- 3 ноября — «Семейный альбом», площадка «Узел», режиссер Екатерина Шихова.
Немецко-американская художница и писательница Нора Круг исследовала, чем занимались ее предки в 1930–1940-е годы в нацистской Германии, а потом создала об этом графический роман «Родина. Немецкий семейный альбом». По мотивам этого романа создан спектакль. Явно любопытно.
- 4 ноября — «Список Паперной», пространство «Сообщество» в Новой Голландии, режиссер Константин Учитель.
Это как раз точно прекрасное — спектакль-застолье с песнями, которые пели обэриуты, пока их не арестовали…
- 7 ноября — «Дверь», театр Lusores на площадке «Узел», режиссер Александр Савчук.
Отличный текст Алексея Житковского был блестяще сделан А. Савчуком, увлекшимся этой пьесой, на «Первой читке» Володинского фестиваля 2025 и стал спектаклем. История нашего простого современника и двери в его подъезде, МРТ эмоциональных сосудов среднестатистического россиянина…
- 24, 25 ноября — «Мать», ДК Газа, режиссер Анастасия Паутова.
Это буйная трагическая клоунада матери, понимающей, кто и зачем к ней пришел (а пришли социальные работники с похоронкой на сына — дело происходит в Америке конца 70-х). Миссис Моррисон — Даяна Загорская все время уводит реальность, которую нельзя принять, в некие другие измерения, только бы не оказаться перед фактом… Бесстрашный крутой спектакль позапрошлого сезона…
- 30 ноября — «Мой Рубцов», площадка «Узел», режиссер Екатерина Шихова.
На «Первой читке»-2025 произошло знакомство с пьесой В. Антипова: лирико-иронической историей взаимоотношений сегодняшнего человека с поэзией. Теперь сам В. Антипов играет в спектакле главного героя, и это вообще совсем новая работа…
Вообще-то рекомендации — это список лауреатов премии «Золотое зерно: Петербургская театральная жатва (ПТЖ)» за прошлый сезон. Буквально — путеводный список. А в этом сезоне еще очень мало нового и такого, что с уверенностью хочется рекомендовать.
- 3 ноября — «Семейный альбом», площадка «Узел», режиссер Екатерина Шихова.
Премьера будет показана в рамках проекта «Томление духа / ностальгия». В прошлом году на лаборатории Городского театра Екатерина Шихова представила эскиз по мотивам книги Норы Круг «Родина. Немецкий семейный альбом», и уже тогда было ясно, что работа перспективна.
- 4 ноября — «Список Паперной», пространство «Сообщество» в Новой Голландии; спектакль создан в рамках фестиваля «Сенокос» при поддержке Творческого сообщества МИРА, Музея ОБЭРИУ и проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация»; режиссер Константин Учитель.
Билетов на спектакль-застолье уже нет (они исчезли в первую минуту продажи), но нельзя не сказать об этом событии. Вдруг кому-то повезет попасть в следующий раз?.. Оказаться за одним столом с прекрасной компанией, поющей песни, что когда-то пели обэриуты в разных ленинградских квартирах. Пели, пока их — почти всех — одного за другим не уничтожили… Но Эстер Паперная выжила в лагерях, песни сохранила, и ее список не пропал.
- 8, 9 ноября — «Чужой театр», Новая сцена Александринского театра, режиссер Валерий Фокин.
В художественно-документальном спектакле о трагических страницах судьбы Всеволода Мейерхольда роль великого режиссера играет теперь Александр Баргман, и такой ввод стоит обязательно увидеть. Появление Баргмана на сцене того самого театра, где 35 лет назад началась его актерская судьба, — большое событие в нашем городе.
- 18 ноября — «Сказка о золотом петушке», театр Karlsson Haus, режиссер Максим Исаев.
«Сказка…» — нечастая гостья в афише. Это спектакль не для детей, а для взрослых, которые должны быть готовы к кровавому сюжету о братоубийстве. Сказка страшная, сказка мрачная, сказка жестокая, сказка завораживающая.
- 26, 27, 28 ноября — «Камень. Зверь. Человек», театр «Открытое пространство» и Театральная лаборатория Яны Туминой, режиссер Яна Тумина.
Что ни скажи об этой фантастической работе Яны Туминой и ее соавторов — художников Киры Камалидиновой и Василия Ковалева (свет), актеров Аллы Данишевской, Анны Будановой, Тараса Бибича и Александра Балсанова, — все будет скучно и сухо по сравнению с этим действом, в котором игра и таинство, красота и мудрость, сострадание и радость неразрывно сплетены.
- 1 ноября — «Esse Homo», театр Karlsson Haus, режиссер Алексей Лелявский.
Заявленный материал и имя режиссера обещают серьезный разговор о том, как остаться Гулливером в стране лилипутов.
- 4 ноября — «Список Паперной», пространство «Сообщество» в Новой Голландии, режиссер Константин Учитель.
Говорят, это прекрасно безо всяких «но». Исполнители и зрители объединяются вокруг поэзии и музыки обэриутов за одним столом.
- 7, 8 ноября — «Вий», Мастерская Ю. Н. Бутусова на площадке «Скороход», режиссер Александр Цереня.
Бутусовцы с изрядным постоянством навещают город на Неве, и следить за их творческим становлением чрезвычайно интересно. Александр Цереня со своим спектаклем собрал в Москве весьма положительные отзывы, теперь привозит его на проверку в Петербург.
- 21, 22, 23 ноября — «Старший сын», Театр им. Ленсовета, режиссер Галина Зальцман.
Безусловно, одна из самых любопытных премьер месяца. Режиссер впервые обращается к советской драматургии в театре, для которого «Старший сын» — одна из ключевых пьес в его истории.
- 26, 27, 28 ноября — «Камень. Зверь. Человек», театр «Открытое пространство» и Театральная лаборатория Яны Туминой, режиссер Яна Тумина.
Прекрасная премьера прошлого сезона — яркий пример визуального театра и неистребимой веры в то, что доброта спасет мир.
- 1–3 ноября — «Дни томления духа / Ностальгии», площадка «Узел».
Продолжение междисциплинарного форума, посвященного наследию Каспара Давида Фридриха, немецкому романтизму и феномену sehnsucht в интерпретации современных художников. Кто еще не был, настоятельно рекомендую. Хотя бы для того, чтобы увидеть, что андеграундный театр в Петербурге жив.
- 6 ноября — «The Demons», Театр им. Ленсовета, режиссер Денис Хуснияров.
Спектакль о выматывающем, невыносимом чувстве любви под песни Джима Моррисона — последнего проклятого поэта эпохи рок-н-ролла..
- 7–10 ноября — режиссерская лаборатория «Четыре стихии романтизма» в Театре на Васильевском, на сцене лофт-пространства «Стачка».
Восемь эскизов по знаковым романтическим текстам — от «Каина» Джорджа Байрона до «Русских ночей» Владимира Одоевского, — разделенных на четыре тематических вечера, в которые будут представлены английский, французский, немецкий и русский романтизм с обязательным погружением в тему. Будет очень насыщенно и интересно.
- 8, 28, 29 ноября — «Утиная охота», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Антон Федоров.
Бегство в детство отменяется, а реальность настолько темна, что не поддается никакой рефлексии. И что же в этих условиях делать подрастающему Гамлету, застрявшему в вечном «или» между «быть» и «не быть»? Вопрос вполне себе романтический.
- 15 ноября — «Мороз», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.
Создатели обещают спектакль о пацанской дружбе, которая никогда не была идиллией. Вечное роуд-муви на предельных скоростях в поисках чего-то недосягаемого, лежащего за пределами физического присутствия.
Дорогу романтизму! — Во тьме горит одно лишь сердце.
- 11, 12 ноября — «Поликушка» на музыку С. В. Рахманинова, гастроли Севастопольского театра оперы и балета в Мариинском театре, хореограф Джона Пол Кук, сценограф Ольга Скурихина.
Мрачная повесть Льва Толстого о мужике, спьяну потерявшем доверенные барыней деньги и из-за этого покончившем с собой, вдохновила на сочинение балета питомца английской школы, прочно обосновавшегося в нашем отечестве. Джона Пол Кук умеет рассказывать сумрачные истории — в его биографии уже есть «Грозовой перевал» и «Кроткая». Но пропускать эту гастроль нельзя потому, что в роли жены несчастного Поликушки выходит Мария Александрова — яркая, дерзкая, мгновенно захватывающая внимание зала балерина Большого театра, которая теперь, став ректором севастопольской Академии хореографии, слишком редко появляется на сцене.
- 12, 15, 17, 27 ноября — фестиваль «Дягилев P. S.» на сценах БДТ им. Г. А. Товстоногова, Театра-фестиваля «Балтийский дом» и Александринского театра.
Верный девизу «удиви меня!», Дягилевский фестиваль предлагает первоклассные спектакли и концерты. Программа начинается 12 ноября с визита труппы Си Син (Китай). На сцене БДТ она покажет вечер «Сати / Весна священная», где будет предложен новый взгляд на балеты Дягилевской антрепризы. Затем Каталонский балет 15 ноября на сцене «Балтийского дома» расскажет историю Джульетты и Ромео. 17 ноября состоится вечер современной хореографии в Александринском театре, а 27-го на Новой сцене Александринки пройдет концерт в честь юбилея Леонида Десятникова.
- 19 ноября — «Человек, который смеется» С. Дрезнина, Свердловский театр музыкальной комедии на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, режиссер Нина Чусова, дирижер Эхтибер Ахмаров, сценограф Владислав Мартиросов.
Современная версия событий, изложенных в романе Виктора Гюго.
- 20 ноября — «Солнечный удар» У. Стратонитской, Новосибирский музыкальный театр на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, режиссер Леонид Алимов, дирижер Александр Новиков, художник Елена Вершинина.
В основе сюжета мюзикла — сочинения И. А. Бунина. Не только собственно «Солнечный удар», но и «Окаянные дни», и «Жизнь Арсеньева».
- 25 ноября — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, Мариинский театр, дирижер Валерий Гергиев, режиссер Анна Шишкина, сценограф Варвара Плетнева.
Мариинский театр предлагает новую версию знаменитой оперы Римского-Корсакова. Обещан Валерий Гергиев за пультом — то есть, с одной стороны, музыкальное качество гарантировано, а с другой — спектакль может внезапно куда-нибудь сдвинуться или перенестись.
- 4 ноября — гастроли Пермского театра оперы и балета на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
В рамках трехчастного вечера будет показан балет на музыку прекрасного современного композитора Владимира Раннева.
- 6 ноября — «Научи меня любить», площадка «Скороход», режиссер Виталий Тихомиров.
История странной и зависимой любви учительницы и ученика в исполнении артистов БДТ Варвары Павловой и Матвея Гутмана.
- 13 ноября — «Рояль для Курехина», ЦСИ им. Сергея Курехина, исполнитель Ярослав Коваленко.
Этот музыкальный вечер заявлен как концерт, однако, зная специфику и самой «Поп-механики», и участников mader nort, можно предположить, что без перформанса не обойдется. «Снять» ноты с часовой импровизации Курехина и исполнить их вживую — это уже своего рода перформанс.
- 15 — «Мороз», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.
Ожидаемая премьера Невидимого. Любимый Константин Стешик, любимый Олег Рязанцев, любимый думерский сплин.
- 20, 21 ноября — «Польский курьер», «Такой театр», медиатург Станислав Каплан.
История встречи курьера подпольного польского сопротивления и лидера польской еврейской общины. История о гетто и концлагерях. История о реальной истории.
Рекомендую то, на что сама собираюсь сходить.
- 3 ноября — «Семейный альбом», площадка «Узел», режиссер Екатерина Шихова.
Док, Нора Круг, тандем Шиховой и Гофман — все, что мы любим.
- 4 ноября — «Вариации на тему рококо, „Орфей“, Ultima Thule», гастроли Пермского балета на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Чайковский, Стравинский, Раннев — все, кого мы любим.
- 15 ноября — «Мороз», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.
Премьера Семена Серзина с Олегом Рязанцевым и Михаилом Касаповым — история о том, как Костян и Василь Сашку хоронили. Все, что мы любим.
- 20, 21 ноября — «Польский курьер», «Такой театр», медиатург Станислав Каплан.
Междисциплинарность, еврейская эмиграция, премьера — все, что мы любим.
- 22, 23 ноября — «Старший сын», Театр им. Ленсовета, режиссер Галина Зальцман.
Текст Вампилова, режиссура Зальцман, сценография Пастуха — все, что мы любим.
- 1, 2 ноября — «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.
Пусть стены и оковы тяжкие падут… В ноябре и всегда — песнь балагану и свободе, энергетический ураган, визуальный карнавал — в спектакле Андрея Могучего.
- 3 ноября — «Семейный альбом», площадка «Узел», режиссер Екатерина Шихова.
Премьера по мотивам книги Норы Круг «Родина. Немецкий семейный альбом». В самом материале — острая рефлексия о памяти, травме и немецкой идентичности. В виде лабораторного эскиза интонация повествования балансировала между серьезностью и иронией, спектакль развертывал разговор героини с самой собой и приглашал к этому разговору зрителя (а еще — поражал причудливым и детально проработанным предметным миром и виртуозным исполнением актеров). Посмотрим, что будет на премьере в «Узле»!
- 7–10 ноября — лаборатория «Четыре стихии романтизма» в Театре на Васильевском, на сцене лофт-пространства «Стачка».
Пьесы и проза Байрона и Лермонтова, Гюго и Тика — в эскизах молодых режиссеров. Ура романтизму! Возможно, его противоречивая (мятущаяся…) сущность поможет нам что-то понять/почувствовать — о сегодняшнем времени.
- 13 ноября — «ТыТакЛюбишьЭтиФильмы», театральная площадка «Зал#3», режиссер Александр Савчук.
Камерная и тихая история — автофикш Александра Савчука — ностальгическое размышление об ускользающем времени через призму VHS-кассет.
- 22 ноября — «Это Бритни, бич!», площадка «Узел», режиссер Никита Славич.
Режиссер Никита Славич, любитель партисипативного театра и принципиально активной роли зрителя в построении спектакля, предлагает поговорить о поп-иконе Бритни Спирс. «I think I’m ready now / I think I’m ready now».











комментарии