«Санктъ-Петербург-Опера» не перестает радовать выбором партитур не только любителей оперы, но и поклонников оперетты. Теперь помимо шедевров Штрауса («Летучая мышь») и Оффенбаха («Прекрасная Елена») в репертуаре театра появились «Корневильские колокола» Робера Планкетта. Сочинение французского композитора относится к золотым образцам жанра и как нельзя лучше подтверждает статус оперетты как жанра «солнечного».
Немудреный сюжет, позаимствованный либреттистами Л.-Ф. Клервиллем и Ш. Габе из пьесы Э. Майара «Вилларские колокола», разворачивается в Нормандии, в конце царствования Людовика XIV. Нельзя сказать, чтобы данный факт исключал концептуальные толкования, особенно, когда за дело берется такой новатор в области музыкальной режиссуры, как Юрий Александров. Однако маэстро пошел другим путем, представив опус Планкетта как яркое красивое зрелище, практически девственное в милой своей непосредственности. Пышная сценография Вячеслава Окунева способствовала превращению действа в ожившие иллюстрации далекой эпохи.
Несмотря на игривость, музыка «Корневильских колоколов» отнюдь не безделица: композитор не пожалел выразительных средств, благодаря изысканному сочетанию которых его лучшая оперетта царит на мировых театральных подмостках без малого полтора столетия. Многоцветная палитра партитуры, вместившей в себя разнообразные танцевальные ритмы, эффектные ансамблевые номера, искрометные куплеты, канцоны и развернутые арии, требует от дирижера энергии и внимания к тонкостям нюансировки. Оркестр под управлением Александра Гойхмана звучал бодро, ярко и эмоционально.
Для исполнения вокальных партий, что характерно для любой классической оперетты, нужны солисты с крупными выносливыми голосами и хорошей школой. В «Санктъ-Петербургъ Опера» недостатка в подобных артистах не было никогда, что позволило редкой гостье — увы, для российского слушателя «Корневильские колокола» остаются экзотикой — прозвучать во всей красе.
Приемной дочери богатого фермера Гаспара Серполетте композитор подарил россыпь виртуозных пассажей, а либреттисты — изобретательность, напор и очарование. Серполетта Каролины Шаповаловой — самозаводящийся «моторчик» с множеством «режимов». Лирико-колоратурное сопрано артистки изящно, как и ее движения, фразировка безупречна. Пикантные куплеты «Смотрите здесь, смотрите там…» вкупе с откровенным пластическим рисунком (балетмейстер — Надежда Калинина) настраивают публику на комический лад, в то время как сдержанные манеры племянницы Гаспара Жермен — на лад романтический. Серполетта Евгении Кравченко чуть менее откровенна, но не менее зажигательна. Что до Жермен, то в обоих составах автору этих строк довелось услышать Софью Некрасову. Обладательница ровного на протяжении всего диапазона подвижного лирического сопрано счастливо сочетает в голосе лиризм и драматизм, что позволяет ей исполнять балладу «Песня колоколов» — проникновенно, а песенку служанок — с застенчивым кокетством. Отличающие Жермен-Некрасову стать и самообладание подсказывают зрителю, что если кто из героинь и окажется потерянной дочерью графа де Люсней, то, конечно, это будет она.
Теноровый шлягер «Плыви, мой челн», уступающей по популярности в опереточной литературе разве что арии принца Су-Шонга из легаровской «Страны улыбок», достойно спели оба исполнителя партии забавного рыбака Гренише — Денис Ахметшин и Владислав Мазанкин. На долю одинаково внешне харизматичных Ядгара Юлдашева и Егора Чубакова, примеривших на себя образ маркиза Анри де Корневиля — главного героико-романтического персонажа спектакля, — выпало продемонстрировать певческое искусство в шлягере для баритонов — вальсе-рондо «Ходил три раза кругом света». Продемонстрировали.
Комментарии (0)