Детский музыкальный театр «Зазеркалье» в конце мая порадовал зрителей премьерной постановкой комической оперы-буфф Джоаккино Россини «Газета» — впервые на российской сцене.
Сценическая судьба «Газеты», вышедшей на сцене неаполитанского театра почти двести лет назад, в сентябре 1816 года, поначалу складывалась успешно. Композитор находился в расцвете сил, ему было двадцать четыре года. Жизнь бьет ключом: признание публики, заказы на музыку поступают со всех сторон, у него бурный роман с будущей супругой… «Газету» Россини написал в промежутке между двумя шедеврами — «Севильским цирюльником» и «Отелло».
Но в XX веке упоминаний о постановке этой оперы нигде не встречается. Лишь в 2001 году на родине композитора, в итальянском городе Пезаро, где проходил россиниевский фестиваль, спектакль был хорошо встречен публикой. Его повторили в 2005 в Барселоне, и вновь — успех.
В оригинале название оперы звучит так: «Газета, или Брак по конкурсу» («La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso»). На афише зрители Петербурга увидели современный вариант «La Gazzetta.com, или Жениха в студию!»
Сюжет комедии Гольдони «Брак по конкурсу» закручивается вокруг ситуации, когда неаполитанский коммерсант, желая выгодно выдать замуж дочку, хитрую и вздорную, дает брачное объявление в газете. (В лучших традициях современной науки самопрезентации…) Потенциальные женихи должны предстать пред очами отца и дочери. Разумеется, будет и приданое.
В сценической версии оперы молодого режиссера Софьи Сираканян, выпускницы кафедры музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории, интрига закручивается вокруг событий на итальянском телеканале La Gazzetta. Действие перенесено в нынешний 2015 год.
Начало спектакля — зарисовка действительности. Всюду кризис, всё в редакциях происходит именно так: у СМИ нет средств, рейтинги падают. Выход один — запуск новых реалити-шоу, поиск тем для статей-«гвоздей» в номер… Деловито снующие с озабоченным видом мальчики с телекамерами, электронными гаджетами в руках. В их репликах звучат слова Gougle, YouTube, Facebook. Звезда эстрады в джинсах и клетчатой рубахе навыпуск Альберто Трендуччо (Антон Росицкий) не расстается с электрогитарой. (Стиль «гранж» этой весной как никогда популярен.) Секретарша мадам Ля Роз (Екатерина Курбанова) — образец деловитости и сексапильности, администратор Траверсен — воплощение современного офисного планктона.
Актеры выходят на сцену прямо из зала. Может, от этого режиссерского хода появляется ощущение, что и не спектакль это вовсе, а реальность шагнула в театральный зал. Режиссер Софья Сираканян в спектакле особых находок и не предлагает. Использование известнейших реплик-цитат типа:
«У вас ус отклеился…»? Или новый русский в малиновом пиджаке с устрашающего вида охранником в спортивном костюме? Все это уже было.
Нынешний мир новости качает из Интернета. Но герои постановки, как и двести лет назад, узнают новости из газет — респект Карлу Гольдони. Забавно из зала читать их заголовки.
Героям даны «усиливающие» их характеристику фамилии. Дон Помпонио Деньгелла (Александр Подмешальский), новоиспеченный директор телеканала, жадный и наглый. Звезда эстрады с неизменной гитарой, в общем-то неплохой парень, осаждаемый поклонницами, Альберто Трендуччо, охранник телеканала Филиппо Недалече (не убавить, ни прибавить), подхалим и карьерист телеканала администратор Траверсен Гадеэтти.
Творческий коллектив «Зазеркалья» использует весь арсенал современных технических средств для создания выразительной атмосферы комической оперы: фотографии, видеоконтент. Уютная сцена «Зазеркалья» становится местом совещаний, свиданий, рабочим кабинетом… В начале спектакля на сцене среди интерьера — и овальный портрет автора музыки Джоаккино Россини. Потом меняется директор телеканала, а новый велит заменить всю обстановку, портрет снимают. В финальных сценах среди всеобщего веселья трех свадеб одновременно портрет композитора появляется снова. Как прав художник-постановщик Алексей Левданский ненавязчиво, тактично используя эту деталь.
Ведь именно он, Джоаккино Россини, с его невыразимо прелестной музыкой — незримо — был главным героем этой постановки. Действие оперы можно переносить во времени — сто лет назад, сто лет вперед, придумывать новые коллизии взаимоотношений героев и героинь — изящный, легкий, всё сметающий на своем пути поток жизнерадостных звуков делает эту постановку успешной. Оркестр под руководством дирижера Анатолия Рыбалко — полноправный участник премьеры — звучал в этот вечер превосходно.
Много лет спустя Россини вспоминал: «У меня быстро возникали идеи, и мне не хватало только времени, чтобы записывать их. Я никогда не принадлежал к тем, кто потеет, когда сочиняет музыку».
Хочется пожелать премьерному спектаклю «La Gasetta.com, или Жениха в студию» Джоаккино Россини, «солнцу Италии», по высказыванию Г. Гейне, радовать петербургских зрителей не один сезон.
Комментарии (0)