Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ

«Аида» Верди на фестивале «Звезды белых ночей»

Даниэле Финци Паска — режиссер знаменитого Cirque du Soleil и худрук швейцарского Teatro Sunil — поставил на сцене Концертного зала Мариинского театра «Аиду» Верди. Самым впечатляющим моментом постановки стал акробатический номер с обручем — на музыку триумфального марша.

Мысль о том, что традиционный оперный спектакль мертв, не нова. Каждый второй режиссер хочет пробудить в зрителе чувство узнавания, чтобы проблемы героев или концептуальная режиссерская идея родили в зрителе чувство — что вот это, на сцене, ну совсем как в нашей жизни. Не в смысле, что герои говорят по мобильнику и ездят на дорогих (или недорогих) машинах, клянут или славят правящую партию и т.д. В смысле, что проблемы и переживания те же. Осуществляют они «воскрешение» оперы, надо сказать, по-разному. Но все как один клянут пыльные камзолы, деревянные латы и парики с посеревшими буклями. Как будто только это убивает спектакль.

Вот и Даниэле Финци Паска пообещал, что никаких пирамид и эфиопских дворцов и в помине не будет. И сделал спектакль в минималистском стиле. Коробка сцены затянута черным, сверху спускается конструкция из светящихся полосочек — и, собственно, все. По бокам — лавки, где сидят хористы: у каждого из них фирменная сумка (с надписью «Аида»), набитая реквизитом, чтобы прямо на месте переодеваться. Хористы не зевают — за что режиссер должен сказать им огромное спасибо, иначе, как бы он ни старался, спектакль бы все равно скатился к ненавистному ходульному образцу.

Для оформления спектакля режиссер и художник по костюмам Джованна Буцци выбрали эстетику детского рисунка — образы героев, и правда, словно написаны детской рукой. Пленница Аида в красном платье с длинными рукавами и косой до земли, мечтающая о свадьбе влюбленная Амнерис — в белом, с пелеринками и роскошной шляпой. Фараон сверкает серебром, слуги тянут невероятной длины и красоты плащ, а на голове — сказочная корона-тюрбан. Эфиопы — в фиолетовом, на головах у них разрисованные бумажные пакеты с ушками. Девушки с зеркалами изображают ночную гладь Нила, слуги осыпают Амнерис лепестками белых роз… И правда забавно и очень красиво. Только вот насколько это приблизило переживания героев к слушателям? И что изменилось бы, если б на сцене были пирамиды и пальмы? Та же вампука.

Впрочем, основную мысль: «Чтобы не было войны» (уж если говорить детским языком) — Финци Паска, кстати, вслед за композитором все-таки проводит наглядно: отряд деревянных солдатиков рушится, как костяшки домино, в начале оперы, в конце — когда Аиду и Радамеса поглотила тьма пещеры (в виде черного купола) истерзанная муками совести Амнерис призывает к миру.

Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра на премьере были выше всяких похвал: были и тонкая зыбь в увертюре, и страстные драматические кульминации любовного многоугольника, и бравурная медь в торжественных маршах, и сентиментальное «Люблю и прощай» в финале. Зал криками «Браво!» встречал на поклонах Екатерину Семенчук — ее Амнерис на самом деле тронула, но очень хороша была и ее сценическая «соперница» Екатерина Шиманович.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.