Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Малый драматический театр показал на Камерной сцене премьеру спектакля «Привидения». Пьесу Ибсена поставил Олег Дмитриев, роль фру Алвинг сыграла Анжелика Неволина. Cмотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

В Малом драматическом «Привидения» идут без антракта, в одно действие. Художник Елена Дмитракова на пятачке Камерной сцены построила то ли гостиную, то ли холл респектабельного буржуазного дома c зеркалами, коврами и тяжелой мебелью. Пространство столь же реальное, cколь и условное. И зеркальные рамы, и дверцы шкафа оказываются одновременно и дверьми дома, и функциональными деталями, меняющими геометрию сцены.

Время действия — условный двадцатый век, где-то посередине между историческим ибсеновским и сегодняшним днем. В спектакле Олега Дмитриева острые социальные мотивы уходят на самый дальний план. «Привидения» здесь играют психологически очень подробно и эмоционально напряженно. С эффектом крупных планов, сосредоточенных на этических моментах, но это особого рода этика, имеющая мало отношения к общественной морали — это этика духа.

Мрачный, не имеющий окон, дом фру Алвинг выглядит крепостью на грани катастрофы. За стенами постоянно льет дождь, и все входящие сюда выжимают мокрые шляпы, стряхивают на ковры воду с зонтов. Строительство приюта капитана Алвинга среди этого потопа выглядит наивной попыткой создания ковчега, а пожар, поразивший его, не иначе как неминуемым возмездием. Решение не страховать постройки — жаждой трагической развязки.

Роль фру Алвинг отдана Анжелике Неволиной. И это распределение как раз из тех, что делают успех спектакля почти предопределенным. Падший ангел, жертва и преступница в одном лице, грешница, страданием искупившая вину, — все эти темы актриса держит уже на уровне амплуа. В «Привидениях» она выводит их на жесткий, лишенный сентиментальности уровень психологического нуара. Ее игра вызывает почти физическое ощущение скрытой в прошлом и предчувствие грядущей трагедии. Анжелике Неволиной удается показать то, что в принципе сыграть невозможно: погубленную молодость, невостребованную красоту, иссушенную слезами жизнь и неизбывную вину.

Роль пастора Мандерса отдана Владимиру Захарьеву. В бывшей связи и настоящей мучительной любви пастора и Элене Алвинг в спектакле МДТ можно не сомневаться — и даже возникают подозрения, а не его ли Освальд сын. Можно быть уверенными и в том, что приют для моряков, который планирует открыть Энгстран (Сергей Козырев), будет чем-то вроде притона, и путь его падчерицы Регины (Елена Соломонова), покидающей дом Алвингов, туда и лежит. Эти герои могут вызывать сочувствие или негодование, но их существование на сцене держится в рамках психологического реализма.

Благодаря дуэту Алвингов атмосфера «Привидений» на сцене МДТ сгущается до экзистенциального ужаса — cтоль отчетливо звучит здесь мотив беды, вызванной отнюдь не полнотой жизни, а ее подавлением. В этом спектакле Ибсена играют почти как Кафку. Освальд Алвинг (отличная роль Станислава Никольского) погибает вовсе не из-за отцовской наследственности: он самым мистическим образом наследует от матери тему бессилия, губительного, черного смирения, отказа от собственной жизни. В финале фру Алвинг разводит в бокалах две смертельные дозы морфия и замирает у ног обезумевшего сына. Они больше не ищут на стороне тех, кто виноват в катастрофе их духа. Они сами, а вовсе не тени из прошлого и были привидениями.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.