
-
Спектакли Оксаны Погребняк в Белгородском театре драмы им. М. С. Щепкина и театре «Новая сцена-2»
Что вы знаете о Белгороде? Наверное, кто-то знает про молочные продукты и Черноземье, кто-то, может быть, знает о местной волейбольной команде, которая была на ходу десяток лет назад, а еще многие знают, что после конфликта с Украиной Белгород из процветающего узла коммуникации стал тупиковым городом на железнодорожной карте. Город выглядит ухоженным, чистым, но каким-то застывшим, притихшим в ожидании следующего шага — глобального развития всей инфраструктуры. Кажется, будто бы он ждет какого-то всплеска молодой энергии, которая превратит просто неплохой провинциальный городок в центр развивающегося юга страны.
-
Дж. Верди. «Реквием».
Геликон-опера.
Режиссер Сергей Новиков, художник Дмитрий ПоштаренкоЗацепиться за жизнь, зайти в первое попавшееся кафе неприлично богатого центра Москвы, взять кофе и десерт, убедиться через эти простые действия, что жизнь идёт и ей (пока) ничто не угрожает — вот те желания, которые заполняют всё существо после просмотра «Реквиема» Верди, посвященного памяти жертв Холокоста.
-
«Король Лир». По мотивам пьесы У. Шекспира.
Небольшой драматический театр.
Режиссер Лев Эренбург, художник-постановщик Валерий Полуновский.Сегодня «Лира» лучше не читать. Гадкие придворные интриганы, испорченные дети, бездарные слуги. Кровавый мир. Ничто не удивляет, кроме странного чувства, иезуитски подсказывающего, что мир этот, в общем-то, никуда не продвинулся, с места не сошел, и чудовищная «пра-жизнь» Британии ничуть не иная в сравнении с сегодняшним днем.
-
«Семейное счастье». По одноактным комедиям А. П. Чехова «Медведь» и «Предложение».
«Честный театр» (Санкт-Петербург).
Режиссер Дмитрий Луговкин, художник-постановщик Эмиль Капелюш.Осенью прошлого года на театральной карте Петербурга появился новый объект − «Честный театр» Дмитрия Луговкина. За названием его первого спектакля − «Семейное счастье» − две одноактные шутки Чехова, «Медведь» и «Предложение». Пожалуй, сложно найти в русской драматургии пьесы, более востребованные отечественным театром, включая и антрепризный, и любительский, чем эти небольшие, на трех актеров, водевили. Они дают редкую возможность и присягнуть на верность русской классике, и повеселить зрителя, да и актеру здесь есть где душу отвести.
-
«Старик и море» (читка и перформанс). Э. Хемингуэй.
Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова.
Адаптация текста, сценография и постановка Анатолия Васильева.«Старик и море», вне всякого сомнения, выдающийся спектакль, и нет смысла ставить это утверждение на «repeat».
Может быть, испытав при первой встрече с ним огромное волнение, не стоило нажимать на этот самый «repeat» и идти в БДТ, где в рамках фестиваля Анатолия Васильева играли спектакль. Но тянуло.
-
«Интертеймент». И. Вырыпаев.
Оkkо Театр.
Режиссер Виктор Рыжаков.Многие из тех, кто занимается театром профессионально, уверены, что нельзя записы-вать постановки на видео. Витальность и уникальность процесса, которые отличают спек-такль от остальных искусств, моментально консервируются и гибнут. Если тебе надо срочно посмотреть премьеру в Новосибирске или Берлине, и если ты себя как критика уважаешь, то остается один вариант: покупать билеты на самолет. Своеобразный выход из ситуации предлагает Оkkо — онлайн-кинотеатр, который 17 января спектаклем «Интер-теймент» анонсировал запуск проекта Оkkо Театр. Его команда под руководством драма-турга Ивана Вырыпаева будет создавать и продюсировать вместо одного продукта сразу два — спектакль и спектакль-фильм.
-
«Скрипач на крыше». Мюзикл Д. Бока по мотивам произведений Шолом-Алейхема.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Лев Рахлин, сценография и костюмы Вячеслава Окунева.Ликбез не уместен. По теме известно абсолютно все: первоисточник, триумфальный бродвейский мюзикл, оскароносный американский фильм, Ульянов в телеспектакле, пьеса Горина, многочисленные в драмтеатре его «Поминальные молитвы». Главную из них, маркзахаровскую, каждый, кто видел, запомнил навсегда.
-
«Случайность».
Театр post.
Режиссер Андрей Слепухин, драматург Екатерина Августеняк.Однажды в петербургской библиотеке имени Маяковского на ридинг-группе по текстам о прекариате и кризисе профессионализма молодое культурное комьюнити — не в первый, впрочем, раз — подняло одну из тем, важных для современной критической мысли о театре. Участники много спорили и, конечно, не пришли к одному ответу. Зато попробовали выработать базовый набор референций и требований к самим себе в связи с этим вопросом.
-
«Прощание в июне». А. Вампилов.
Учебный театр «На Моховой».
Режиссер Валентин Захаров, сценография и костюмы Ксении Бондаренко.Курс Ларисы Вячеславовны Грачёвой выпустился в июне 2019 года. В октябре 2019-го Грачёвой не стало, и на сцену Учебного театра в декабре, в память о мастере, вышли уже молодые актеры. Конечно, в первую очередь думаешь о жестоком совпадении названия и реальности. Но есть в красках, лицах, в настроении спектакля и удивительно точно схваченный всеми создателями образ молодости, которая была дана и прожита как момент истины, а значит, все было не напрасно.
-
Первый Всероссийский конкурс коротких пьес «Stories» в Театре «Суббота»
В январе в петербургском Театре «Суббота» прошел финал конкурса коротких пьес «Stories». Как сообщили организаторы, они получили 473 работы, из которых (анонимно и строго математически) в шорт-листе оказалось 12 текстов. И уже из них шесть приглашенных режиссеров выбирали те, по которым им захотелось сделать эскиз.
-
«За белым кроликом». М. Огнева.
Театр Ненормативной Пластики.
Режиссер Роман Каганович.Спектакль начинается со сцены омовения. Она напоминает религиозный ритуал и служит как бы затактом всему последующему действию. Актер Валентин Воробьев абсолютно голый степенно водит по телу губкой под песню «Дворник» «Агаты Кристи» (тот самый саундтрек к фильму Сергея Бодрова «Сестры»). Закончив омовение, мужчина вытирается и надевает розовые стринги. Затем сверху — самую обычную одежду, какие-то свитер и брюки темных тонов. Очевидно, хочет выглядеть таким же, как все...
-
Время неумолимо, и какой бы длинной ни была жизнь, ее всегда не хватает.
На 95 году ушел из жизни Исаак Романович Штокбант — режиссер, драматург, основатель театра «Буфф», профессор РГИСИ, ветеран Великой Отечественной войны.
У него было свое видение мира и театра, которое он никому не навязывал, но которому всегда следовал.
Большой друг «Буффа» Виктор Лавров-Земский назвал статью об этом театре «Дом, который построил Исаак». Это определение так понравилось Исааку Романовичу, что он нередко его вспоминал, а свое детище называл «театром радости». И излучал радость сам.
-
«Русский роман». М. Ивашкявичюс.
Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Алексей Крикливый, художник Елена Турчанинова.Поздний Толстой основательно обжился в самом широком культурном поле. Цитаты из его дневников радуют любителей пабликов соцсетей, а пестрая группа авторов, встревоженных его финальным уходом, включает в себя и Псоя Короленко, и группу «Ундервуд», и Виктора Пелевина, и сочинителей портала «Стихи. ру».
-
«Дуб Майкла Крейг-Мартина».
Площадка «Скороход».
Режиссер Илья Мощицкий.В основе спектакля/перформанса Ильи Мощицкого лежат сразу три произведения. Первое — это философско-политический трактат Ги Дебора «Общество спектакля». В пресс-релизе он значится третьим в списке точек опор для «Дуба Майкла Крейг-Мартина», однако по факту является самым важным и смыслообразующим, хотя ни разу и не цитируется впрямую. Второе — пьеса Тима Крауча. Третье — инсталляция Майкла Крейг-Мартина, давшая название спектаклю: стакан воды, выставленный в лондонской галерее «Тейт» в 1973 году, сопровождался текстом, объясняющим, почему эта работа является дубом, а не стаканом воды, как может показаться на первый взгляд.
-
«Тот самый день». Я. Пулинович.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер Снежанна Лобастова, художник Ольга Павлович.В пьесе «Тот самый день» есть двойственность, амбивалентность — она и комедия, и срез невеселой российской реальности. Одинокая интеллигентная Мария, отчаявшись найти спутника жизни, в «тот самый день», когда вероятность забеременеть максимальна, отправляется на поиски случайного партнера. Ей уже 37, и это ее последний шанс. Она встречает самых разных мужчин — вроде бы уверенных в себе и во всех смыслах состоятельных, но каждый из них пасует перед ее предложением. Перед нами проходит целая галерея современных узнаваемых типажей.
-
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». И. Вырыпаев.
Омский государственный академический театр драмы.
Режиссер Войтек Урбаньски, художник-постановщик Алексей Вотяков.Омская драма давно стала столичным театром, который, кажется, лишь по иронии судьбы оказался в таком мрачном городе, как Омск. Невероятная удача для города, кстати. И успешная жизнь этого коллектива заставляет думать, что каждая премьера у «академиков» выйдет очередным шедевром. Каждый раз идешь на новый спектакль с ожиданием какого-то откровения. Но почему-то в последнее время эти откровения все чаще не случаются. За истекшие пару лет они были, пожалуй, только в одном спектакле — «Время секонд хэнд» в постановке Дмитрия Егорова по одноименному роману Светланы Алексиевич.
-
«Страна Айгуль». М. Карим.
Стерлитамакский Государственный русский драматический театр.
Режиссер Людмила Исмайлова, художник Альберт Нестеров.Репертуарные аппетиты главного режиссера Русской драмы в Стерлитамаке Людмилы Исмайловой совсем не вегетарианские. Из недавних премьер автору этих строк удалось посмотреть и спектакль по современной пьесе Марии Огневой «За белым кроликом», и детский спектакль по Хармсу «Плих и Плюх», и фонвизинского «Недоросля», обогащенного текстами Чаадаева и Достоевского и тем самым превращенного в историософское высказывание о парадоксах русской жизни.
-
В Новокузнецком драматическом театре прошла лаборатория «Трансформация мифа» под руководством Павла Руднева
Лаборатории в Новокузнецке — дело привычное, они проходят как минимум раз в сезон. В течение нескольких лет режиссеры и актеры погружались в творчество писателей, чьи тексты уже были неоднократно поставлены или никогда не появлялись на сцене. В этот раз лаборатория была другой — у творческой команды не было готового материала. Режиссеры выбрали мифы, причем не были ограничены в том, к какой именно мифологии обращаться, и дальше вместе с драматургами работали над сочинением текста. Постановщики пытались разобраться, как древние сюжеты встраиваются в нашу реальность, как они могут быть преобразованы, остаются ли узнаваемы при перемещении во времени, возможно ли включение сегодняшнего человека в мифологическую картину мира.
-
«Иванов». А. П. Чехов.
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер Данил Чащин, художник Дмитрий Горбас.Спектакли режиссера Данила Чащина разительно отличаются друг от друга. И это говорит вовсе не о том, что молодому постановщику пока не удалось выработать свой узнаваемый стиль, но лишь о внимании к каждому автору и даже его конкретному произведению, а еще о той чуткости, с которой режиссер «слышит» пьесу и переводит ее на сценический язык.
-
«Петровы в гриппе». По роману А. Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».
Гоголь-Центр.
Режиссер Антон Федоров, художник Савва Савельев.Под музыку главного хита 90-х, «Happy Nation» группы Ace of Base, покачивается синей мордой к залу троллейбус, полный троллей: помятый Дед Мороз, бородатый дед-педофил, женщина-педиатр в вязаном берете. Висит по центру кабины некто с лицом-маской, как гримируют в морге покойников (Бродский, Ельцин — узнаем далее). Безумцы-уродцы, что приставали к Петрову, стоило ему сесть в троллейбус, равнодушно обмениваются бессвязными репликами из разных частей романа, нависая над несчастным. Человеческая масса бултыхается в тесном троллейбусе, как чайный гриб в банке у докторши. «Happy nation, — напевает магнитола (бывают в троллейбусе магнитолы?), — happy-happy-happy nation». Текст попсового трека, как либретто к балету, дает понимание не сюжета, конечно (происходящее на сцене бессюжетно и нелинейно), но ключей к спектаклю Федорова: «Мы путешествуем по времени... И через какое-то время мы обратились к прошлому... Человек умрет, но не его идеи... Скажи им, что мы ушли слишком далеко... Счастливая нация...»
комментарии