Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли ноября 2021. Выбор редакции


  1. 2 ноября — «Версальский экспромт», Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Выдающийся спектакль-манифест о судьбах современного театра и театральной школы.

  2. 4 ноября — «Колымские рассказы», Театр им. Ленсовета, режиссер Максим Фомин.

    Шаламова ставят мало. Надо идти.

  3. 20, 21 ноября — «Первый субботник», Площадка 51, режиссеры Владимир Антипов и Алексей Забегин.

    Отлично аранжированный соцартовский абсурд Владимира Сорокина.

  4. 21 ноября — «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», Театр им. Ленсовета, режиссер Нора Райхштейн.

    Театр вдруг решил сыграть легендарный спектакль, на который я ходила еще школьницей. Тогда Малыша играли Алиса Фрейндлих и Галина Никулина… По сути, легенда, ностальгия, все такое.

  5. 21 ноября — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Хорошо и весело придуманная русская хтонь.


  1. 11 ноября — 4 декабря — показы спектаклей и читок пьес из цикла «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом» (разные площадки, Театральная библиотека, музеи города), Мастерская «АСБ», режиссер Алексей Янковский.

    Актеры петербургских и московских театров представят 11 пьес Клима, составляющих цикл «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом», написанных по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Для Алексея Янковского это новый этап, продолжение его многолетних исследования вселенной Клима.

  2. 12 ноября — «Игра об Анне Франк. Семь гульденов», Социально-Художественный театр (Биржевая линия, 12), режиссер Владимир Кустов.

    Эта сценическая версия знаменитого «Дневника» возвращается к зрителям спустя почти два года. Ксения Плюснина рассказывает историю жизни и смерти еврейской девочки Анны Франк, каждый раз импровизируя: брошенный ею игральный кубик диктует следующую дату — один из дней Анны в убежище, который актрисе надо тут же представить зрителям.

  3. 12, 13, 25 ноября — «Петруша, сын ли ты мой или нет?», Театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    «Бесы» прочно обосновались на отечественной сцене в год 200-летия Достоевского, но эту работу пропустить никак нельзя. Тут не инсценировка всей толщи романа, а смелый взгляд, решительно избранный режиссером ракурс: балаган, «русское дельарте», внутри которого — мрак, хтонь, бесовство. Блестящие актерские работы!

  4. 16, 17 ноября — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на малой сцене БТК, режиссер Яна Тумина.

    Идеальный спектакль для детей и взрослых. Смысл человеческого послания авторов спектакля объединяет всех, и точно так же всех сплачивает во время просмотра интерес к сложно задуманной и филигранно исполненной работе. Если кратко: театральное чудо как оно есть.

  5. 25 ноября — «Душекружение», Такой театр, режиссер Юрий Васильев.

    Нежный и умный моноспектакль Александра Баргмана — он его играл на протяжении 25 лет, потом «закрыл» и после закрытия вернул лишь однажды, в день рожденья педагога и режиссера Юрия Андреевича Васильева. Теперь зрителям посчастливится еще раз: нас ждет эксклюзивный показ к двадцатилетию «Такого театра».


  1. 4 ноября — «Жаль, что тебя здесь нет», Театральная компания «Разговоры», режиссёрская группа — Алина Михайлова, Борис Павлович, Петр Чижов.

    Инклюзивный мюзикл — коллективное сочинение театральной компании проекта «Разговоры».

  2. 24 ноября — «Сказка о золотом петушке», театр «Karlsson haus», режиссер Максим Исаев.
  3. 20 ноября — «Макбет. Кино», театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.
  4. 27 ноября — «Кентервильское приведение», театр «Karlsson haus», режиссер Денис Полевиков.
  5. 26–28 ноября — Фестиваль зеленого театра «Экотопия: Экология/Действия» на Новой сцене Александринского театра.

    Экология и экологичность как тема в театре встречается не часто, но вот уже целый фестиваль, представляющий разные взгляды на то, как быть экологичным современному человеку.

  6. Ноябрь—декабрь — «Лес». Спектакль-грибница, вдохновленный философией Владимира Бибихина.. Автор — Борис Павлович.

    Спектакль идет в разных локациях города и с разными исполнителями. Различные вариации леса: «Лес. Лекция» и «Лес. Книга», «Лес. Молитва» и «Лес. Ожидание». Разные виды и жанры театрального, перформативного, инсталляционного искусства. Попытка коллективно осознать творчество Владимира Бибихина и понять что-то про себя, свою жизнь и степень участия в процессе жизни.


  1. 10 ноября — «Живой», Лаборатория Яны Туминой на Новой сцене Александринского театра, режиссер Яна Тумина.

    Летняя премьера о законах универсума и способности человека эти законы преодолеть. В центре — два прекрасных актера и впервые «заигравшая» уникальная машинерия Новой сцены.

  2. 12, 13, 25 ноября — «Петруша, сын ли ты мой или нет?», Театр «Мастерская», режиссер Роман Габриа.

    Придуманное режиссером поверх первоисточника комичное страхолюдство «Бесов» оборачивается засасывающей фантасмагорией и обнаруживает, что актеры Мастерской способны на любые эксперименты.

  3. 12 ноября — «Don’t go», «Типа театр» на площадке «Скороход», режиссеры Джун Чой и Павел Гаврилов.

    Совершенно новый «Типа театр» только что открылся двумя интересными премьерами и уже заявил о себе как о месте интересного диалога со взрослыми и детьми. Оттого и третью премьеру стоит идти смотреть.

  4. 13, 14 ноября — «Перья», Упсала-цирк, режиссер Лариса Афанасьева.

    Важный спектакль о памяти, выраженный средствами пластического театра, музыки и уникальных трюков.

  5. 14 ноября — «Лодка», театр Семьянюки на сцене театра «Лицедеи», режиссер Сергей Бызгу.

    На сегодня один из самых удачных опытов клоунского театра, подпитанного уникальным комическим талантом драматической актрисы Натальи Парашкиной.


  1. 3, 4, 5, 10, 23 ноября — «Тартюф», Театр им. Ленсовета, режиссер Роман Кочержевский.

    После двух спорных спектаклей Роман Кочержевский выпускает третий — решающий. Как гласит анонс, он о пустоте смыслов, наполняющих современного человека. И это вдвойне интересно.

  2. 20 ноября — «Макбет. Кино», театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Выдающийся спектакль.

  3. 20, 21 ноября — «Первый субботник», Площадка 51, режиссеры Владимир Антипов и Алексей Забегин.

    Образцовый Сорокин.

  4. 21 ноября — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Захватывающее и опасное путешествие за пределы русской непроглядной души.

  5. 28 ноября — «Небесная соль», Объединение «Fuck up theatre», Площадка 51, режиссер Коля Русский.

    Советская зомби-культура Ильи Масодова в гипнотической интерпретации Коли Русского.


  1. 10 ноября — «Живой», Лаборатория Яны Туминой на Новой сцене Александринского театра, режиссер Яна Тумина.

    «Живой» Яны Туминой — один из самых красивых, пронзительных и новаторских спектаклей Санкт-Петербурга. Соединив в одном пространстве технологические аттракционы и совершенный в своей лаконичности и простоте предметный театр, горловое пение и современный клубный саунд, изумительного, тонкого Александра Кошкидько и мощного, невероятно харизматичного Александра Балсанова, режиссер рассказывает историю датского путешественника Питера Фройхена, чьей биографии хватило бы на пару сезонов «Нетфликса», так, что сразу хочется уехать на Крайний Север строить иглу и ждать смерти, которой нет, и любви, которая есть.

  2. 19 ноября — «LЁD», Театр «Особняк», режиссер Алексей Образцов.

    Спектакль режиссера Алексея Образцова надо посмотреть, чтобы понять и ощутить масштаб актера Дмитрия Поднозова. Располагаясь среди причудливых объектов постапокалиптического мира, персонаж Дмитрия Поднозова, вылезший из прозы Владимира Сорокина червяк, божественно воплощает в своих монологах пустоту мира, дегуманизацию его, рождая с одной стороны — страх и отчаяние в душах зрителя, с другой — восторг от того, что актерский гений Дмитрия Поднозова вновь преодолел какую-то невероятную планку, зайдя за флажки обыденного.

  3. 25 ноября — «Лавр», Театр на Литейном, режиссер Борис Павлович.

    Режиссер Борис Павлович любит «сочинять» спектакли, прокладывая свои поэтические тропы в океане прозаического текста. Он берет роман Евгения Водолазкина и сочиняет трехчасовое полотно о житии средневекового целителя Арсения как симфонию, когда определяющим для актерского существования становится хоровое, соборное начало. В этом спектакле можно увидеть один из лучших актерских ансамблей сегодня.

  4. 25 ноября — «Душекружение», Такой театр, режиссер Юрий Васильев.

    Уникальная возможность увидеть Александра Баргмана в ипостаси актера. Моноспектакль по рассказам Владимира Набокова «Королек» и «Картофельный эльф» остается одним из лучших воплощений прозы Набокова на сцене. Это спектакль, который спустя годы вспоминается своим легким дыханием, где изумительная актерская техника подчинена безукоризненной архитектуре набоковской прозы.

  5. 4, 5, 6, 7, 9, 20, 21, 23, 27, 28 ноября — «Вероятно, чаепитие состоится», Театр «Karlsson Haus», режиссер Алексей Шишов.

    Лауреат премии «Золотая Маска» спектакль этот по мотивам произведений Льюиса Кэррола — до сих пор один из лучших в афише «Karlsson Haus». Созданный для семейного просмотра, разыгрываемый на планшете в небольшой комнатке, он знакомит детей с великой магией кукольного театра, когда крохотные планшетные куклы существуют на расстоянии протянутой руки, веселит взрослых своей британской иронией, чтобы в финале дружно выпить настоящего английского чаю и чинно попрощаться с гениальным Шляпником.