Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КАБАРЕ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ

В Театре музыкальной комедии, в зале «Грот», где сейчас расположен буфет, устроили «Кабаре на Итальянской», чтобы вспомнить о «Палас-театре», который сто лет назад открылся в этом здании.

Зрители заполнили небольшое пространство «Грота» в считанные минуты, что неудивительно: всего лишь семьдесят счастливчиков смогли занять места за столиками, где их ждали бокалы с шампанским. Представление начиналось в девять вечера, когда пробки уже почти не мешали добраться до места назначения, поэтому опоздавших не было. У входа в зал посетителей не встречали улыбками «хозяева заведения» — лишь билетеры проверяли билеты. Настроением публики, созданием атмосферы до начала выступления почему-то никто не занимался. Лишь стилизованная программка напоминала о тех временах, которые должны были вот-вот вернуться в стены бывшего «Палас-театра».

Впрочем, проект «Кабаре на Итальянской» не задумывался как музейная реконструкция. Важнее было напомнить еще одну форму бытования развлекательной культуры и вместе с тем опробовать новый, точнее, хорошо забытый старый формат. Публику составили либо завсегдатаи Театра музкомедии, либо люди случайные, купившие билеты, — те, кого во времена знаменитой «Бродячей собаки» называли «фармацевтами». Примерно с пятнадцатой минуты стало ясно, что они увлечены происходящим. В ход были пущены лучшие силы театра, которых оказалось совсем немного, но хватило и этого. Свои новые роли они исполняли идеально.

Быстрая смена номеров вуалировала отсутствие конферансье, который мог быть посредником между артистами и залом. Попытка конферанса поначалу предпринималась импозантным солистом театра Владимиром Ярошем, но как-то быстро сошла на нет. Если кабаре получит здесь постоянную прописку, то к следующим «сериям», возможно, и появится тот, кто станет новым Никитой Балиевым, гремевшим в кабаре «Летучая мышь» в начале ХХ века, или бессменным Борисом Бруновым в Мосэстраде. Но как бы то ни было, зачин получился вполне похожим на то, от чего заходились в восторге любители полуночной жизни век назад.

Антракт разграничил кабаре русское народное от кабаре белогвардейского. Если в первом царили «Бублички», «Вдоль по Питерской» и «Валенки», то во втором внимание было приковано к декадентским песенкам Александра Вертинского, «Белой акации» и эротичным танго. Музыкальную драматургию перформанса остроумно выстроила пианистка Елена Баженова — идейный вдохновитель этой программы. Срежиссировал спектакль Александр Исаков. Погружение в кабаретное прошлое театра прошло как бы само собой, с виртуозной легкостью, благодаря безупречному подбору солистов.

Сойдя со сцены, очутившись тет-а-тет с публикой, любимые артисты Театра музкомедии показались еще более обаятельными и раскованными, чем на сцене. Елена Забродина, которую почему-то не так часто можно услышать в спектаклях оперетты, показала себя здесь как истинная «царица экрана и моды». Ее актерская органика, уместность и тонкий расчет заигрываний с публикой обогащались «прицельным» изящным вокалом. Все номера подавались как изобретательно аранжированные вокально-танцевальные ансамбли, в которые были «вчитаны» небольшие истории нравов. Песню Вертинского «Без женщин», к примеру, уморительно разыграли и «распели» четыре кавалера. Хореографическое решение кабаретного дивертисмента придумала Мария Большакова, признавшаяся в любви к Серебряному веку. Ослепительными получились эскапады Ольги Лозовой в куплетах шансонетки Аграфены Заволжской из фильма про неуловимых мстителей. Иван Корытов в гриме со слезой и в перчатках деликатно стилизовал знаменитое «вертинское» грассирование. Дуэт Лозовой и Корытова в костюмах черного и белого Пьеро по своей пластике и идеальной ансамблевой слаженности был ничуть не хуже знаменитого номера из фильма «Кабаре» с Лайзой Миннелли и Джоэлем Греем.

Наследие русского кабаре сегодня воспринимается как классика, золотое ретро, но привить вкус к нему, как к любой другой классике, — дело непростое. Нужен особый вкус и интерес. Впрочем, если в «Гроте» заведут хорошее шампанское и достойное меню, они могут сделать свое дело, и тогда, возможно, случится новый кабаретный бум. К тому же наше нервное время для этого веселого жанра очень подходящее.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.