В апреле прошлого года в Доме Актёра состоялось празднование
Выбор именно этой пьесы неслучаен — 114 лет назад её постановка в парижском театре «Творчество» открыла эпоху театрального авангарда (тех самых «новых концепций»), не закончившуюся (долгая жизнь «Театральной Лаборатории» — лишнее тому доказательство) и по сей день.
Полноценная премьера состоялась только в конце 2009 года — в театре «Антресоль». Спектакль увеличил продолжительность в два раза, но количество исполнителей осталось прежним — тридцать с лишним действующих лиц пьесы играют два актёра. Это, пожалуй, в духе Жарри, сумевшего изобразить всю польскую армию одним-единственным статистом, но задаёт пьесе новые смыслы, автором вряд ли предполагавшиеся.
Понятно, что с первой же сцены Оксана Свойская и Павел Луговской идентифицируются с двумя главными героями (они, собственно, и присутствуют в первой сцене) — Папашей и Мамашей Убю. Кого бы они ни изображали потом, в каких бы героев не перевоплощались (весьма изобретательно — посредством мгновенно трансформирующихся костюмов, полной смены мимики и пластики, звучания голоса, грима), их воспринимаешь только как вариацию главной темы — возведённого в куб мещанства.
Тема удивительно актуальная для наших дней, когда вожделенный средний класс (если не в финансовом, то в идеологическом смысле) стал, наконец, в этой стране определяющим. Плоды сбывшейся мечты двойственны донельзя — средний класс оказался «средним» во всех смыслах этого слова, в своих политических и культурных пристрастиях в том числе. Неслучайно происходящее на сцене порой напоминает детский утренник в школе для даунов, разыгранный и срежиссированный самими воспитанниками. Это тоже в духе Жарри, написавшего свою пьесу на основе школьного представления. Сместились акценты — Жарри учился в одном из лучших учебных заведений Франции, не то, что мы — зомбированные телевизором овощи. Никакие реминисценции из Шекспира нам уже не помогут.
Не Макбет, а кухарка должна «управлять государством» победившей посредственности, и в спектакле это воплощено буквально — Папаша и Мамаша Убю, придя к власти, шинкуют не политических оппонентов, а овощи, над сценой же (вместо двуглавого орла) в финале постановки взмывает распластанный куриный полуфабрикат и звучит гимн Советского Союза (пардон — Российской Федерации).
Сливаются в экстазе военный коммунизм, фашизм и буржуазное общество потребления. Происходит то, чего Жарри, при всей своей раблезианской фантазии, предвидеть не мог — стране победивших овощей никакой Убю уже не страшен.
Комментарии (0)