Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КИТЫ В ДЕКАБРЕ

В конце уходящего года в театре «Святая крепость» состоялась премьера спектакля по пьесе американского драматурга Дэвида Берри «Киты из августа» в постановке художественного руководителя театра Юрия Лабецкого. Этой зимой у зрителей есть шанс повидаться с летом.

Действие спектакля разворачивается в доме у побережья штата Мэн, время — август 1954 года. Главные героини — Сара (в исполнении несравненной Ольги Гуриной) и Либби (Ольга Бубнова). Им, по сценарию, 75 и 86 лет. Женщины постепенно прощаются с жизнью. Прощается каждая по-своему. Старшая Либби с улыбкой и торжеством, младшая отчаянно цепляется за все живое, например, безнадежно верит, что услышит в последний раз, как поют киты. А они непременно должны приплыть. В августе, как это было раньше — до войны. Только от чего-то зритель догадывается, что нет — не приплывут. Потому что никакой уже не август, а декабрь, и в душе так пусто и холодно.

Неожиданно к сестрам врывается 78-летняя подруга Тиша (заслуженная артистка России Тамара Белова). Вихрь, ураган, готовый снести все на своем пути. Она, как будто, не ощущает своего возраст и по-прежнему готова флиртоватьс мужчинами. Вслед за ней со страшным грохотом от ударов по водопроводным трубам появляется Джошуа ( Волли Хаммер), крепкий, краснолицый мужчина в выцветшей фланелевой рубашке. Этот образ, пожалуй, вызывает больше всего оптимизма. А чуть позже появляется господин Маранов (заслуженный артист России Николай Устинов-Лещинский). Загадочная личность. Его одежда, несмотря на роскошь, сильно поношена. Но героиням интересно обсуждать барона с русскими корнями из далекого Санкт-Петербурга .

Актеры играют правдоподобно. Веришь их личной и общей трагедии, которую невольно начинаешь примерять на себя. И дело тут не только в вечных ценностях и крамольных «мы все когда-нибудь умрем» или «этот черный день когда-нибудь наступит». Речь совсем не о смерти и старости, а о чем-то более высоком и духовном. Чего так не хватает сегодня.

Отмечу изумительный грим актеров, на который, по их словам, уходит не менее двух часов. Для этого на спектакль специально приезжает художник-гример из Петербурга Светлана Чурсина. Заслуживает внимания и музыкальное оформление спектакля: в некоторых моментах пение китов и звуки океана пробирают до мурашек.

Режиссеру спектакля, художественному руководителю театра «Святая крепость» Юрию Лабецкому удалось создать на площадке атмосферу американского дома середины 50-х с его милыми сердцу мелочами: кружевные салфеточки, шелковый абажур, начищенное серебро, старинные платья…

Спектакль можно разбирать на цитаты. Особенно «вечными» фразами пестрит речь старшей сестры: от «прошлого не убежишь» до «каждую минуту на свет новорожденный появляется». И вроде ничего нового — все понятно и так: старость, боль, уныние и безысходность. Только от чего после спектакля становится радостно на душе? От чего зритель все время улыбается, слушая диалоги героев и наблюдая за их действиями?

Все завесы тайны открывать не хочется. Посмотрите сами. Ах да. Важный момент — действие происходит не на основной сцене театра. Где именно — пусть останется сюрпризом для публики. Этой зимой вы, действительно, почувствуете себя на берегу океана. И даже, возможно, услышите, как поют киты. Главное — этого захотеть. И по-настоящему поверить.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.