Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТРУДНО БЫТЬ ПЕРВЫМ

Театральный музей продолжает свои активные разносторонние эксперименты с постановкой разнообразных спектаклей. Прогрессивная публика уже давно полюбила постановки Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь» и «Еще один, Карл», которые стали настоящими зрительскими хитами — билетов не поймать. Но здесь явно не собираются останавливаться на достигнутом, привлекая к сотрудничеству самых заметных петербургских режиссеров. И новый спектакль в стенах Театрального музея поставил худрук Малого театра кукол Чакчи Фросноккерс. Работа получила весьма интригующее название «Тронутый».

В качестве рабочего материала режиссер выбрал нереализованный сценарий Булата Окуджавы. Постановка на тему «откуда есть пошел театр на Руси» занимается важными вопросами, касается серьезных тем. Здесь также находится место рассуждениям о том, из какого сора растут разнообразные театральные истории, как складываются великие судьбы, каким трудом даются большие перемены. Байопик о жизни легендарного Федора Волкова становится в конечном счете и историческим экскурсом, и политическим высказыванием, и искренним признанием в любви.

Политический контекст этого спектакля является если не смыслообразующим, то ключевым. Монархические причудливые капризы способны менять многое во внутренней политике государства, а каждая новая метла (читай — новый правитель) метет по-своему. Захотели — придумали театр, захотели — отменили, захотели — вернули. И что, спрашивается, ты мне сделаешь, монаршей особе?

Рождение отечественного театра представлено в спектакле как стечение ряда обстоятельств, результат высшей государственной прихоти, щедрый жест руки небесного провидения. И кто бы мог тогда подумать, что именно русский психологический театр в дальнейшем станет известен на весь мир, став важной частью мировой культуры, не правда ли? Ну а пока — лишь робкие пробы творческих сил: многочисленные придворные представления, серьезная работа с текстами Сумарокова, поиск новых и актуальных выразительных средств, развитие актерских навыков. Спустя время все это станет особой системой, уникальным явлением, национальной гордостью. Но ничего бы не было без одного поистине одаренного человека.

Не все легко, не все гладко, но крошечными шагами Федор Волков и его соратники приближаются к заслуженному успеху. Кто-то должен был сделать первый шаг. Вот этой смелости, непоколебимой вере в себя, в сущности, и посвящен спектакль. Волков здесь — «тронутый» не только в том смысле, что слегка не от мира сего, к нему сам Господь Бог ласково прикоснулся однажды, не иначе. И судьба первого русского театра, вероятно, решилась где-то на небесах. Трудно быть первым в чем-либо. Трудно, но весьма важно. Кто-то всегда должен начинать. А благодарным потомкам следует помнить и уважать.

В спектакле с избытком хватает ловкого тонкого юмора, внутренних локальных мемов, остроумных шуток на тему закулисной жизни. Артисты то и дело выходят из образов, контактируют с публикой, размывают границы между заданным персонажем и самим собой.

Финал же, составленный из легендарных монологов, из золотого фонда отечественной драматургии, задает контрастный серьезный тон и ставит важную мемориальную точку, тем самым еще раз подчеркивая неоспоримый вклад Волкова. Великих пьес попросту не было бы написано, не будь столь же великого театра — это факт.

МТК традиционно держит планку яркой самобытной сценографии и безупречной актерской игры. Здесь невероятно хороши разнообразные куклы (художник Ульяна Елизарова), изящно и ловко перемещающиеся в сценическом пространстве. И, разумеется, блистательно играют артисты, как и принято в этом крепко слаженном коллективе. Стоит особо отметить, что в данном спектакле Владислав Романов в очередной раз какую-то новую профессиональную вершину покорил — иначе и не скажешь.

Спасибо вам, господин тронутый, от всех нас.

Ваши благодарные потомки.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.