Выборгский театр «Святая крепость» осуществил постановку по пьесе Дэвида Берри «Киты августа», определив жанр как «мелодрама в одном действии».
За удивительно трогательную пьесу о стариках, не утративших способности чувствовать и любить, взялся Юрий Лабецкий. В дом, где обитают пожилые леди (действие происходит в 50-е годы прошлого века), зрители попадают прямо в фойе, где обычно работает театральный буфет. Лабецкий, выступающий здесь и в роли сценографа, «пускает в ход» стационарную стойку бара и реальный камин, небольшой интерьерный подиум и настоящий рояль. В силу того что всё помещение является сценической площадкой, зритель словно допущен в этот старый, забытый Богом дом, полный милых подробностей — рамочек, шкатулочек, вазочек, подсвечников, салфеточек.
Зрительские ряды — четвёртая стена этого дома, на которой якобы расположены окна с видом на океан. Именно в них поглядывает Сара (Ольга Гурина), вспоминая о временах, когда в августе у побережья штата Мэн появлялись киты, а они с сестрой Либби (Ольга Бубнова) собирали серую амбру. Теперь обе они одиноки: Анна, дочь Либби, не очень-то рвётся опекать престарелую мать, а Филипп, муж Сары, давным-давно сделал её вдовой.
Все роли (а их в пьесе пять) — возрастные. Самая молодая тут хозяйственная Сара, которой 75 лет, незрячей Либби — 86, «умельцу» Джошуа, которого играет Волли Хаммер, — 80, галантному Маранову в исполнении Николая Устинова-Лещинского — 79, всё ещё не вышедшей из образа девочки-кокетки Тише (Тамара Белова) — 78 годков. Никто из актёров ещё не достиг столь почтенного возраста, но пятёрка великолепно справляется с образами бодрых стариков.
Тяжелее других приходится Бубновой, которая играет слепую старуху с диагностической точностью пластики и невидящего взгляда. Её Либби, чудом когда-то избегшая путешествия на «Титанике», напоминает капризное, жестокое дитя, мучающее сестру своими претензиями. Она ревнует её к русскому барону Маранову, к воспоминаниям о давно умершем муже, к праву на собственную жизнь, даже к возрасту (ведь сестра моложе её на 10 с лишним лет!). Интонационно Бубнова неподражаема: вот в её голосе звучат угрожающие нотки, а вот она сменяет гнев на милость, и чувствуется полная удовлетворённость Сарой. Вот она, раздражённая отсутствием внимания к своей персоне, открыто брюзжит, а вот испуганно переспрашивает сестру: «Одни хлопоты со мной, правда?» Но мудрость в этом тандеме — Сара, внутренняя сила которой позволяет поучать старшую сестру: «Немного нам осталось, так давай уж радоваться каждому дню как подарку». Когда-то в молодости на вопрос «Что делать, когда проходит любовь?» Сара могла легко и шутливо говорить: «Прикупим ещё!» Теперь её мудрая старость понимает, что любовь — редкое счастье, которое надо беречь и тешить…
А вот милашка, модница («зачёт» художнику по костюмам Елене Угловской) и явная клептоманка Тиша — полная противоположность обеих сестёр. Легкомысленность и жадность не дают ей усидеть на месте, она запросто может покуситься как на плохо лежащую хорошенькую чужую вещицу, так и на недоеденную Либби овсянку…
Великолепны и мужчины: нелепо комичный, гротесковый Джошуа Хаммера не вызывает ничего, кроме улыбки, — именно так он воспринимается и сёстрами. Утончённый Маранов Устинова-Лещинского сыгран в лучших традициях восприятия «бывших» русских американцами: говорун с аристократическими манерами — одним словом, загадочная личность. Но главное, что доподлинно сыграно в спектакле, — обращённость всех пятерых в прошлое как в совершенное, непонятое до конца счастье. Стариковская детскость, которая в Саре пока проявляется лишь частыми воспоминаниями, в других — желание наверстать что-то, вновь попасть во времена, когда в августе киты приходили к этим берегам и можно было запросто собирать амбру…
Комментарии (0)