Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли апреля 2023. Выбор редакции


  1. 13 апреля — «Преступление и наказание», театр «Приют комедианта», режиссер Константин Богомолов.

    Один из моих любимых спектаклей. Можно смотреть много раз.

  2. 13, 14, 24 апреля — «Лекарь поневоле», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Геннадий Тростянецкий.

    Сочетание Мольера и Геннадия Тростянецкого, с одной стороны, известно, с другой — годы идут, что нового покажет премьера?..

  3. 18, 28 апреля — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль.

  4. 25 апреля — «Сектор Газа», ЦЕХЪ театр, режиссер Анатолий Праудин.

    В театре все меньше спектаклей важных, умных, спектаклей-высказываний. Этот такой.

  5. 29 апреля — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Лева Мышкин — поэт, его приступы — это приступы настоящей поэзии, как и у Насти. Они кричат стихами Дельфинова и Расуловой 22.02.22, не зная, что наступит через два дня.


  1. 12 апреля — «Лес. Книга», Социально-Художественный театр, режиссер Борис Павлович.

    Не спектакль — но всегда новый, рождающийся только в этот вечер разговор о театре и жизни режиссера Бориса Павловича и актрисы Ксении Плюсниной. Часть спектакля-грибницы «Лес», основанного на философии Владимира Бибихина. Для тех, кому театр интересен как предмет исследования, обдумывания, анализа.

  2. 12 апреля — «Лавр», Театр «На Литейном», режиссер Борис Павлович.

    Смелое решение — сценическими средствами воплотить роман Евгения Водолазкина. Заглавный герой, средневековый целитель (в течение долгой жизни носивший имена Арсений, Устин, Амвросий и Лавр), проявляется постепенно через всех артистов — и мужчин, и женщин: каждый вкладывает частицу себя в коллективно создаваемый образ. Красивый и мудрый спектакль.

  3. 18, 19 апреля — «Город Эн», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Борис Павлович.

    Камерный спектакль, в котором зрители буквально окружены актерами. В воспоминаниях оживает давно ушедшая жизнь, говорят и дышат люди, которых уже сто лет как нет, снова звучит детство героя, превратившееся в сон. Писатель Леонид Добычин и его роман становятся собеседниками. Музыкально, светло и грустно.

  4. 20 апреля — «Вещественные доказательства», театр Karlsson Haus, режиссер Борис Павлович.

    Актеры проведут для каждой группы зрителей авторские экскурсии по своеобразному музею подаренных театру экспонатов (пространство решено художником Ксенией Перетрухиной). В комплекте «вещь + история» важны обе составляющие: обыкновенный с виду предмет обретает индивидуальность вместе с живым рассказом о нем. Вторая часть спектакля — захватывающий, веселый, вполне театральный (но и совершенно реальный!) аукцион. Естественно, каждый показ уникален и неповторим.

  5. С 18 по 26 апреля — спектакли XIX Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

    Разнообразная, насыщенная, интересная программа: конкурс на соискание Национальной премии «Арлекин», внеконкурсные спектакли, лаборатория, семинары, круглые столы.


  1. 1, 22 апреля — «Эйнштейн. Что нам светит?», театр Karlsson Haus, режиссер Наталья Слащева.

    Полный выдумки спектакль-диалог о великом Эйнштейне, ищущем свой свет. Интересно и детям, и взрослым.

  2. 2 апреля — «Друг мой», МХТ им. А. П. Чехова на Новой сцене Александринского театра, режиссер Петр Шерешевский.

    Спектакль этот выделяется в гастрольной программе МХТ и именем режиссера, и камерностью постановки, а главное — материалом, в центре которого боль и одиночество.

  3. 5, 17 апреля — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики на площадке «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Свежая премьера Бориса Павловича заслуживает безусловного внимания. Прекрасные актрисы.

  4. 8, 9 апреля — «Сны Пиросмани», Упсала-Цирк, режиссер Лариса Афанасьева.

    Из лучшего, что еще идет в Упсала-Цирке. Инклюзивный спектакль, в котором соединилось мироощущение особенных детей и великого художника.

  5. 15, 16 апреля — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Японская каллиграфия в наложении на классический сюжет Достоевского плюс Геннадий Блинов в роли Раскольникова — это ли не интрига.


  1. 14, 26 апреля — «Сцены супружеской жизни», театр «Открытое пространство», режиссер Роман Габриа.

    Этот спектакль обманчив своей сверхбытовой насыщенностью, как обманчив в своей назидательности и оригинал Ингмара Бергмана, по которому он поставлен. Сокращая путь отношений мужчины и женщины до короткой дистанции между кроватью и обеденным столом и создавая таким образом ощущение удушья в супружеских отношениях, Роман Габриа проветривает изживший себя брак событиями, произошедшими за стенами общей гостиной. И что же мы видим? Вновь проснувшуюся любовь или новую игру в привычные отношения? Идем, смотрим, дискутируем…

  2. 15, 16 апреля — «Преступление и наказание», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Мотои Миура.

    Театр «Читен», руководителем которого является господин Мотои Миура, в основе своей наследует модернистской авангардной традиции, построенной на ритмике текста и символическом ряде. Однако это не мешает ему раскрывать смысловые глубины взятых для постановки произведений — напротив, те очень резонансно откликаются в сегодняшнем дне. Прошлый визит театра «Читен» с чеховским «Дядей Ваней» неожиданно говорил о растоптанной вере. Теперь господин Мотои Миура ставит в БДТ. На двух предпремьерных показах апреля ждем новых откровений.

  3. С 15 по 17 апреля — режиссерская лаборатория «ArtОкраина», театр «За Черной речкой».

    Театр «За Черной речкой» творчески подходит к своему 40-летнему юбилею, устраивая режиссерскую «ArtОкраина»-лабораторию, тем самым заявляя время обновления и экспериментов. И подтверждает это выбором режиссеров-участников — Анастасия Быцань, Сергей Агафонов, Кирилл Люкевич.

  4. 20 апреля — «Сон об осени», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Поэтический текст Юна Фоссе в режиссуре Юрия Бутусова обретает возможность реализации гипнотического мира, расположенного между кладбищем и любовью, между праздником и смертью, в котором будет место и иезуитским фантазиям, и проникновенным монологам. Словно перед нами не спектакль про Мужчину и Женщину, а карнавал Дэвида Линча…

  5. 30 апреля — «Обыкновенная история», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    Предпремьерный показ нового спектакля Романа Кочержевского, который год назад своим «Тартюфом» заставил обратить на себя пристальное внимание и зрителей, и критиков. Ждем…


  1. 11 апреля — «Идите и показывайте», Театр «На Литейном», режиссер Дмитрий Егоров.

    Одна из самых своевременных премьер уходящего сезона. Абсурдистское путешествие в прошлое, в 1962 год, где зритель встречается с реликтами советской культуры в виде Голубого огонька, Хрущева, Эрнста Неизвестного, Мэрилин Монро, громадной кукурузы, благодаря драматургу А. Житковскому и режиссеру Д. Егорову превращается в размышление о вечном конфликте художника и власти, системы и личности, о тех кругах, по которым бродит российская история, не в силах выйти из этого кармического наказания. «Адресованная другу, бродит песенка по кругу, потому что круглая Земля…»

  2. 18 апреля — «Отрочество», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Иван Орлов.

    Премьера февраля, «Отрочество» в ТЮЗе — история, написанная Ярославой Пулинович по мотивам повести Л. Н. Толстого о взрослении Николеньки Иртеньева. Классический школьный текст в осмыслении современного драматурга и в тонкой, поэтической, нежной режиссуре Ивана Орлова обретает возможность задышать в унисон с современными подростками.

  3. С 18 по 26 апреля — спектакли XX Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

    Самый ожидаемый весенний фестиваль «Арлекин» — необходимый check-in не только для любителей театра, но в первую очередь для наших детей. Разнообразие спектаклей, которые привозятся из российских театров, перемежается с не менее важной лабораторной программой, где молодые режиссеры встречаются с современной драматургией для детей и подростков. Конечно, есть несколько «бриллиантов» этой программы, которые невозможно пропустить, прежде всего — «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» Романа Феодори.

  4. 18, 28 апреля — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Спектакль — одна из вершин театра Льва Додина. Статичный, темный, где текст романа разложен на голоса актеров, которые оказываются связаны общим грехом, этим застывшим временем и пространством, из которого невозможно выбраться. Невероятный актерский ансамбль с грандиозной работой Игоря Черневича.

  5. 29 апреля — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Текст, написанный по мотивам романа Достоевского, где трагедия русского Гамлета переложена на язык питерских дворов, взрывается стихами современных поэтов — может быть, лучший вариант для современного подростка, который поможет ему войти в плоть одного из самых важных романов русской литературы, где современный Мышкин живет на рубеже времен, накануне страшных событий. Мощный акт рефлексии с Ильей Делем в главной роли.


  1. 8, 9 апреля — «Soulwhirl» (хореограф Ольга Цветкова), «О» (хореограф Анастасия Пешкова), musicAeterna Dance, Дом Радио.

    В один вечер — два перформанса. Первый, «Soulwhirl» — премьера прошлого сезона — получил 5 номинаций на «Золотую Маску» (лучший спектакль в современном танце, лучшая работа хореографа (Ольга Цветкова), лучшая женская роль (она же), лучшая работа композитора (Вангелино Курентзис), лучшая работа художника по свету (Анатолий Ляпин)). По технологическим причинам спектакль не удалось отправить в Москву — и жюри в эти дни специально приедет смотреть его в Петербурге. Ольга Цветкова так говорит о своей постановке: «Танец, который начинается глубоко внутри, в полной темноте, нечеловеческой тишине, на дне души. Только спустившись до самой бездны, внутрь себя, можно пригласить на танец саму вечность, диким вихрем вырваться из оболочки, оставить тело и станцевать со всеми духами площадки безумный танец любви». Второй перформанс, «О» — мировая премьера: ее готовят с компанией musicAeterna Dance режиссер Анна Гусева и хореограф Анастасия Пешкова. Они так анонсируют свой спектакль: «Хрупкий человек снова остается запертым и обреченным выяснять отношения с самим собой. Перформанс — это путь от сдавленной пружины к высвобождению и выходу, от взрывающей рефлексии к поэзии и легкости, путь старый, как колесо. Я знаю миллион комнат, но по-настоящему бывала только в своей. Я танцую с теми, кто во мне поселился. Я хочу быть».

  2. С 10 по 18 апреля — XXII Фестиваль Dance Open на сцене Александринского театра.

    Когда, кажется, никто не хочет приезжать к нам в гости, ежегодный фестиваль Dance Open остается международным, широко распахивает двери и привозит в Санкт-Петербург первоклассных гастролеров. 10 апреля можно увидеть французскую (!) компанию Tie Break из Лиона со спектаклем «Лобби» — знаменитая команда хип-хоперов (в составе — трижды чемпионы мира, четырежды Европы, далее везде) выдает комедию из жизни пятизвездочного отеля, не забывая вертеть фуэте на голове. 12 апреля — визит пермяков: премьера этого сезона, программа «Севагин/Самодуров/Пимонов»: три самых ярких балетных худрука страны (Севагин руководит танцами в Московском Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И Немировича-Данченко, Самодуров — Екатеринбургским балетом, Пимонов — собственно Пермским) представляют одноактовки, уже ставшие событием сезона («В темных образах» на музыку Вивальди, «Ultima Thule» на музыку Владимира Раннева, «Арктика» на музыку Антона Светличного). 14 апреля — Балет Сан-Паулу (главная бразильская труппа, в их столице — много слабее) покажет одноактовки Каэтано Сото, Ихсана Рустема и Итцика Галили (на музыку Эцио Боссо, Франца Шуберта и Переса Прадо соответственно). Уже очень известные Галили и Сото сформировались под влиянием свободного дыхания нидерландского балета, их сочинения — неоклассика в изводе XXI века. Еще не появлявшийся в нашей стране Рустем танцевал у Мэтью Боурна — интересно, скажется ли это как-то на его сочинении. 16 апреля планшет сцены Александринки будут испытывать на прочность аргентинцы — дюжина парней из группы Malevo выйдут с современной версией танца пастухов — «Маламбо». Яростные барабаны, летящие черные кудри, отбивающие безупречный ритм каблуки — та фантастическая энергия, которой нам всем так не хватает после зимы. А завершится фестиваль традиционным гала-концертом, программа которого также традиционно остается секретом до его начала. Известно только, что, как всегда, вместе с нашими звездами в нем примут участие звездные визитеры — в том числе из Ла Скала и Национального балета Кубы (о, легендарные кубинские виртуозы!).

  3. 14, 15, 16, 29 апреля — «Я ненавижу Гамлета», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссер Ольга Прихудайлова, дирижер Алексей Нефедов.

    Взяв известную пьесу Пола Рудника, в которой к современному актеру, привыкшему к работе в сериалах и вдруг получившему одну из важнейших ролей в мировом репертуаре, является призрак великого коллеги, исполнявшего эту роль, писатель Игорь Шевчук (автор «Смешариков» и «Фиксиков»), перенес ее действие в сегодняшний Санкт-Петербург. Музыку обеспечили Максим Кошеваров и Александр Маев.

  4. 15, 16, 30 апреля — «Иоланта» П. И. Чайковского, Мариинский театр, режиссер Анна Шишкина, дирижер Валерий Гергиев.

    Мариинский театр продолжает заменять постановки когда-то сотрудничавших с ним знаменитых режиссеров на причесанные и тихие версии штатных сотрудников театра. Так, «Иоланта» в постановке Мариуша Трелинского, когда-то наделавшая много шума, уходит из репертуара и замещается версией Анны Шишкиной. Премьера объявлена в необычное время — 17 часов, значит, есть шанс, что дирижировать будет именно Гергиев. А Чайковский в его исполнении — вещь странная и завораживающая.

  5. 24 апреля — «Блестящий дивертисмент», Театр балета имени Леонида Якобсона на сцене Александринского театра.

    Театр балета имени Леонида Якобсона продолжает работу по реставрации шедевров своего основателя. Теперь объявлена премьера программы, в которую входят одноактный балет «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки, а также миниатюры «Лебедь» (на музыку Сен-Санса), «Качуча» (на музыку Сарасате) и «Средневековый танец с поцелуями» (на музыку Прокофьева) из цикла «Классицизм — Романтизм». Все сочинения Якобсона чрезвычайно интересны, но полемика хореографа с Михаилом Фокиным (его лебедь — черный, а не белый, и он не желает быть покорной жертвой) совершенно незабываема.


  1. 4, 12 апреля — «Лес», Театр Комедии им. Н. П. Акимова, режиссер Татьяна Казакова.

    Премьера к 200-летию А. Н. Островского в сценографии Александра Орлова, выставку которого можно увидеть, заглянув в Дом Актера на Невском, благо, идет она до 6 апреля — можно успеть. В роли Гурмыжской — Эра Зиганшина, что тоже немаловажно.

  2. 7–16 апреля — XXV Фестиваль русских театров «Встречи в России», Театр-фестиваль «Балтийский дом».

    Фестиваль классически привозит в Петербург коллективы из Казахстана, Азербайджана, Армении, Белоруссии и других стран. В этом году особое внимание уделяется Островскому, так что в рамках фестиваля можно будет увидеть казахскую «Снегурочку. Не сказку», таджикский «За чем пойдешь, то и найдешь», армянскую «Женитьбу Бальзаминова», туркменское «Доходное место», абхазского «Красавца мужчину», киргизскую «Грозу» и узбекского «Банкрота».

  3. 8, 22 апреля — «Мудрец|ы (На всякого мудреца довольно простоты)», Театр «На Литейном», режиссер Сергей Морозов.

    Еще один спектакль по Островскому в художественном оформлении Александра Орлова с обаятельным Виталием Гудковым в роли Глумова. Из интриг XIX века прямиком к бизнес-акулам XXI.

  4. 12 апреля — «Вещь», театр «Суббота», режиссер Андрей Сидельников.

    Еще одна актуализация Островского. Бесчувственно-равнодушный, целлофановый мир современной «Бесприданницы» в неоновом свете. Все действие происходит в зале ожидания аэропорта.

  5. 29 апреля — «Гроза», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Поэтичный и экстрастильный спектакль Андрея Могучего. Мистическое действие вне времени с подробнейшей проработкой вокально-звуковой партитуры ролей.