Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли июня 2023. Выбор редакции


  1. 4, 5 июня — «Магазин», Небольшой драматический театр, режиссер Артем Злобин, художественный руководитель постановки Лев Эренбург.

    Поразительная плотность и художественность режиссерской застройки, страшная картина унижения, запугивания и уничтожения человека.

  2. 8, 15 июня — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль.

  3. 15 июня — «Лето одного года», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Прикотенко.

    Счастье и чудо, что играют Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Насчет билетов — ловите!

  4. 16, 28 июня — «Обыкновенная история», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Отчаянный, живой, сегодняшний режиссерский крик устами очень страшного к финалу Адуева, кружащего по сцене в черном пальто: «Только горе реально, и оно впереди!»

  5. 18 июня — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Все, кому я верю, говорят, что круто, надо идти.


  1. 3 июня — микроопера «Ры», театр Lusores в Культурном пространстве «Третье место» (Литейный пр., 62), режиссер Александр Савчук.

    Ошеломляющий своей смелостью, музыкальной свободой, юмором и артистизмом перформанс двух Александров — Савчука и Кошкидько — по авангардистской поэзии Ры Никоновой. Если вы уже это видели, обязательно захотите вернуться и удостовериться: неужели такое и вправду возможно?! Да, и в неожиданном «Третьем месте» (особняк Гурьевых-Нарышкиных).

  2. 9, 16 июня — «Друг мой», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Моноспектакль по пьесе Константина Стешика, которую можно решать совершенно по-разному, настолько это объемный по смыслам, подтекстам и возможностям трактовки текст. Олег Рязанцев как будто и не играет вовсе — входит в комнату, где почему-то сидят люди (зрители), включает лампу, заваривает себе чай, долго смотрит в окно, которое выходит на закат, на Севкабель Порт… И говорит так, что не слушать невозможно. Что-то важное происходит у человека с душой — это притягивает, вовлекает, уводит от суеты обыденности в глубину переживания жизни.

  3. 14 июня — «Жаль, что тебя здесь нет», Театральная компания «Разговоры» на Новой сцене Александринского театра, режиссерская группа — Алина Михайлова, Борис Павлович, Петр Чижов.

    Инклюзивный мюзикл, совместная продукция Фонда Alma Mater и Новой сцены Александринского театра при участии фонда «Антон тут рядом». Нежный и немного грустный спектакль, в котором, однако, есть место надежде и оптимизму, искренней вере в человека и его сердце. Борис Павлович сообщает, что этот показ «инклюзикла», скорее всего, прощальный.

  4. 25 июня — «Сибирь», Театр НеНормативной пластики, режиссер Роман Каганович.

    Редкая возможность по нынешним временам — увидеть на сцене артиста Сергея Азеева в легендарном моноспектакле «Сибирь». В рекламе не нуждается.

  5. 29 июня — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Экспрессивная, радикально небытовая версия, в мучительно надрывном многоголосье которой голос Петербурга, убийственного города, звучит как нельзя более отчетливо. Гармония дисгармонии. Сеть невидимых связей между персонажами, снующими вверх-вниз по лестницам и туда-сюда по железному мосту-подиуму. Музыкально точное существование всех артистов. Выдающаяся работа Геннадия Блинова — Раскольникова.


  1. 3 июня — «Рондо», Упсала-Цирк, режиссер Анна Березина.

    В Упсала-Цирке выпускаются очередные воспитанники, и этот показ — последний. Инклюзивный цирк в его лучшем виде со всеми атрибутами упсаловского праздника бытия.

  2. 10, 11 июня — «Сны Пиросмани», Упсала-Цирк, режиссер Лариса Афанасьева.

    Последние показы легендарного спектакля — за вдохновением и образами для него артисты и режиссер специально ездили в Грузию. На выходе получился атмосферный спектакль, в котором переплелись образы великого художника и идеи нового цирка.

  3. 12, 13, 14 июня — «Материнское сердце», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    В конце сезона самое время пересмотреть один из важнейших спектаклей нашего города.

  4. 19 июня — «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Миндаугас Карбаускис.

    Уходящая натура нашего театра: режиссура Карбаускиса, пространство Бархина. Плюс выдающаяся роль Евгении Симоновой. Спектакль из разряда must see.

  5. 22, 23 июня — «Дядя Ваня», Театр Наций на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Стефан Брауншвейг.

    Вероятность увидеть в ближайшее время сценические трактовки классики немецких режиссеров стремится к нулю, так что пропускать такую возможность вряд ли стоит. К тому же в главных ролях и Миронов, и Боярская.


  1. 2, 16 июня — «Нос», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Тимур Кулов.

    Двое полицейских, сидя в баре под блюзовые ритмы, расследуют дело о пропаже носа майора Ковалева. Петербургский нуар как он есть — с непременной чередой экзальтированных героев, трансформацией пространства и недостижимым чувством любви в этой прекрасной провинции у моря.

  2. 5, 21 июня — «Про Федота-стрельца», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Сквозь эпохи и времена (а их с момента написания Леонидом Филатовым сказки уже прошло немало) Федор Пшеничный проносит главное — усталость от обслуживания тех, кто свои троны «на наших спинах возвели». Как выяснилось, об этом можно даже не говорить, а молча петь. Все равно нужные слова немо продолжат звучать в голове.

  3. 16, 17 июня — «Нана», Новая сцена Александринского театра, режиссер Андрий Жолдак.

    Губительная пресыщенность чувств главной героини романа Золя в блистательном исполнении Анны Блиновой.

  4. 18 июня — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр на Васильевском, режиссер Галина Зальцман.

    Театр абсурда, как оказалось, в сегодняшнее время новой сломанной жизни становится едва ли не самым мощным механизмом для честного разговора о потерянном пространстве действительности, о порвавшихся связях времен, о вывернутом наизнанку зазеркалье. Спектакль Галины Зальцман в Театре на Васильевском тому яркое подтверждение.

  5. 29 июня — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Разъятый до мельчайших частиц психологический портрет разрушающегося мира, показанный как виртуозно организованный хаос. Готовьтесь к настоящему авангарду.


  1. 2, 30 июня — «Махабхарата. Игры богов», Малый театр кукол, режиссер Чакчи Фросноккерс.

    За этот сезон можно было не однажды убедиться в дерзости и таланте создателя Малого театра кукол. И вот новая дерзкая подача театральному сообществу — древнеиндийский эпос за полтора часа. Попробуем погрузиться в свои кармические грехи и слиться с прародителями землюков.

  2. 8, 15 июня — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Один из главных спектаклей Малого драматического, который нужно смотреть в эти дни. В полифонии голосов можно расслышать и увидеть портрет русского человека, ужаснуться ему и оплакать. Каждая актерская работа здесь — отточенная, доведенная до предела драматизма и одновременно отстранения и внутренней иронии. Лучшие роли Игоря Черневича и Олега Рязанцева.

  3. 9, 16 июня — «Друг мой», Невидимый театр, режиссер Семен Серзин.

    Неожиданная и гениальная встреча одного из самых блестящих актеров Малого драматического театра Олега Рязанцева с пьесой Константина Стешика, которую, без преувеличения, можно назвать шедевром. 50 минут разговора героя с самим собой о простых вещах, легкая, ироничная, на первый взгляд, история о ночном походе с другом за сигаретами оборачивается к концу мучительными размышлением на тему «кто я?». «Новые тихие», люди с улиц в одинаковых черных куртках и кепках становятся ближе. Просто не отводи взгляд.

  4. 16, 28 июня — «Обыкновенная история», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Невероятно красивое и печальное размышление режиссера о петербургском мифе, о городе, в котором умирают мечты. Классическое произведение 40-х годов XIX века становится современной новеллой о любви, которая ранит, убивает, терзает и о которой молят те, кто когда-то уничтожил ее в своем сердце ради карьеры и денег. Потрясающий актерский ансамбль спектакля заставляет вспомнить золотой период театра при Юрии Бутусове.

  5. 17 июня — «Ольга. Запретный дневник», театр «Особняк», режиссер Лариса Шуринова.

    Моноспектакль Анны Геллер возник в прошлом году как независимый театральный проект. Когда-то Ольга Берггольц тоже оказалась в ситуации тотального молчания и невозможности говорить о своем аресте, об арестах и гибели друзей, о том, что на самом деле происходило в гибнущем блокадном Ленинграде. Этот спектакль неожиданно стал событием — лишенные возможности говорить люди хотят услышать высказывание тех, кто испытал на себе весь ужас и отчаяние тоталитарной системы.


  1. 1–3 июня — гастроли Пермского театра оперы и балета в Мариинском театре.

    Пермь привозит в Петербург своих оперных и балетных звезд. 1 июня в ролях двух друидских жриц, не поделивших одного римского военачальника, появятся мариинская солистка Мария Баянкина и решительная пермская звезда Наталия Ляскова (этот воинственный темперамент в роли нежной Адальджизы!). 2 июня в «Травиате» можно услышать божественную Надежду Павлову. А 3 июня в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана (уважаемая английская балетная классика) сияет Полина Булдакова (сменившая фамилию на Ланцеву). Во все вечера за пультом Мигран Агаджанян.

  2. 8, 10, 12 июня — выпускной спектакль Академии Русского балета на сцене Мариинского театра.

    Традиционный смотр пополнения петербургских и других трупп, явление юных дарований. В этом году должен быть хороший выпуск — это тот курс, что в прошлом году захватил почти все награды на международном балетном конкурсе в Москве. Посмотреть стоит обязательно: по слухам, нескольких девушек уже украл Большой театр. В программе — сюита из «Корсара» («Оживленный сад», беспечный женский парад посреди приключенческого балета) и сюита из «Лауренсии» (юные артистки и артисты продемонстрируют, как справляются с испанскими танцами).

  3. 9 июня — «TODD» на сцене БКЗ «Октябрьский».

    Зонг-опера, сочиненная Михаилом Горшеневым и музыкантами группы «Король и Шут», отмечает свое десятилетие. В основе сюжета — лондонская городская легенда о парикмахере, что эффектно мстил своим врагам и всему миру вообще. Чрезвычайно жизнеутверждающее зрелище (особенно когда часто возникает желание какого-нибудь злодея пустить на пирожки).

  4. 15 июня — гала-концерт звезд оперы и балета на сцене Михайловского театра.

    Кроме собственных балетных звезд (королевственной Анжелины Воронцовой, безупречно-французского по стилю танца Виктора Лебедева, трогательной Анастасии Соболевой и еще, и еще, и еще) Михайловский призвал на этот вечер московских звезд — и приходить в театр именно в этот вечер надо прежде всего ради Марии Александровой и Владислава Лантратова.

  5. 26 июня — «Чудесный мандарин» Б. Бартока, Мариинский театр, хореограф Юрий Посохов.

    Никаких официальных объявлений еще нет, в афише в этот день зияет дыра. Но идет, растет, ширится слух по (около)балетным кругам: нас ожидает премьера балета «Чудесный мандарин» в постановке Юрия Посохова. Бела Барток написал этот балет 97 лет назад, и диковатое либретто (проститутка заманивает к себе клиентов, где их грабят бандиты, пока вся компания не нарывается на некоего бессмертного китайца, который всем задает жару) редко вдохновляло хореографов в нашем отечестве (вот Бежара — да, он ничего не боялся). Вряд ли у Посохова сюжет будет именно таким, но — посмотрим. Проверим и слух, что солировать в балете будет Диана Вишнева. В общем, афишу Мариинского надо просматривать ежедневно — любимый театр может объявить о премьере за неделю, а уже через сутки билетов по вменяемым ценам не будет вовсе.


  1. 6 июня — «Моя дорогая Hélène», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Спектакль Романа Габриа, в котором фокус восприятия смещен с дяди Вани на Елену Андреевну. Она миф, русалка, мечта каждого из обитателей дома Войницких. Сюрреалистическая фантазия, буквально явленная в сценографии Анвара Гумарова.

  2. 11 июня — «Zholdak dreams», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрий Жолдак.

    Андрий Жолдак, уставший от Гольдони в ходе репетиций «Слуги двух господ», ставит собственные сны на заданную тему. Искусная игра с аудиальным и визуальным, сдобренная щедрой порцией постиронии.

  3. 14 июня — «Жаль, что тебя здесь нет», Театральная компания «Разговоры» на Новой сцене Александринского театра, режиссерская группа — Алина Михайлова, Борис Павлович, Петр Чижов.

    Последний показ доброго и светлого инклюзивного мюзикла, действие которого происходит на вокзале — в месте, где сходятся все точки времени и пространства. Сказочный спектакль о музыке и о том, как по-разному мы ее воспринимаем. Прежде всего, о музыке своей, ни на что другое не похожей.

  4. 16, 17 июня — «Нана», Новая сцена Александринского театра, режиссер Андрий Жолдак.

    Невероятная Анна Блинова в роли куртизанки Нана. Чувственная, стремительная, пугающе привлекательная и мучительно вывернутая наизнанку.

  5. 25 июня — «Город. Женитьба. Гоголь», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Мрачная мистическая фантазия на тему Петербурга и человека в нем. Спектакль исследует тему одиночества, невозможность счастья и безуспешность попытки реализовать свою мечту. Классика, обязательная к просмотру.