Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«БРАКИ ПО ЛЮБВИ ВСЕГДА ПЛОХО КОНЧАЮТСЯ,
НО, ПОКА ОНИ ДЛЯТСЯ, ОНИ ЗАНЯТНЕЕ ДРУГИХ…»

На малой сцене Молодежного театра на Фонтанке состоялись премьерные показы спектакля «Нас обвенчает прилив…». Это первая постановка в Санкт-Петербурге пьесы французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта», режиссерами дебюта стали Семен Спивак и Мария Мирош.

Пьеса датирована 1945 годом, когда Жан Ануй уже был обласкан и публикой, и критиками, а его произведения с успехом шли на многих театральных площадках. Несмотря на сложности послевоенного времени, взор аполитичного драматурга был все также направлен на вечные вопросы и темы. Если ранее в своих пьесах Ануй обращался к мифологическим сюжетам, о любви он решил говорить с оговоркой на Шекспира.

«Ромео и Жанетта» — герой удостоился отсылки на главного влюбленного мировой литературы, а вот женщине в этом произведении дотянуться до Джульетты не удалось. Мужские страдания и хладнокровно препарированная Жаном Ануем женская сущность на фоне настоящих шекспировских страстей.

Завораживающая работа художника-постановщика Александра Орлова — на сцене ряд огромных окон, разделивших для зрителя две стихии — природную и человеческую. То нежно плескаясь, то зловеще бушуя, море за окнами будет жить в унисон с человеческими страстями на сцене. И каждый момент происходящего, как и всегда у эксцентричного драматурга, будет на грани — трагедии и комедии, гротеска и пугающей реалистичности.

Простая, грубая мебель, беспорядок и запустение — от этой обстановки правильная, чопорная Юлия (Василина Кириллова) когда-то сбежала, а теперь снова вынуждена в нее вернуться. Она вместе со своим женихом Фредериком (Никита Чеканов) и его мамой (Алла Одинг) приехала в свой родной дом. Юлия предупредила, выслала деньги, но ее все равно никто не ждал. В этом неправильном мире, которому она старается всеми силами себя противопоставить, остались ее чудаковатый отец (Константин Воробьев), разочарованный в жизни брат Люсьен (Сергей Яценюк) и непутевая сестра-дикарка Жанетта (Эмилия Спивак). Юлия не желает бередить незажившие раны, ей нужно продержаться только день, обозначив формальное знакомство новой родни с призраками прошлого. Однако планы будут нарушены жизнью — между Фредериком и Жанеттой вспыхнет настоящее (или нет?) чувство.

В постановке «Ромео и Жанетта» произойдет столкновение двух миров, двух взглядов на жизнь, двух способов эту самую жизнь прожить. Противостояние чувств и рассудка, серьезности и беспечности, расчетливости и легкомысленности, строгих норм и нежелания этим нормам следовать… И по какую сторону этих баррикад расположить любовь? «Вы правда думаете, что счастье — это серьезно?!» — вопрошает герой Константина Воробьева.

Развернувшиеся страсти, перипетии судеб, глубина страданий героев — строка за строкой подписывался приговор любви. Выверенные, по-французски шаблонные диалоги и бесспорные доводы обстоятельств — Жан Ануй, Семен Спивак и Мария Мирош на протяжении почти трех часов будут вести безжалостный суд над чувствами. Зачем вообще любить? «Разве нет дел, которые нужно сделать, книг, которые нужно прочесть, домов, которые нужно построить? И разве не хороши ощущение солнечного тепла на коже, свежее вино в стакане, вода в ручье, тень в полдень, горящий очаг зимой?» — недоумевает страдающий от измены жены Люсьен. Никаких шансов не оставляют авторы и женщине. Высоконравственные идеалы остались где-то во временах Шекспира или даже Нерона (Люсьен вспоминает легенду о Петроние и его жене). Однако если соединить имена и образы Юлии и Жанетты мы все же, может, приблизимся к образу Джульетты? Или это простая игра слов и очередная насмешка драматурга?

«Пока чувствуешь боль — ты жив, если нет — тогда духовно или душевно ты почти мертв» — любовные терзания, одновременно убивающие нас и дающие силы жить. Только хватит ли этих сил бросить всё, что у тебя есть, на чашу весов, с другой стороны на которых будет лежать лишь одно мгновение любви. Мгновение, когда влюбленных «обвенчает» прилив…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.