузинка? Что делать с Чечней, с войной в Афганистане, таком случае? Там ведь тоже кровь лилась…

Очень уж неладно скроена концепция. По швам трещит. Вероятно, что-то подобное ди Капуа и сам почувствовал в процессе репетиций, решил взглянуть на вопрос «ширше». Получилось уж совсем в лоб. В самом финале из разбросанных по сцене металлических клетей складываются башни-близнецы. Кто-то из музыкантов берет в руки деревянный самолетик на палочке, который пролетает… мимо них. Миру — мир, одним словом. А потом выходишь, оглушенный и ослепленный из зала, и в голове крутится песенка музыкальной команды Agalu:

Миру — мир, войне — пиписька!
Голодающим — сосиска!
Неграм в Африке — банан!
Пиво — нам!
Мы за мир!!!

Загадочная вышла история: и поэт Никонов, любимец филфаковских студенток, человек умный, и АХЕевцы — ребята талантливые. А соединение равноодаренных людей породило страшную сумятицу. Действие не двигалось на протяжении всех почти двух часов. Поэтому не только ни к чему не привело, но даже смысловые акценты в адской помеси звука и света расслышать не удалось.

Комментарии 2 комментария

  1. Igor

    АХАХАХАХА!!!!!!! Очень смешно это читать!!!!!!! Какой БРЕД)))))))))))
    Девушка, Вы были на спектакле вообще?? )))))))))))
    ПОТРЯСАЮЩИЙ СПЕКТАКЛЬ!!!!! ЕГО НАДО УВИДЕТЬ ВСЕЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ!!!!!
    Все понятно, жутко, красиво и ужасно одновременно. прошло полгода с пермьеры, а до сих пор невозможно забыть. И, судя по отзывам друзей и тому, что пишут в инете так думают многие, вернее чувствуют. А вот когда начинают «думать» как данный «автор» и получается БРЕД))))

  2. Маша

    да есть и другие мнения

    Livejournal

    http://masha-shapa.livejournal.com/21949.html

    спектакль «МЕДЕЯ».

    Спонтанность моего посещения данного спектакля была не меньшей,чем удивление от его действа. Признаться, с немалым предубеждением отношусь к современным постановкам и вообще театральному искусству.Сегодня мои стереотипы были развеяны.Нное количество времени (т.к. счет ему был потерян в первые же 15 минут) оставило мощное впечатление.

    Сама постановка представляет из себя агрессивный монолог (авт. Алексей Никонов) греческой мифологической богини Медеи,образ которой в спектакле представляет из себя нечто общее между Совестью всего человечества и Жертвы клеветнической реалии.

    Специфическое и точно подобранное для данной роли лицо артистки гармонично сочетает в себе греческие корни мифологической стороны сюжета и агрессивную правдоподобность политизированного оттенка постановки. Экспрессивные речитативы перемежаются с монотонными песнопениями на непонятном языке. Все действо разворачивается как бы в рамках ритуала.Много крови и агрессии талантливо и эпично подчеркиваются супермощным живым звуковым сопровождением группы «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже» и Андрея Сизинцева,а так же духового трио: Эмиля Яковлева, Леона Суходольского и Сергея Смирнова.Все это раскрывается на фоне видеоряда во всю стену , живых спецэффектов и игры света и теней.

    Некоторые приемы настолько неожиданны и провокационны,что невольно вздрагиваешь и удивляешься,а визуальная и вербальная насыщенность играют главную роль погружения зрителя в атмосферу и специфику спектакля.

    Совокупная картина приводит в чувство глобального страха и осознания поднятых идеологических моментов и социальных проблем.

    Без слезливого пафоса, оглядок на корректность, с присущей Никонову прямотой и

    бескомпромиссностью.Эмоционально,аргессивно,ново,грандиозно,а, главное, талантливо!

    Отличная работа постановщика Джулиано Ди Капуа, сценографиста Павла Семченко и исполнительницы Медеи Илоны Маркаровой,а так же музыкального состава завершились бурными аплодисментами стоя и восхищенными отзывами встреченных в фойе знакомых.

    http://es2006.livejournal.com/

    Давно не видела ничего подобного. Похожее впечатление осталось после выступления в Кадетском корпусе украинской театральной трупы с группой Даха Браха.

    Илона Маркорова очень талантливая актриса, они с Джулиано в этом спектакле не просто эпатируют публику. Приятно осознавать что кто то в нашей стране не боится публично демонстрировать свою гражданскую позицию, свое отношение к тому, что творится вокруг. И делают они это эстетски, изысканно. За эти полтора часа перед глазами пронеслись подвиги и предательства древних греков и персонажей современной истории. И стало ясно, что бесконечно отгонять от себя назойливые мысли о несправедливости нельзя, надо делать что то, выражать свой протест, иначе чем дальше, тем хуже.

    Сценография -5+, музыкальное оформление 5+ — в какой то момент мне показалось, что Илона превратилась в Нину Хаген и со всей своей мощью обрушилось на мои усыпленные louncge музыкой уши.

    Текст эпизодов, меня впечатлил, мощно и очень красиво, агрессивно и бесстрашно, по взрослому, хватит прятаться, вот вам правда!

    В общем, мне очень понравилось и площадка для спектакля супер подходящая, «Прибой» нашел свое предназначение. Я рада что наконец на этой сцене не полупьяные потерянные неформалы, а настоящее современное искусство.

    http://tashakosmos.livejournal.com/

    таким должно быть искусство нового века

    Личное мнение: я ходила на оба премьерных дня и оба дня со слезами.

    Актриса, тексты, музыка, видео, постановка, звук — все на 5 с плюсом.

    Леха как всегда радикален со своей революцией, на самом деле спектакль намного человечнее, чем может показаться по пресс-релизу.

    Однозначное маст си.

    http://tigrrica.livejournal.com/

    Вчера ходили на спектакль «Медея» выше упомянутого Никонова, а точнее на панк-рок-оперу. Очень громко, революционно, красочно, кроваво, интересно и не обычно)))) прямо взрыв души!

    http://www.diary.ru/~DnUlitka/p107104736.htm

    Это было разрывающий Спектакль, прекрасный в моем понимании искусства.. спектакль-надрыв.

    http://akarmarez.livejournal.com/36782.html

    Сходили в арт-центр Сергея Курехина, что на Среднем проспекте В.О., на «Медею.Эпизоды». Просто нет слов! Гениальная игра Медеи (Илоны Маркоровой) и не менее гениальные стихи Лехи Никонова! Всем идти срочно!

    ?

    Гулина Сафиуллина

    сложно подобрать слова для выражения полученных эмоций

    хочеться лишь выразить огромную благодарность Джулиано и всем кто учавствовал и организовывал зонг-оперу!

    Крихітка Цахєс

    это неописуемо! просто мурашки по коже до сих пор.

    гениально! правда.

    http://leonardovna.livejournal.com

    совершенно офигенный спектакль Джулиано ди Капуа. текст Никнова, практически моноспектакль — Илоны Маркаровой. она удивительна. мы с Васеной ходили на премьеру — это прекрасно и очень жестко.

    http://blue-head.livejournal.com/

    была в восторге…ожидала чего-то волшебного,но то, что увидела,превзошло все мои ожидания))не пожалела ни на секунду,что осталась в Питере дольше ради спектакля)

    http://ryvok.livejournal.com/579297.html

    это лучшее, что я видел за многие годы.

    нечем дышать.

    лёха никонов — самый настояший гений

    илона маркарова — самая настоящая актриса

    я думал, таких уже не бывает.

    катарсис.

    http://duilokva28leq.livejournal.com/7751.html

    Это не спектакль это, а так называемая «зонг-опера». Медея на современный лад) Автор монологов — Леха Никонов.

    Впечатление противоречивое. Но очень сильное) и скорее положительное. Т.к. ничего подобного я не видела! Провокационный проект, зал ломился просто, люди даже стояли. Я в таком странном состоянии вышла из зала- неописуемо) Все аплодировали стоя.

    Актриса, играющая Медею- завораживает, её голос и монологи под жесткий рок- это сплошные мурашки по всему телу))

    Я всем советую сходить! Может и не понравится, но уж точно запомните надолго =)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.