
-
В «мирной жизни», с открытыми театрами и без трансляций 24/7, наверное, так и не дошла бы до «Сказки о царе Салтане» Александра Петрова в Мариинском. Опера эта в список личных интересов обычно не вхожа. 2005 года спектакль. Никто о нем не перешептывается «лови!». За новым и фестивальным он так и оставался в листе «когда-нибудь». И уж точно не срифмовался бы «живой» спектакль с другим «Салтаном», поставленным в Брюсселе почти на пятнадцать лет позже.
-
Сегодня, когда мы все вынужденно смотрим спектакли онлайн, редкие свидетельства о живом театре, в который мы ходили еще полтора месяца назад, воспринимаются нами как сведения о какой-то далекой минувшей эпохе. Конечно, мы верим, что всё изменится, и все ждем этого с нетерпением, но до тех пор нам остается только вспоминать и надеяться. Это было недавно, это было давно...
-
Шестая неделя «телевещания» Комеди Франсез. И снова попытка сбалансировать в одной программе архивные и современные постановки. Правда, «архив» становится все «моложе». Самые ранние постановки этой недели датируются девяностыми годами, а самые поздние от нас отделяет не больше года или двух. А рядом с афишей Комеди Франсез — еще несколько попавшихся в сети французских спектаклей.
-
На седьмой неделе карантина в онлайн-трансляциях главное событие — Берлинский театральный фестиваль «Theatertreffen», который покажет еще три постановки из отобранных на конкурс. График ежедневных трансляций становится все обременительнее для театров — его, если не брать в расчет музыкальные театры, поддерживают только «Комеди Франсез», гамбургский Театр «Талия» и берлинский «Шаубюне». В России театры готовятся закрыть сезон и более склонны объявлять о трансляциях не заранее, а накануне. Зато заметно вырос объем предложений на онлайн-платформах.
Мы собрали для вас самое интересное с 4 по 10 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
Уже многих и многих спрашивали мы о философии карантинной жизни. И многие отвечали. В блоге собралось целое собрание карантинных сочинений.
Кто-то тянул.
Не ответил в свое время и Геннадий Тростянецкий, только написал: «Отвечу. Но не скоро... не скоро...»
А вчера прислал «ответ» без единого слова. В надежде, что каждый поймет, чем человек занимался все это время. -
Все знают, коллектив MusicAeterna и его художественный руководитель Теодор Курентзис с декабря 2019 года активно работают над проектом культурно-образовательного центра Р. А. Д. И. О. в Санкт-Петербургском Доме Радио. Но карантин вносит в эту работу свои коррективы, и в конце апреля было объявлено об открытии digital platform — виртуальной творческой резиденции MusicAeterna. В скором времени на ней будет доступна онлайн-версия перформанса Алексея Ретинского «Слышать», посвященный Людвигу ван Бетховену. Анонсируем это событие статьей Анны Самсоненко, побывавшей на единственном представлении в феврале.
-
Карантин-карантином, но распоряжением губернатора Нижегородской области «за значительный вклад в развитие театрального искусства» высшая театральная премия Нижегородской области им. Н. И. Собольщикова-Самарина присуждена актеру театра драмы Сергею Блохину. Поздравляем!
-
До карантина Мобильный Художественный Театр успешно осваивал формат спектакля-прогулки. На карантине, потеряв мобильность, «МХТ» стал создавать в общем-то классические аудиоспектакли. Но вместе с жанровыми и вполне традиционными «Академией смеха» по пьесе Коки Митани и «Отравленным поясом» по повести Артура Конан Дойла (подробней об этом спектакле — в тексте Таты Боевой «Соцсети и апокалипсис. Викторианская версия») команда «МХТ» выпустила экспериментальную «Елизавету Бам». Неудивительно, что театр обратился к тексту Хармса: директор «МХТ» Алексей Киселев — один из исследователей и популяризаторов знания об обэриутах. В его статье в «ПТЖ» подробно описан театрализованный вечер 1928 года «Три левых часа», где впервые был показан спектакль по специально созданной для этого пьесе. «Елизавета Бам» была своеобразной иллюстрацией к декларации «Театра ОБЭРИУ».
-
Мы продолжаем серию материалов, в которых специалисты своего дела рекомендуют нашим читателям перечень «обязательного минимума» в тех или иных аспектах искусства. Не так давно мы публиковали подробный обзор классического цирка. На этот раз Ирина Селезнева-Редер подготовила гид по «новому цирку».
-
Зулейха открывает глаза. Ее ресницы со всей очевидностью накрашены, а брови хорошо ухожены.
Конец рецензии.
Нет, не конец. Тушь не смоется даже тогда, когда Зулейха будет полгода ехать в эшелоне, тонуть в Ангаре, зимовать в землянке и рожать сына Юзуфа. Макияж бровей чудесным образом сохранится все долгие годы ее ссыльных мучений в поселке Семрук.
Зачем писать рецензию? Вопрос закономерный. «Зулейху» начали ругать в Сети уже через полчаса после начала первой серии (те же люди ругали и роман, и тут я с ними категорически не соглашалась). Рецензии в СМИ появились после четвертой, не дожидаясь конца (теперь вроде так уже прилично — не досматривать). Если прибавить к этому требования коммунистов запретить картину, а также недовольство одного из муфтиев постельной сценой в оскверненной мечети (мечетью, превращенной в хлев, ужасается на экране герой — репрессированный мулла, так что муфтий тут не первый) — станет ясно: рецензировать не стоит. Когда по левому флангу у тебя коммунисты, по правому мусульмане, а по центру накрашенные ресницы — какая тут свобода высказывания?
-
Новая неделя и новый репертуар для «карантинного» канала Комеди Франсез «La Comédie continue!» — «Комедия продолжается!». На этот раз почти все спектакли, предлагаемые театром, принадлежат XXI веку, а для русского зрителя самым притягательным днем театральной программы станет суббота — единственный день без французской драматургии. Но притягательность, конечно, не в этом, а в том, что суббота принесет с собой «Лес» в постановке Петра Наумовича Фоменко.
-
Шестая неделя карантина — не повод для сокращения трансляций. Европейские театры, в особенности оперные и балетные, по-прежнему готовы ежедневно выходить к зрителям. Среди знаковых событий — появление в онлайн-пространстве одного из крупнейших европейских театральных фестивалей. Берлинский фестиваль «Theatertreffen» в ближайшие две недели покажет шесть из десяти отобранных спектаклей. Парижский Театр Буфф дю Нор открывает доступ к «Трагедии Гамлета Питера Брука, театр в Генте — к спектаклю „Платонов“ Люка Персеваля, венский Бургтеатр — к спектаклю Клауса Пеймана по пьесе Т. Бернхарда „Площадь героев“, а Комеди Франсез покажет „Лес“ в постановке Петра Фоменко. Среди прочих онлайн-трансляций — спектакли Кэти Митчел, Михаэля Тальхаймера, Мило Рау, Джона Ноймайера, Мартина Кушея, Йетте Штекель, Камы Гинкаса, Бориса Юхананова, Владислава Наставшева. Мы собрали для вас всё самое интересное с 27 апреля по 3 мая. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
-
Книга очерков Зои Богуславской о ее путешествии в конце 80-х по Америке, о встречах там с разными женщинами давно не в фокусе общественного внимания. Руководители Центра Вознесенского решили, что это неправильно, что книга эта сегодня очень значима в связи с проснувшимся, наконец, в России интересом к феминизму и к теме — в разных отношениях — свободы как вызова современному сознанию. Как замечается на сайте Центра, книга «читается сегодня как лента заметок популярного тревел-блогера». В результате Елена Смородинова и Эндрю Фрибург создали на его платформе веб-спектакль, анонсировав «Американок» как «инстаграм-вербатим о феминизме, Перестройке, границах свободы и несвободы и рифмах между 80-ми и сегодняшним днем».
-
«Дважды порывался я к вам, но карантины опять отбрасывали меня на мой несносный островок...» Конечно, сейчас не осень, и не болдинская, и никто из нас не Пушкин, и вряд ли коронавирусу суждено родить «Маленькие трагедии». Но есть подозрение, что нам, людям театральным, привыкшим к движухе, общению, работе на людях... ну, вы понимаете, — карантин непривычен более, чем кабинетным ученым или фармацевтам. Новый формат каждый переносит по-своему. Мы продолжаем серию публикаций — опрос людей разных театральных профессий о том, как они переносят самоизоляцию, как на их жизни отразился режим карантина, чем они занимаются или не занимаются, и что думают о ситуации, в которой все мы оказались...
-
Уже целый месяц наш блог публикует серию «карантинных интервью» с театральными деятелями. Мы спрашиваем о философии самоизоляции и ее быте. Но разговор с Оскарасом Коршуновасом оказался таким подробным и длинным, что публикуем его отдельно. Разговаривала Марина Дмитревская.
-
Часто комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь» ставят как сказку о причудах любви с барочными феями и божками по периметру сюжета. Редко — о чем-то другом, но все же встречается и такое. К примеру, Александр Морфов в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской иронично говорил о торжестве над жизнью — театра, подчиненного часто самовлюбленному тирану-режиссеру, роль которого исполнял Сергей Бызгу. Юрий Бутусов в Театре имени Ленсовета рассказывал о непредсказуемой природе игры, заложенной в самой основе человека, за которую отвечал Пэк Сергея Волкова. Сильвиу Пуркарете в театре «Балтийский дом» выводил на сцену диктатора Тезея, мнящего себя влюбленным божком (Константин Анисимов). К таким же «редкостям» относится и премьерный спектакль Театра на Васильевском, который Руслан Нанава поставил о безграничной власти бога Оберона, способного менять само течение жизни в ревнивой жажде обладания.
-
«Отравленный пояс» можно описать в одном, но длинном предложении: Мобильный Художественный Театр, который часто сочетает художественные тексты и социальный контекст, бросился грудью на амбразуру и выпустил спектакль о разговорах во время мировой катастрофы.
Это одновременно и исчерпывающе (минимум фильтр для аудитории), и недостаточно, и не говорит ни о чем. Есть формальности: «МХТ» (в кавычках — чтобы не путать с МХТ в Камергерском), который запустился в начале сезона 2019/2020 и исправно поставлял «спектакли-прогулки», во время московских запретов на все праздношатающееся в апреле быстро выпустил несколько «спектаклей-не-прогулок». Можно предположить, что отработанный формат «красивый маршрут + аудио про искусство и страшный мир вокруг» пришлось переосмыслять на ходу — и вопрос, насколько удачно.
-
Название этого текста определило гадание по книге, устроенное моей собеседницей по ту сторону телефонной трубки. И так, совсем неоригинально, эти строчки совпали с моими ощущениями от того, в чем мне довелось поучаствовать. Самое интересное здесь — познание себя (в самом ответственном значении этих слов) и своей роли в контексте этого спектакля.
-
Наступившая неделя трансляций Комеди Франсез не столь богата «безусловными» театральными событиями, как прошлая. А потому захотелось сделать подборку самого интересного (безусловно, субъективно) из того, что можно найти из французского театра на просторах интернета. В подборку войдут как постановки, ставшие уже историей (если не легендой), так и современные спектакли. Отталкиваться, впрочем, буду все же от недельной программы Комеди Франсез, следить за которой можно на сайте театра.
Итак, начнем.
-
Пятая неделя карантина — не повод, чтобы устать от театра в сети, тем более что нижеследующий список снова побуждает срочно составлять график просмотров на ближайшие семь дней. В сети появятся спектакли Франка Касторфа, Кэти Митчел, Михаэля Тальхаймера, Мило Рау, Джона Ноймайера, Андрея Могучего, Камы Гинкаса, Бориса Юхананова. Мы собрали для вас всё самое интересное с 20 по 26 апреля. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.
комментарии