Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли января 2023. Выбор редакции


  1. 12, 31 января — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Дождались нового умного, страшного и ироничного спектакля Праудина о России всех времен, о нашей общей палате, куда попали многие герои Чехова. Вольное и густое сочинение…

  2. 17, 31 января — «Ольга. Запретный дневник», Театр «ТОК», режиссер Лариса Шуринова.

    Надо идти и смотреть, и слушать дневники Ольги Берггольц в исполнении Анны Геллер. Поразительный резонанс с сегодня, просто насквозь.

  3. 17, 25 января — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Лева Мышкин — поэт, его приступы — это приступы настоящей поэзии, как и у Насти. Они кричат стихами Дельфинова и Расулевой 22.02.22, не зная, что наступит через два дня. Рогожин из Купчино, Ганя — офисный планктон. Но драматизм — чисто достоевский.

  4. 22 января — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Вот уже полгода рекомендую…

  5. 31 января — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль — я так считаю… И не только я.


  1. 14 января — «Лес. Книга», Социально-Художественный театр, режиссер Борис Павлович.

    Часть спектакля-грибницы «Лес», основанного на философии Владимира Бибихина. Не спектакль — но разговор о важном, о том, что существенно сегодня в профессии и в жизни. Режиссер Борис Павлович и актриса Ксения Плюснина продолжат писать «Учебник невеликой режиссуры» вместе со зрителями — которые, впрочем, станут не зрителями, а участниками беседы.

  2. 14, 15, 26 января — «Сирены Титана», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Премьера в КТМ — неожиданный материал (роман Курта Воннегута), классный актерский состав и режиссура Петра Шерешевского, за творческим взлетом которого в последние сезоны следить захватывающе интересно.

  3. 18 января — «Трепет моего сердца», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Александр Баргман.

    В основе спектакля — пьеса израильского драматурга Ханоха Левина, находившего парадоксальные сюжеты в совершенно обыденной жизни. История несбывшейся любви нелепого, смешного и возвышенного человека по имени Ламка к певице Лалалале трогательна, забавна и безмерно грустна.

  4. 20 января — «Версальский экспромт», Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Театральный манифест Праудина и его актерской команды, спектакль-вызов, спектакль — остроумное и горькое высказывание о сегодняшнем состоянии театра как такового. Скучно не будет! Будете смеяться сквозь слезы.

  5. 28 января — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Спектаклю уже десять лет, но подвергаться его магическому воздействию хочется снова и снова. Классика бутусовского стиля.


  1. 12, 31 января — «Палата № 6», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    После премьерных показов нет сомнений в том, что в Балтдоме случилось одно из самых важных событий сезона. Сложный, мучительный и безнадежный спектакль с мастерскими актерскими работами, пропустить который по нынешним временам нельзя.

  2. 17, 31 января — «Ольга. Запретный дневник», Театр «ТОК», режиссер Лариса Шуринова.

    Январь и блокадная тема неразделимы. О страшном прошлом и страшном настоящем этот спектакль говорит неподцензурными словами Ольги Берггольц.

  3. 22 января — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Красивый, интеллектуальный и прекрасно сыгранный спектакль, заставляющий долго и горько размышлять.

  4. 27 января — «Лодка», Театр «Семьянюки» на сцене Театра «Лицедеи», режиссер Сергей Бызгу.

    Стоит смотреть, если хочется забыть обо всем. Лучший клоунский спектакль в городе.

  5. 29 января — «Птифуры. Дедушки», театр «КукФо», режиссер Анна Викторова.

    Трогательный и важный спектакль о дедушках продолжает тему приятия друг друга, вне зависимости от возраста и характера.


  1. 14, 15 января — «Отелло», Александринский театр, режиссер Николай Рощин.

    Три ироничных взгляда на известные события, резюмируемые шутом как приговор всем сидящим в зале. При этом шекспировский «Расёмон» на Александринской сцене, может, и прост, но очень точен.

  2. 22 января — «Серотонин», театр «Приют комедианта», режиссер Андрей Прикотенко.

    В этом спектакле блестяще разыгранная история о том, как умирала эпоха гуманизма, неожиданно превращается в гимн-эпитафию растерянному поколению. Здравствуй, новый декаданс.

  3. 28 января — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Спектакль невероятной пронзительности и невероятной же силы.

  4. 31 января — «Петруша, сын ли ты мой или нет?», театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Русские бесы трагического перевоплощения.

  5. 31 января — «Барон Мюнхгаузен», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Когда послать весь мир к черту оказывается проще, чем дать ему новый шанс.


  1. 14, 15, 26 января — «Сирены Титана», Камерный театр Малыщицкого, режиссер Петр Шерешевский.

    Самая ожидаемая премьера января. Режиссер со своей командой воплощают на небольшой сцене театра Малыщицкого один из культовых романов Курта Воннегута. Фантастика на театральной сцене — настолько редкий сюжет, что, конечно, потребует от режиссера экспериментов с театральным языком. Путешествие между Марсом, Землей, Титаном, марсианское вторжение, философия, наконец, собака — и все это без 3D-анимации и бюджета студии «Марвел». Вызов? Еще какой!

  2. 14 января — «Лес. Книга», Социально-Художественный театр, режиссер Борис Павлович.

    Редкий шанс попасть во вселенную «Леса» — огромного, разветвленного, как грибница, проекта, придуманного и воплощенного Борисом Павловичем, — опыт философской мистерии-беседы, которая может стать одним из самых ярких путешествий в вашей жизни.

  3. 26 января — «Анна Каренина», театр «Мастерская», режиссер Алексей Янковский.

    Пьесы Клима — это всегда путешествие по ту сторону слов и сюжетов. «Анна Каренина» — не исключение. Забудьте о школьном прочтении романа Толстого. Позвольте себе подключиться к потоку новых смыслов и ритмов, которые Алексей Янковский мастерски организует, на этот раз — с актерами театра «Мастерская», для которых работа вне психологического театра — эксперимент.

  4. 28 января — «Сектор Газа», Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», ЦЕХЪ театр, режиссер Анатолий Праудин.

    Этот спектакль можно назвать репортажем из ада — режиссер Анатолий Праудин уже несколько лет не работает иначе, как с погружением в предлагаемые обстоятельства, зачастую экстремальные и пограничные. Вот и перед этим спектаклем вместе с художником Игорем Каневским он отправился в район около Сектора Газа, чтобы на себе ощутить и понять, что такое жить на войне. Редкий шанс на полтора часа погрузиться в документальную атмосферу той части суши, где земля уже много десятилетий впитывает кровь людей разных наций.

  5. 30, 31 января — «Шиле», Театр неНормативной Пластики на сцене Площадки «Скороход», режиссер Роман Каганович.

    Провокационный, красивый и дерзкий спектакль об одном из самых ярких художников австрийского экспрессионизма Эгоне Шиле сразу стал вызовом чопорному Петербургу. Он словно кричит «Нет цензуре!», как когда-то своими работами кричал сам Шиле.


  1. 4, 15 января — «YOUKALI», musicAeterna в Доме Радио, режиссер Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова.

    Эта премьера должна была выйти еще в ноябре, но в прошлом году доделать ее не успели, и вот сейчас — первые показы, которые числятся предпремьерными. «YOUKALI» выходит в рамках спецпроекта «Посвящение Курту Вайлю». Название спектакля, в котором новенькая танцтруппа musicAeterna Dance, вливающаяся в большую компанию творческих коллективов Теодора Курентзиса, будет танцевать под музыку Вангелино Курентзиса, Андреаса Мустукиса, Алексея Ретинского, Алексея Сюмака, FM Einheit и самого Теодора, отсылает к песне Курта Вайля о блаженном острове, где нет никаких бед.

  2. 20, 21 января — «Петр I» Ф. Уайлдхорна, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссер Юрий Александров.

    Недавняя премьера специально для театра созданного бродвейским автором мюзикла, где основатель Петербурга показан человеком живым и обаятельным, а будущая Екатерина I обладает чуть ли не монашеским нравом. Поют очень неплохо.

  3. 22 января — «Фея кукол» Й. Байера, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой на сцене Мариинского театра, хореограф Константин Сергеев.

    Если к концу января уже нет сил видеть «Щелкунчики» (только в Мариинском историю об орехогрызе до и после Нового года показали более сорока раз, а есть и другие театры), а детей в балет все же хочется вывести, вас спасет «Фея кукол». Балет Йозефа Байера, когда-то поставленный братьями Легат, а на исходе советской эпохи воскрешенный Константином Сергеевым, танцуют ученики Академии русского балета, и выкладываются так, как редкая прима на своем собственном бенефисе. Посмотреть на будущих звезд и погадать, кто из них года через два-три возьмет штурмом Мариинку, — славное занятие для взрослого, пока ребенок не дыша смотрит сказку.

  4. 23 января — «7-фония», Атриум Главного штаба, хореограф Марат Шемиунов.

    Премьер Михайловского театра Марат Шемиунов ставит спектакль, посвященный Седьмой симфонии Шостаковича и ее первому исполнению в Ленинграде. Играть будет оркестр Консерватории, ведомый Алексеем Васильевым, танцевать — именитые друзья Шемиунова из нескольких театров.

  5. 28 января — «Парсифаль» Р. Вагнера, трансляция спектакля Венской оперы (в кинотеатре «Каро 9. Варшавский экспресс»), режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Филипп Жордан.

    Проект «TheatreHD», договорившийся с Венской оперой о трансляции спектаклей в России, представляет постановку Кирилла Серебренникова, сотворившую в Европе много шума. Серебренников, сочинявший спектакль еще в Москве, под арестом, перенес действие в тюрьму, а Кундри сделал навещающей узников журналисткой. В главных ролях — оперные суперзвезды Йонас Кауфман и Элина Гаранча.