В репертуаре Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» появилась опера Цезаря Кюи «Красная шапочка». Огромный успех опуса Кюи «Кот в сапогах», поставленного на сцене театра в прошлом сезоне побудил Юрия Александрова вновь обратить взор на маленького зрителя.
«Красная шапочка» была написана композитором в 1911 году и посвящена цесаревичу Алексею. Автором либретто стала пианистка Марина Станиславовна Поль, основавшая в Ялте, совместно с супругом, первую музыкальную школу. Еще одной сферой деятельности Поль было сочинение стихов и прозаических произведений, собственно говоря, именно Марина Станиславовна и предложила Цезарю Антоновичу Кюи заняться созданием опер для детей.
«Кровожадная» (помните судьбу Волка?) сказка Шарля Перро была трансформирована почти что в святочную историю с happyend: распоротое брюхо Волка Красная шапочка старательно штопала, а сам он превращался в некое подобие исправившего Бармалея из одноименной сказки Корнея Чуковского.
Музыка Кюи отличается изяществом и непринужденностью, мелодические рисунки вокальных партий выразительны. Выразительны и образы героев оперы, появляющихся в спектакле в разных ипостасях. Мама и Бабушка становятся лесными шутихами, Дровосеки — лесными птицами и зверьми.
Спектакль Юрия Александрова — это в первую очередь нетривиальный взгляд на один из популярнейших в мире сказочных сюжетов, а во вторую — чрезвычайно эмоциональная его подача, буквально завораживающая не только детей, но и взрослых.
Костюмы и декорации придумал художник — дебютант, выпускник РГИСИ Василий Цырлин. Легчайший занавес, разрисованный диковинными растениями, с надписью «Красная шапочка», вспорхнул, открыв трехмерные декорации, напоминающие страницы детских панорамных книг: на подмостках воцарилась сказка-сказка (художник по свету АзатЮлбарисов; видеоарт — Максим Трифонов). Глубокие и насыщенные цвета, деревья, словно сошедшие с детских акварельных рисунков, порхающие бабочки и очень живописные костюмы создали особенныймикроклимат, органично дополненный элегантной и изобретательной хореографией ВасилаПанайотова.
Красная шапочка Каролины Шаповаловой (сопрано) — это и сказочная, практически фольклорная героиня, и живая, очень непосредственная, девочка. В партии много хрустальных колоратурок, которые прозвучали в исполнении певицы легко и свежо, и вся она ладная, складная и грациозная казалась такой же ожившей картинкой, как цветы и деревья или гигантские Сова и Лягушка со светящимися глазами. Этих неожиданно возникающих на пути заблудившейся девочки колоритных лесных обитателей, а также Леших, Охотников и Дровосеков изображали баритон Егор Чубаков и тенор Леонтий Сальенский (в оперетте И. Кальмана «Сильва» они запомнились в партиях Эдвина и Бони). И если для Шаповаловой — Стаси в «Сильве», Серполетте в «Корневильских колоколах» Р. Планкетта, Принцессы в «Коте в сапогах» Кюи, Красная шапочка стала еще одной «очаровашкой» в череде прелестниц с характером, то Чубакова и Сальенского сыгранная ими лесная братия раскрыла как ярких и своеобразных характерных актеров.
Бас Антон Морозов стал средоточием зла, появившись в образе Волка, который, впрочем, к финалу полностью переродился. Партии Мамы и Бабушки пополнили актерский и вокальный багаж Елены Тихоновой (сопрано) и Изабеллы Базиной(меццо-сопрано).
«Красная шапочка» стала еще одним доказательством высокого профессионализма труппы, которой оказался по «плечу» такой специфический жанр, как опера для детей. Хочется верить, что в ближайшие годы Юрий Александров порадует своих почитателей, среди которых теперь и те, кому 0+, новым оперно-сказочным сюжетом.
Комментарии (0)