Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли декабря 2023. Выбор редакции


  1. 3 декабря — «Окаянные дни», Прокопьевский драматический театр в рамках фестиваля «Школа. Студия. Мастерская» в театре «Мастерская», режиссер Егор Чернышов.

    Никогда не видела текст Бунина поставленным.

  2. 7, 14 декабря — «Дядя Ваня», Малый драматический театр —Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Недавно случайно попала на этот старый спектакль. Он совершенно прекрасен.

  3. 9, 10, 21 декабря — «Таня», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Вацлав Дембовский.

    Театры все чаще и все бессмысленнее обращаются к большой советской драматургии. Надо пойти и посмотреть, что сделают с одной из лучших пьес.

  4. 22, 23 декабря — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Давно слежу за режиссером Айдаром Заббаровым, и в Татарстане, и за его пределами.

  5. 23, 24 декабря — «Человек из Подольска», театр «Приют комедианта», режиссер Михаил Бычков.

    Пойдите и убедитесь, какой классный режиссер Бычков, недавно уволенный из созданного им Воронежского Камерного театра.


  1. 6, 7 декабря — «Балет. Снегурочка», Социально-Художественный театр на Новой сцене Александринского театра, режиссер Екатерина Угленко, хореограф Александр Челидзе.

    Создатели обещают мультидисциплинарный танцевальный проект о России, основанный на либретто для балета по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» и русским традиционным обрядам, вербатимах об идеальном государстве, взятым у граждан РФ, заговорах, плачах и частушках, музыке П. И. Чайковского etc.

  2. 14 декабря — «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Интересно посмотреть, как себя чувствует замечательный студенческий спектакль, проживший большую жизнь в репертуарном театре! Верю в то, что умный и оригинальный разбор режиссера-педагога Григория Козлова, а также спаянность актерского ансамбля с годами устареть не могут.

  3. 16, 17 декабря — «Таланты и поклонники», Учебный театр «На Моховой», мастерская С. Д. Черкасского, сценическая композиция и постановка Сергея Черкасского, режиссеры Юлия Макарова, Ксения Стрелец.

    Мастер курса, режиссер Сергей Черкасский, собрал мощную команду профессионалов для создания учебного спектакля (Мария Лукка и Александр Мохов, Гала Самойлова и Стас Свистунович…). Не стоит ждать робкого чтения классики по слогам и послушного иллюстрирования текста!

  4. 28 декабря — «Бесприданница», театр «Приют комедианта», режиссер Александр Баргман.

    Пьеса Островского дает глубокий и всегда актуальный материал, это человековедение в чистом виде, а режиссеру и талантливой компании его артистов есть что сказать о жизни и театре.

  5. 28 декабря — «Гроза», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Поэтическое и музыкальное исследование национального кода, заложенного Островским в основание великой пьесы. Красота и мощь, трагедия и лубок, архаика и современность.


  1. 1, 3, 9, 10 декабря — «ДИ и РУВ», театр «Семьянюки», режиссер Сергей Бызгу.

    У свежей премьеры апологетов драматической клоунады свежий заход — клоуны заговорили. Очень смешной и, как и положено в этом жанре, парадоксальный спектакль о прихотях дифракции, излучения и распространения упругих волн.

  2. 4 декабря — «Дикие лебеди (Далеко-далеко)», театр Karlsson Haus, режиссер Анна Иванова-Брашинская.

    Спектакль БТК 2015 года «Далеко-далеко» был сильно недооценен. «Дикие лебеди» — его новая версия в другом театре и с другими артистами, но, хочется верить, с той же степенью визуальной выразительности и компримированности смыслов. Сказка для взрослых о жертвенной любви.

  3. 9, 27, 29 декабря — «Король Лир», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Можно бесконечно сравнивать две версии «Лира» у Додина, но свежая премьера несравнимо жестче того давнего спектакля. Молодое поколение выкошено, продолжения не будет. Блестящие актерские работы мэтров МДТ.

  4. 14 декабря — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики, режиссер Борис Павлович.

    Фантасмагорическая история о поиске любви и изысканный театральный квест с параллельными ссылками, цитатами и загадками в блестящем исполнении.

  5. 28 декабря — «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, режиссер Виктор Рыжаков.

    История полка, отправившегося в последний бой, по-прежнему из лучшего, что можно увидеть на петербургской сцене.

  6. 28 декабря — «Гроза», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Сложный метафорический спектакль по, казалось бы, хрестоматийному материалу открывает новые грани при каждом новом просмотре. Классика литературы, а теперь уже и классика театра и режиссуры.


  1. 4, 31 декабря — «Барон Мюнхгаузен», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Придумать — это значит не столько говорить, сколько поставить целью и добиваться ее, а врать — это просто не осуществить высказанное. Чиновники королевства против Художника. Статистика против Любви. Лучший новогодний спектакль декабря.

  2. 5–7 декабря — лаборатория «Литейная перспектива» в Театре «На Литейном».

    Совместный проект Театра «На Литейном» и Лаборатории молодой режиссуры Олега Лоевского. За три дня можно увидеть эскизы по пьесам Дениса Фонвизина, Герхарта Гауптмана и Руслана Ибрагимбекова, поставленные «новой волной» современной театральной режиссуры — Муратом Абулкатиновым, Артемом Устиновым и Ярославом Жевнеровым.

  3. 9 декабря — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Спектакль — девятый вал, сокрушающий на своем пути все то, что вы знали до этого о театре, судьбе, искусстве.

  4. 21 декабря — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.

    Сервантес написал пародию на рыцарские романы, Настасья Федорова написала пародию на псевдорыцарский роман Сервантеса. И случилась любопытная вещь: из-под обломков всего и вся, через юмор «страдающего Средневековья» и поэтику театра абсурда неожиданно пробилось живое, внятное, искреннее, возможно наивное, но точно не простое искусство.

  5. 22, 23 декабря — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Сам факт нового обращения Айдара Заббарова к прозе Толстого, особенно если иметь в подтексте его «Беглеца» в этом же театре, заставляет с нетерпением ждать дня премьеры.


  1. 1, 8, 11 декабря — «Дон Кихот», Театр имени Андрея Миронова, режиссер Влад Фурман.

    Удивительно, но факт: Сергей Курышев чуть ли не впервые решил на время выйти из стен Малого драматического, чтобы сыграть Дон Кихота. Игнорировать этот факт творческой биографии выдающегося актера нашего времени невозможно.

  2. 4 декабря — «Дикие лебеди (Далеко-далеко)», театр Karlsson Haus, режиссер Анна Иванова-Брашинская.

    Анна Иванова-Брашинская, одна из самых замечательных режиссеров-кукольников нашего города, уже работала однажды над этой сказкой Андерсена. Теперь на сцене Karlsson Haus можно будет увидеть новую версию этой истории. Красивую, печальную, умную.

  3. 12 декабря — «Залечь на дно в Брюгге», творческое объединение «Прекрасные дилетанты» на сцене «Где Театр».

    «Где Театр» — новый формат площадки, где объединились молодые творческие коллективы, о которых мы еще ничего не слышали. Или почти ничего. Так как культовое сочинение Мартина Макдонаха собираются разыгрывать в том числе Макс Сапранов и Иван Капорин — два молодых актера, чей дуэт в спектакле Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь» год назад взорвал кружок любителей театрального искусства. Как минимум — интересно. Уверена, что будет талантливо.

  4. 22, 23 декабря — «Воскресение», Театр им. Ленсовета, режиссер Айдар Заббаров.

    Театр им. Ленсовета решил, кажется, закрыть все пробелы в школьном образовании. После великолепной «Обыкновенной истории» по роману Гончарова нас ждет «Воскресение» Льва Толстого. Можно не любить моралите про Катюшу Маслову и погубившего ее господина Нехлюдова, но невозможно не любить и не ждать обещанный актерский состав с Ильей Делем, Риммой Саркисян, Александром Новиковым, Олегом Федоровым…

  5. 26, 27 декабря — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Какая свадьба без баяна, какой Петербург без актуальной версии «Преступления и наказания». Спектакль в БДТ как очередной образец почти идеальной работы современного режиссера с классическим произведением.


  1. 3–5 декабря — «Щелкунчик», Театр балета им. Л. Якобсона на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, хореограф-постановщик Николай Цискаридзе.

    Ректор АРБ, когда танцевал в Большом, был лучшим в стране Щелкунчиком-Принцем. Цискаридзе как никто чувствует именно магию театра, которая особенно необходима в рождественские и новогодние дни. Поэтому не удивительно, что театр Якобсона именно его пригласил обновить классический спектакль Василия Вайнонена. Новая редакция и новые костюмы, сделанные замечательной художницей Татьяной Ногиновой, неизменное мастерство петербургской труппы — волшебство гарантировано.

  2. 8–9 декабря — «Анюта», Мариинский театр, хореограф Владимир Васильев.

    Спектакль на музыку Валерия Гаврилина, давным-давно поставленный для Екатерины Максимовой (сначала на телевидении, затем в Большом театре), продолжает появляться все в новых и новых театрах страны. Все хотят пересказать в танце чеховскую «Анну на шее». Теперь очередь дошла и до Мариинского. В заглавной партии попробуют себя Рената Шакирова, Мария Ширинкина и Надежда Батоева.

  3. 12 декабря — «Christmas gala. Денис Родькин и его друзья», БКЗ «Октябрьский».

    Премьер Большого театра и его коллеги в предпраздничном гала-концерте.

  4. 15–17 декабря — «Айсвилль», театр «Приют комедианта», режиссер Алексей Франдетти.

    Композитор Евгений Загот и режиссер Алексей Франдетти пересказывают «Снегурочку» Островского на новый лад: теперь дело происходит на некоем острове, где идет расследование гибели странной девушки. И это, разумеется, мюзикл.

  5. 23, 24 декабря — «Вампир», театр «Санкт Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров, дирижер Максим Вальков.

    Редко исполняемая немецкая опера XIX века. Автор Генрих Маршнер увлекался творчеством своих современников-романтиков, особенно Байрона. Так что в главного героя-упыря вполне можно влюбиться. Но силы света все равно победят.


  1. 2 декабря — «Ключ от 505-й», Театральный проект 27 на Площадке «Скороход», режиссер Дмитрий Мульков.

    Что если пойти в декабре не на рождественскую сказку, а на настоящий рок-концерт? Режиссер Дмитрий Мульков предоставляет нам такую возможность. Спектакль для и о подростках, которые создают свою рок-группу, одинаково зайдет всем бунтарям и панкам вне зависимости от возраста. Дресс-код и качественная музыка прилагаются.

  2. 3, 6 декабря — «Чиполлино. Рейв-сказка», Зал #3. Театральная площадка, режиссер Вероника Бевза.

    Зачем обычная сказка, если есть рейв-версия? Премьера в Зале #3. Чего стоит ждать — неизвестно, но надеяться на техно-мьюзик и экстаз можно. Осторожно, сказка для взрослых.

  3. 7, 8 декабря — «Али-Баба и разбойники», Невидимый театр, режиссер Таисия Вилкова.

    Еще одна музыкальная сказка для взрослых и тоже премьера. Эстетика восточного китча нулевых, живая музыка и возможность отправиться в знойную арабскую фантазию посреди декабря. К тому же, в роли жены Али-Бабы — очаровательная Татьяна Ишматова.

  4. 17 декабря — «Квадрат», Плохой театр, режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Один из хитов последнего сезона, миф о девяностых во плоти. Отличные актерские работы и возможность оторваться под хиты юности. Вспоминайте, любите, танцуйте.

  5. 27 декабря — «Нейрофестик» в клубе «Мачты».

    Сложно предугадать качество однодневного фестиваля, но заявка интригующая: театральный фестиваль-вечеринка, полностью созданный с помощью нейросетей. Сказочные современные технологии потрудились, чтобы сделать спектакль «Скам» совместно с режиссером Фомой Поповым и, ни много ни мало, нейро диджей-сет.


  1. 2 декабря — «Ключ от 505-й», Театральный проект 27 на Площадке «Скороход», режиссер Дмитрий Мульков.

    Иногда хочется прийти на спектакль как на рок-концерт, надев косуху, цепи и берцы. Иногда хочется снова стать подростком и, как в старых добрых «Ранетках», создать свою рок-группу. Иногда хочется пойти против системы и, может, даже одержать победу…
    Спектакль, на котором свободно.

  2. 8 декабря — «В свои сани не ссы», Площадка 51, режиссер Фома Попов.

    Иногда хочется перенестись подальше, в 2057-й и, пропустив апокалипсис, оказаться сразу в «пост».
    Спектакль, на котором злободневно.

  3. 23, 24 декабря — «Человек из Подольска», театр «Приют комедианта», режиссер Михаил Бычков.

    Иногда хочется пересмотреть замечательный петербургский спектакль Михаила Бычкова, уволенного на днях из собственного театра (люблю абсурд!).
    Спектакль, на котором страшно.

  4. 26, 27 декабря — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Иногда хочется разложения Достоевского на атомы. Иногда хочется коллективной медитации. Иногда хочется театр не понимать, а ощущать.
    Спектакль, на котором непросто.

  5. 30 декабря — «Рождественский носок бомжа», театр «Организмы» и друзья на Площадке 51.

    Иногда хочется попасть на самое настоящее русское кабаре и предотпраздновать Новый год в эпицентре петербургского театрального андеграунда.
    Пред/пост/праздничное представление-концерт, на котором можно выпить.


  1. 2 декабря — «Ключ от 505-й», Театральный проект 27 на Площадке «Скороход», режиссер Дмитрий Мульков.

    «Teen age riot» от режиссера Дмитрия Мулькова. Рок-премьера Театрального проекта 27, чтобы потанцевать и почувствовать свободу.

  2. 8, 9,10 декабря — «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Мир после революции. Рефлексия о сказочном восстании в декорациях загробного мира от режиссера Андрея Могучего.

  3. 21 декабря — «Еще один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот», театр «Суббота», режиссер Кирилл Люкевич.

    Бунт против всякого насилия внутри пародийного рыцарского романа от режиссера Кирилла Люкевича. В роли переосмысляющего законы нового мира обаятельный Александр Лушин.

  4. 29 декабря — «Друг мой», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Олег Рязанцев отправляется в ночное путешествие, чтобы нарушить законы обывательского равнодушия. Добробунт от режиссера Семена Серзина.

  5. 30 декабря — «Три сестры», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Разрушение стены как бунт острой чувственности. Построение стены как знак конечности красоты. Нежность экзистенциальной боли от режиссера Юрия Бутусова.