Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли сентября 2023. Выбор редакции



  1. 2, 3 сентября — «Время и семья Конвей», театр «Приют комедианта», режиссер Александр Баргман.

    Новая редакция любимого спектакля, поставленного когда-то к 10-летию «Такого театра». Прекрасный актерский ансамбль и тонкий режиссерский разбор. Тема — иррациональная, необъяснимая, мучительная для человека сила Времени, отбирающего у нас все лучшее.

  2. 8 сентября — «Сон об осени», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    В сентябрьской афише шесть бутусовских спектаклей! Смотреть стоит абсолютно все. «Сон об осени» — иррациональный, красивый и мучительный, живущий в мерцающем ритме, смонтированный из ассоциаций, видений, кружений, завораживающих повторов, поэтических образов и цирковых кульбитов, — поможет смириться с приходом промозглых осенних сумерек.

  3. 10–21 сентября — большие гастроли Омского академического театра драмы (на площадках Малого драматического театра — Театра Европы, Театра на Васильевском и Дворца искусств Ленинградской области).

    Редкий подарок петербургским зрителям — возможность увидеть замечательную, богатую талантами труппу знаменитой Омской драмы в спектаклях разных режиссеров.

  4. 21 сентября — «Конец света, моя любовь», Театр Ненормативной Пластики, режиссер Борис Павлович.

    Сумасшедшее кружение, загадочная ворожба, алогичный монтаж сцен, странные озарения и туманные намеки… Все вместе — сложная музыкальная партитура, вязь ассоциаций, горькая истина. Невероятно талантливое актерское трио Ангелины Засенцевой, Юлии Захаркиной и Яны Савицкой.

  5. 26 сентября — «Отрочество», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Иван Орлов.

    Инсценировка Ярославы Пулинович по роману Льва Толстого. Не оставляющая никого равнодушным история взросления Николеньки Иртеньева, потерявшего любящую мать и «выброшенного» из уютного тепла детства в холодный мир подросткового одиночества. Сильная, обжигающая актерская работа Семена Толова.


  1. 2, 3 сентября — «Время и семья Конвей», театр «Приют комедианта», режиссер Александр Баргман.

    Спустя почти десять лет давняя работа Александра Баргмана выйдет в новой версии, но почти в том же первоначальном составе. Для петербургского театра — безусловное событие.

  2. 8, 9 сентября — «Крум», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Очередная и ожидаемая премьера Шерешевского уже на слуху и вовсю обсуждается. Надо смотреть.

  3. 10 сентября — «Время женщин», Омский академический театр драмы, режиссер Алексей Крикливый.

    Гастрольный спектакль Омской драмы уже привозили в Петербург. Но тем, кто пропустил давний показ, он обязателен к просмотру как образец виртуозной актерской игры и трепетного отношения к теме памяти.

  4. 14–17 сентября — II Международный фестиваль циркового искусства «Без границ», Цирк Чинизелли.

    Организатор — компания «Росгосцирк» — обещает гватемальских тигров, итальянских слонов, китайских жонглеров, вьетнамских и мексиканских гимнастов. Блеснут, конечно, и российские артисты, оставшиеся надолго без престижных европейских фестивалей. В расписании по два показа программ А и Б, а также воскресные гала-представления.

  5. 29, 30 сентября — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Один из самых важных спектаклей в нашем городе о судьбах родины и ее простодушных, но крепких духом людей, о вечном искушении и надежде на спасение.


  1. 4 сентября — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Мощный спектакль о трагическом существовании эпизодических персонажей, для которых все вокруг представляется самым настоящим абсурдом, несовместимым с жизнью. В этой формуле так много сегодняшнего времени, что даже не хочется проводить параллели. Мне кажется, их видит каждый.

  2. 5, 29 сентября — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Исповедь сына века об угасающей любви перед самым концом света.

  3. 14 сентября — «Джордж Каплан», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Арсений Бехтерев.

    Этот спектакль о выдуманном группой сценаристов персонаже, который становится реальной угрозой для многих людей, показывает сам принцип существования человека в эпоху информационных войн: люди готовы всерьез обсуждать фейк, а не свои внутренние проблемы.

  4. 14 сентября — «Holden», театр «Суббота», режиссер Роман Габриа.

    Настойчивое расщепление героя этого спектакля воспринимается сегодня как способ бегства от заданного обществом примирения с действительностью. И звучит как наиболее приемлемый план.

  5. 26 сентября — «The Demons», Театр им. Ленсовета, режиссер Денис Хуснияров.

    Семейная драма наследника стринберговской концепции борьбы полов и бергмановского крупного плана Ларса Нурена в причудливом соединении с гипнотическим вокалом Джима Моррисона, безупречно сыгранного Сергеем Перегудовым.


  1. 5, 6 сентября — «Чайка», Новая сцена Александринского театра, режиссер Елена Павлова.

    «Чайка» — та пьеса, которая «кружит» белой птицей вокруг Александринского театра более ста лет — после знаменитого провала ее премьеры здесь. Молодой режиссер Елена Павлова, которая в своем творчестве движется в русле экспериментальных театральных форм, взяв этот ключевой текст русской драматургии, ставит спектакль «по мотивам» пьесы Чехова, пересобирая «Чайку» в жанре саунд-драмы. Несколько лет назад один из идеологов саунд-драмы Владимир Панков поставил в БДТ «Трех сестер», превратив драматический текст Чехова в полифоническое музыкальное произведение. Теперь, в премьерном спектакле на Новой сцене Александринского театра можно будет узнать, как «звучит» и о чем поет «Чайка».

  2. 5, 23 сентября — «Обыкновенная история», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Театр Ленсовета открывает сезон своей лучшей и важной премьерой. Обыкновенная история взросления провинциального юноши оборачивается трагическим и горьким размышлением об идеалах, любви, жизни и разочаровании, а сложносочиненное пространство мистического Петербурга с черными водами его каналов, в которых тонут идеалы и любовные надежды героев, притягивает и не отпускает. Великолепный актерский ансамбль, несомненная режиссерская удача Романа Кочержевского.

  3. 8, 9 сентября — «Крум», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Петр Шерешевский не устает удивлять своим творческим ренессансом — Театр Малыщицкого, несмотря на крохотный зал, остается одной из важнейших точек на театральной карте. В премьерном спектакле «Крум» по пьесе Ханоха-Левина вы не встретитесь с ожидаемым еврейским юморком, которым обычно пересыпаны тексты этого драматурга, с его узнаваемыми типажами и ситуациями. Петр Шерешевский продолжает исследовать тему экзистенциального кризиса мужчины 40+, превращая историю местечка и людей, которые не в состоянии вырваться из своих квартирок в большой мир, в лирическое, пронзительное сочинение о жизни, которую приходится избывать до конца, и о смерти, которой мы все так страшимся, даже если из всех радостей жизни нам остается приемник в окне соседа.

  4. 28 сентября — «Сад Борхеса», театр Lusоres на площадке Зал#3, режиссер Александр Савчук.

    Безусловно, Борхес — один из авторов, близких Александру Савчуку, который как режиссер и философ берет для исследования сложные и многослойные тексты. «Сады» Борхеса — прекрасный образ для исследования внутренних садов человеческой души, погружения и путешествия по ним. В чем в чем, а в путешествиях по мирам человеческих душ и планет Александр Савчук знает толк. Редкая, важная премьера этого, самого магического и философского, театра Петербурга.

  5. 29, 30 сентября — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Один из важнейших спектаклей в афише Большого драматического — где сюжет из рассказа Василия Шукшина о простой русской бабе, которая на старом «Урале» едет через всю страну, чтобы спасти непутевого сына Витьку, внезапно соединяется с сочинениями Козьмы Пруткова и Николая и Елены Рерихов. В итоге Могучий сочиняет эпическую историю, особенный русский мир, сказочный, парадоксальный, узнаваемый, смешной и трагичный, через который будто к центру русской души мчит на стареньком «Урале» невероятная Нина Усатова в роли матери Авдотьи.


  1. 5, 6, 7 сентября — «Кармен» Ж. Бизе, Михайловский театр.

    Главный балетмейстер Михайловского театра Начо Дуато впервые в жизни ставит оперу. Естественно, выбрана «Кармен» — кто же знает про Испанию больше, чем Дуато? За пультом Александр Соловьев.

  2. 6, 9, 17, 27 сентября — кинопрограмма «Балеты Матса Эка: Барышников и Гиллем» (6 сентября — в «Великан Парке», 9 сентября — в «Авроре», 17 сентября — в «Формуле Кино Галерея», 27 сентября — в «Родине»).

    Кинопрограмма, подготовленная проектом TheatreHD, дает нам возможность посмотреть великих танцовщиков в двух одноактных спектаклях великого хореографа. (Сняты они были около десяти лет назад.) В одноактовке «Место» Михаил Барышников и Ана Лагуна рассказывают историю вечной любви и вечной принадлежности — с седыми шевелюрами, мерещащимся могильным холмиком и такой нежностью, какой не бывает в романах шестнадцатилетних. А «Прощание» — это фантастический монолог поразительной балерины Сильви Гиллем, которая, будучи в идеальной форме, в 50 решила уйти со сцены и теперь отказывается участвовать в любых представлениях.

  3. 17, 20 сентября — «Двенадцать» Б. Тищенко, хореограф Александр Сергеев, Мариинский театр.

    Спектаклю год, но он все так же будоражит умы балетоманов и провоцирует споры. Роль главного героя — Чтеца, что во второй части спектакля оказывается в центре композиции «Тайной вечери», — в очередь исполняют Александр Сергеев и Екатерина Кондаурова (кто именно в конкретный вечер — пока неизвестно). История отряда красноармейцев получает отчетливо христианскую окраску — что ничуть не противоречит Блоку.

  4. 23, 24 сентября — «Демон» А. Рубинштейна, Мариинский театр.

    Нечасто появляющаяся в афишах наших театров опера Рубинштейна уже звучала в Мариинке в концертном варианте, теперь пришел черед полномасштабной постановки. За пультом обещан Валерий Гергиев. Ставит спектакль Елизавета Корнеева — молодой режиссер, в прошлом году номинированная на «Золотую Маску» за оперу «Vita nuova» Мартынова, выпущенную в Башкирском театре оперы и балета.

  5. 28 сентября — «Место, которого еще не было», Новая сцена Александринского театра, хореограф Ксения Михеева.

    Спектакль, этой весной ставший лауреатом «Золотой Маски» как лучший спектакль современного танца в стране.


  1. 5, 6 сентября — «Чайка», Новая сцена Александринского театра, режиссер Елена Павлова.

    Неклассическое переосмысление всем известного сюжета. Депрессивное караоке на Новой сцене, поросшей сухой травой.

  2. 10–21 сентября — гастроли Омского академического театра драмы.

    Большие гастроли театра, многие годы известного высоким качеством постановок. Гастрольная программа достаточно обширна: от дебютного спектакля выпускницы мастерской Г. Козлова до новой премьеры П. Шерешевского.

  3. 14 сентября — «Саша, не бойся!», А-Театр, режиссер Сергей Азеев.

    Кукольно-драматический спектакль по книге Е. А. Ельчина «Сталинский нос» о мистически-жуткой и пугающе правдивой жизни маленького мальчика в эпоху репрессий. «Советскому человеку не нужно четырех стен. Можно одной обойтись. Поставить к ней и расстрелять».

  4. 23 сентября — «Мария Стюарт», Театр «ТОК», режиссер Андрей Богданов.

    Экстравагантное кабаре по мотивам пьесы Шиллера, где все роли играют мужчины. Красиво, увлекательно, на псевдонемецком языке.

  5. 27 сентября — «Страх и нищета в Третьей империи», Городской театр, режиссер Даниил Мищенко.

    Еще один спектакль в эстетике кабаре. О конформизме, страхе и выживании в стране-тиране под песни Shortparis.


  1. 3 сентября — «Идите и показывайте», Театр «На Литейном», режиссер Дмитрий Егоров.

    В спектакле Дмитрия Егорова по документальной пьесе Алексея Житковского официальное борется с неофициальным, невежественное — с культурным, цензурное — со свободомыслящим. Вопреки ожиданиям, второе одержит свою маленькую победу. Так, «колхозный» генсек (Хрущева играет Сергей Гамов), увидя неудобный абстракционизм, выдаст: «В вопросах искусства я — сталинист», — и тут же проиграет Художнику. Так было в 1962 году в Манеже, так будет 3 сентября в фойе Театра «На Литейном» — приходите и смотрите!

  2. 16, 17 сентября — «Сектор Газа», театр ЦЕХЪ, режиссер Анатолий Праудин.

    Завершающий трилогию «Одиссея» спектакль Анатолия Праудина — результат экспедиции в Палестину. Там одичавший и добрый болгарин Виктóр (его являет ездивший с А. Праудиным в экспедицию актер Виктор Бугаков), работающий в вымышленном зоопарке, с улыбкой констатирует герою первой части трилогии Жеке, что войны никакой нет (но мы-то знаем…). Живущий в райском саду Адам-Виктóр разговаривает с Богом-начальником, Евой-женой и со змеем-искусителем, и, не выдерживая напряжения (музыкальная тема спектакля — цева адом), сбегает из рая навстречу несуществующим бомбам (но мы-то знаем…).

  3. 20 сентября — «Опера нищего», театр «Суббота», режиссер Петр Шерешевский.

    Режиссер переносит место действия пьесы Джона Гея в бандитскую Россию, а время действия — в переломный для нее момент: выборы 1996 года. Но голосовать, как отмечает герой спектакля, вор в законе Пищик, «не за кого». Остроумная и веселая музыкальная трагедия (перипетия делает из стабильно плохого — ужасное) Петра Шерешевского — рефлексия на выбор уже свершившийся. Думать надо было раньше — сейчас лишь петь забытые шлягеры Круга и Шуфутинского в надежде не попасть на «Зону».

  4. 23 сентября — «Губернатор», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Спектакль Андрея Могучего 2016 года сейчас воспринимается иначе — теперь это желанная сказка о наказуемости зла. Губернатор, по приказу которого расстреливают 47 мирных граждан, лихорадочно ждет своего наказания — и дожидается. Частная история человека, с ужасом смотрящего смерти в лицо, расширяется до народной притчи…

  5. 27 сентября — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Илья Дель и Сергей Перегудов являют ужасающий антагонизм Автора и Цензора. Отчаянная, абсурдная, унизительная борьба с несвободой (казалось даже, почти успешная…) подытоживается повесткой на фронт — японская комедия тридцатилетней давности сделалась российской действительностью. Держащий зрителя в напряжении спектакль Федора Пшеничного — нужная отрезвляющая пилюля (имеются противопоказания: слабонервным не смотреть).


  1. 3 сентября — «Я шагаю по Москве», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Поэтический моноспектакль Евгения Серзина — прогулка по воспоминаниям Геннадия Шпаликова. О Москве, творчестве, дружбе, уходящем времени — под минорную мелодию аккордеона. Обеспечена светлая грусть — то, что надо для начала осени. Спектакль играется во дворе в почти последний теплый вечер.

  2. 5, 29 сентября — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    Депрессивность Уэльбека и экзистенциальная пустота жизни преломляются в виртуозной, тонкой, разноплановой игре Ивана Волкова. Такая душевная тоска, в которой хочется томиться долго-долго.

  3. 8 сентября — «Сон об осени», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Нежно-страшный, меланхолично-отчаянный спектакль Юрия Бутусова. Сюрреалистическое безвременье, нераздельность любви и смерти, фантомы сна и балаганные номера чуднóго оркестрика — четырех замечательных артистов Ленсовета. Чтобы почувствовать тотальное одиночество и его не испугаться.

  4. 9 сентября — «Лес. Болото», проект спектакля-грибницы «Лес», создатель Марина Абаджева.

    Очередная премьера неистощимого на фантазию проекта «Лес» под кураторством Бориса Павловича. Читка философских текстов Владимира Бибихина в лесу, на полянах, на болоте — что еще нужно для захватывающего сентябрьского приключения? «Место встречи: ж/д станция Белоостров. Ориентир: молчание рыбы»./p>

  5. 26 сентября — 1 октября — фестиваль «Фундамент», Большой театр кукол.

    Молодые режиссеры представят 18 эскизов-вариаций на тему «Божественной комедии» Данте. Шесть дней куклы и предметы будут рассуждать о вечном, отбросив сиюминутное. И думается, им есть что сказать.