
-
«Сказка про последнего ангела». По произведениям Р. Михайлова.
Театр Наций.
Режиссер Андрей Могучий, художник Мария ТрегубоваВ Театре Наций худрук БДТ Андрей Могучий поставил уже второй спектакль. Называется «Сказка про последнего ангела».
«Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? / Иль зачем судьбою тайной / Ты на казнь осуждена?» — стихи Пушкина, сказки Пушкина... Да, у Могучего на сцене Театра Наций появится и Царевна-Лебедь, мелькнет и князь Гвидон. Но начнется спектакль «Сказка про последнего ангела» с мультяшной фигурки маленького чабана в папахе, сидящего с ружьем в долгом молчании, пока на мятом бумажном экране трансляцию футбольного матча не сменит хроника октябрьского переворота 1993 года. Зрители (мужики в ушанках, названные в программке «грибами») начнут мрачно расходиться. На задник опустится фотография дома на улице Гурьянова (его взорвали в 1999 году), но на фото дом стоит совершенно целый, да может, это и не он вовсе, может, многоэтажка в Чертаново из фильма «Гонгофер», в 1992 году снятого режиссером Килибаевым по сценарию Луцика и Саморядова.
-
«Билли Каспер». Инсценировка А. Житковского по мотивам романа Б. Хайнса «Пустельга для отрока».
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Вера Попова, художник Надежда Лопардина.О литературном «слое» спектакля Веры Поповой сказать необходимо в первых строках — театральный текст строится на сюжетной основе. В центре повествования — школьник Билли Каспер. Отец Билли ушел из семьи, мать не обращает на сына никакого внимания. В школе отношения с одноклассниками и учителями у него не ладятся: в лучшем случае, сверстникам и старшему поколению Билли не интересен, в худшем — герой становится объектом жестоких издевательств. Однако все меняется в жизни Билли, когда он находит птенца сокола.
-
Театры столицы Сибири на XIII Международном Рождественском фестивале искусств
...Широк, ох, широк новосибирский Рождественский фестиваль искусств, уже почти четверть века (с 1995 года) радующий ценителей прекрасного столицы Сибири и многочисленных гостей самыми разными программами и событиями. И сужать его не хочется. Где еще сегодня можно послушать Михаила Плетнева, а завтра — группу «Калинов мост» или концертное исполнение оперы Гершвина «Порги и Бесс» со знаменитым американским джазовым певцом Джейми Дэвисом в главной партии? Где сменяют друг друга спектакли Олега Долина («Зобеида» РАМТа), Виктора Рыжакова («Солнечная линия» Центра имени Вс. Мейерхольда), Бориса Юхананова («Золотой осел» Электротеатра Станиславский), Сергея Чехова («Река Потудань» Псковской драмы), Дмитрия Крымова («Сережа» МХТ), Михаила Бычкова («Дядя Ваня» Камерного театра Воронежа)...
-
«Блаженный остров». М. Кулиш.
Театр «Et Сetera».
Режиссер Михаил Бычков, художник Николай Симонов.Спектакль Михаила Бычкова в московском театре «Et Сetera» встраивается в галерею работ последних лет, в которых режиссеры пытаются разобраться с драматургией советских 1920-х. Их авторы, захваченные вихрем революции, максимально поляризуют общество и пока еще могут дать голос «врагу» — оппозиционеру советской власти. Советские пьесы защищали, разумеется, позицию выигравшей стороны. А свойство театра — перемонтаж, трактовка. Действуя одной только интонацией, спектакль способен предоставить право на высказывание любой из сторон. Сегодня, когда проблема выигрыша и проигрыша во всем XX веке — вещь спорная, театр встает на защиту проигравших. Тем более что пьеса украинского драматурга Миколы Кулиша — одного из жертв сталинизма — написана амбивалентно, максимально широкоохватно. Здесь заметны сатирические интонации в сторону мещанской украино-еврейской среды маленького города внутри бывшей черты оседлости. Но режиссеру Михаилу Бычкову не нужно было сильно пьесу сокращать или менять ее текст, чтобы поставить спектакль о защите частной жизни и права на неучастие в историческом катаклизме.
-
Сегодня на третьем фестивале «Школа. Студия. Мастерская» Театральная компания R.A.A.A.M. из Эстонии покажет спектакль Юлии Ауг «Моя эстонская бабушка». А мы вспомним текст Марины Дмитревской.
-
«Валентин и Валентина». М. Рощин.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Цуркану, художник Александр Храмцов.А чего, собственно, было ждать? После революций (а, придя в Ленсовет, Юрий Бутусов, несомненно, действовал революционно по отношению к программно «бульварному театру» эпохи Владислава Пази и Гарольда Стрелкова) реставрация наступает всегда. Как неизбежность. Спектакль «Валентин и Валентина» Театра Ленсовета отчетливо заявляет о наступающей в этом театре эпохе реставрации. Вопрос только — что будем реставрировать?
-
«Сахарный немец». С. Клычков.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник Евгения Шутина.Появление режиссера Уланбека Баялиева, ученика Сергея Женовача, на подмостках возглавленного мастером МХТ было вопросом времени, и настало оно весьма скоро. Для своей первой работы на мхатовской сцене постановщик, уже поработавший в разных театрах Москвы и России, выбрал вещь, которую когда-то открыл вместе с учителем — «Сахарного немца» Сергея Клычкова, и сам подготовил инсценировку романа, определив ее жанр как «сказ об одном убийстве».
-
«Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
Новокузнецкий драматический театр.
Режиссер Михаил Лебедев, художник Наталья Чернова.В очередной раз режиссеры вспомнили о пьесе Ростана «Сирано де Бержерак». За последние два сезона появились спектакли Николая Рощина в Александринском театре, Александра Баргмана в «Мастерской» Григория Козлова, Бориса Гранатова в Вологодском театре для детей и молодежи. Удивительно, что пьеса, написанная стихами, в которой случаются дуэли и тайные свидания, а действие происходит в далеком XVII веке во Франции, вдруг снова стала популярной. Каждый раз, когда слышу, что где-то поставили «Сирано», невольно выстраиваю цепочку из вопросов: как эта пьеса вписывается в театральный контекст, что привлекает в ней режиссеров, можно ли поставить ее без исторических костюмов, и самое главное — о чем она может быть сегодня?
-
Совершенно неожиданно, в командировке, буквально «на лету» ушел из жизни Михаил Сафронов — один из самых известных театральных директоров России. Еще накануне он участвовал в итоговом форуме Года театра, в заседании Секретариата СТД России. Его выступление по трансляции смотрел театральный люд всей страны. Он, как всегда, ратовал за правое дело: необходимость присуждения провинциальным артистам почетных званий, с этим последние годы — просто беда. А в день вылета домой его не стало. В Екатеринбурге его ждали, в его родном театре — Свердловской музкомедии — полным ходом идут репетиции, последней премьерой уходящего года, теперь уже без него, будет «Сильва». Но для этого нужно собрать душевные силы, пока в театре — шок и горе, ведь о таком директоре можно только мечтать.
-
«Москва — Петушки». В. Ерофеев.
Челябинский Камерный театр, в рамках фестиваля «Рождественский парад».
Режиссер и художник-постановщик Алексей Янковский.Воздушный корабль петербургского режиссера Янковского швартуется не только у знакомой пристани под названием Театр «Особняк», но и еще в некоторых заповедных местах, где ему рады. Когда-то таким местом был омский «Пятый театр», в течение многих лет крепнет союз Янковского с екатеринбургской «Волхонкой». Теперь возник спектакль в Челябинском Камерном — и это, конечно, объяснимо: в этом театре есть свой давний интерес к жанровым экспериментам, к небанальным репертуарным ходам. Впрочем, выбирая для постановки культовый для нескольких поколений советско-российских граждан роман Венедикта Ерофеева, создатели не поразили оригинальностью: «Москву — Петушки» ставят, и ставят, и ставят по всем городам и весям. Да и сам Янковский в программке признается, что уже поставил эту «Великую Человеческую Поэму» в Хельсинки и благодарит за идею и возможность Теаtr ZA. (Примечание: очевидцы утверждают, что финская и уральская версии разнятся очень сильно.)
-
«Ребро на столе: Мать».
Театральная компания «laquinandi S. L.» (Мадрид), копродукция с театром Види-Лозанна и Театрос дель Канал (Мадрид) на XXI Международном театральном фестивале «Новый Европейский театр».
Режиссер Анхелика Лидделл.Название театра «Атра Билис» (Atra Bilis), который Анхелика Лидделл создала в Испании в 1993 году и стала выступать в нем как драматург, режиссер и исполнительница главных ролей, переводится как «черная желчь». Этот шуточный термин когда-то придумал Гиппократ для описания суицидального и меланхоличного темперамента. И он, по мнению Анхелики, полностью соответствует сути нового театра.
-
«Вафельное сердце». М. Парр.
Тверской ТЮЗ.
Режиссер Иван Пачин. Художник Дмитрий Горбас.Книга норвежской писательницы Марии Парр cегодня весьма популярна в российском театре для детей. Режиссер Иван Пачин обратился к ней уже во второй раз. Первой была постановка в московском Центре им. Вс. Мейерхольда, сделанная в формате часового моноспектакля. Она оказалась явно успешной и была отобрана экспертным советом на фестиваль «Арлекин», который пройдет в Санкт-Петербурге весной 2020 года.
-
«Слово о полку Игореве».
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Саша Денисова.На Малой Бронной, на Малой сцене — такой былинный зачин вполне в духе премьеры театра, которую представил режиссер Кирилл Вытоптов по тексту Саши Денисовой. Денисова — одна из основных фигур русского вербатима — соединила полевые исследования мира ЧОПов, укрытых в стеклянных будках, с древнерусским эпосом.
-
«Орест в Мосуле». По трилогии Эсхила «Орестея».
NTGent (Городской театр Гента, Бельгия).
Постановка и текст Мило Рау.История спектакля началась в ноябре 2018 года, когда Мило Рау впервые приехал в североиракский Мосул, недавно освобожденный от ИГИЛ, стоящий в руинах и переживающий тяжелейший опыт массового насилия, чтобы провести кастинг и начать исследования для задуманной им постановки «Орестеи» Эсхила в этом городе. В марте 2019 года репетиции с участием как европейских артистов, приехавших с Рау, так и местных жителей, шли в Мосуле полным ходом, и 27 марта состоялась иракская предпремьера, после которой части команды были разлучены: получение европейских виз для иракцев стало неразрешимой проблемой. На премьере 17 апреля в Генте европейские и иракские актеры оказались разделены экраном: первые действуют как на сцене, так и в видеофрагментах, вторые появляются только в видео. После премьеры «Орест в Мосуле» отправился в европейский тур, участвовал во многих театральных фестивалях этого года, включая Bitef в Белграде, Wiener Festwochen в Вене, Осенние фестивали в Париже и Мадриде, RomaEuropa в Риме, франко-бельгийский NEXT.
-
В дни своего 20-летия Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина объявляет о завершении работы в прежнем формате?
Вообще-то мы готовились их поздравлять... Очень много значила Экспериментальная сцена Праудина для петербургского театра все 20 лет. И вдруг — тревожные слухи: Экспериментальной сцены больше не будет, ее поглощает «Балтийский дом»... Мы встретились с Анатолием Праудиным.
-
Для всех из нас Алиса Бруновна Фрейндлих — одна. Но для каждого она — своя. Поздравить ее сегодня мы собрали разных людей: от Сергея Коковкина, знавшего ее в юности, — до Ивана Вырыпаева, режиссера ее юбилейного спектакля.
Мы поднимаем бокал за легендарную Алису, Алису Бруновну. «Бокалы» в ее жизни были разные. Был бокал ее «блокадного» рассказа: когда уже совсем нечего было есть, остался только черный перец, бабушка сварила последний клейстер, налила его в тонкие бокалы и положила наверх по две черные перчинки... Есть стакан, который двигает больная дочка ее героини в «Сталкере». Есть «бургундское» «Трех мушкетеров», бокал Леди Мильфорд из «Коварства и любви» и давний тонкий бокал Гелены из «Варшавской мелодии»...
Хочется, чтобы звон этих бокалов соединился сегодня в удивительный праздник великой актрисы, а мы присоединяем к ним свой «звон»...
-
«Я убил царя. Спектакль в очках виртуальной реальности».
Театр Наций.
Режиссер Михаил Патласов.Театр опять показывает себя особо чутким общественным сейсмометром. Тема палачей прозвучала в начале сезона в одноименном спектакле Кирилла Серебренникова, а сейчас она же стала содержанием долго и кропотливо готовившегося спектакля Театра Наций. Михаил Патласов, на прошлой «Золотой маске» представивший трагическое прочтение гайдаровской сказки о Чуке и Геке, где была вывернута страшная изнанка сталинских великих строек, снова предлагает зрителю погружение в историю.
-
«О рыбаке и рыбке». По мотивам сказки А. С. Пушкина.
Театр кукол Республики Карелия.
Режиссер Яна Тумина, художник-постановщик Кира Камалидинова.Свежая премьера Яны Туминой никак не соотносится с расхожим освоением пушкинского сюжета. Не сказка, но, как указано в программке, «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей» лишена обычной привязки к юному зрителю и течет неспешно безо всякой претензии на скрупулезное следование тексту. В 55 минут сценического времени уложен взрослый разговор о важном, определяющем жизнь и судьбу, о счастье, оборачивающемся несчастьем, и о несчастье, в котором всегда есть надежда и шанс снова стать счастливым. Спектакль о том, как магистральное для отечественного сознания произведение осмыслено вне рамок подобающих шаблонов и ассоциаций и почти при полном отказе от хрестоматийных рифм дышит своей чуть ли не первозданной красотой.
-
X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» — 2019
Про Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» можно и хочется написать не одну статью. Особенно к 10-летию его существования. Причем все — панегирики. Фестиваль с безупречно собранными программами: концептуально выдержанными, без спектаклей, про которые хочется шутить, что приехали они «в нагрузку». Причем хорош не только каждый спектакль в отдельности. «Дягилев» подбирает труппы и названия так, что и вместе, как целостность, они «играют» и оттеняют друг друга. Даже программы разных лет могут «аукаться»: например, замираешь в 2019-м на «Петрушке» Йохана Ингера в ощущении, что балет знакомый, а смотрится как впервые, — и вспоминаешь такую же невероятную по свежести восприятия «Баядерку» японской компании Noizm.
-
«История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Архангельский молодежный театр.
Режиссер Илья Мощицкий, художник Сергей Кретенчук.Молодежный театр в Архангельске расположен в старинном деревянном особняке: солидные двойные двери, темные крашеные стены, окна-розетки, залы с паркетом. И ожидаешь, что действо в этих залах происходит утрированно-историческое, костюмно-водевильное.
Но — ничуть не бывало. Архангельский молодежный — театр в хорошем смысле рисковый, эстетически бесстрашный.
При входе на «Историю одного города», еще до начала спектакля, в коридоре, сталкиваешься с персонажами карикатурно-гламурной вечеринки: вот девушка, одетая в несколько слоев сетки, вот барышня с невообразимо длинными ногами и в короткой шубке, а вот и мужчина в ярком макияже и платье. В отдельном зале бубнит рассказчик. То ли сам Щедрин, то ли летописец «Истории одного города».
комментарии