Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • К ШЕСТОМУ ЧУВСТВУ

    «Погружение. Театр в ванной». Эрин Б. Ми.
    This is not a theatre company (США), русскоязычная версия — «Импресарио» и Мобильный Художественный Театр.

    Американская театральная компания, утверждающая в своем названии, что она не имеет к театру никакого отношения — This is not a theatre company, во время пандемии создала аудиоспектакль для приема ванны — «Play in Your Bathtub». Другие театральные компании — «Импресарио» и Мобильный Художественный Театр — перевели его на русский язык и выпустили, по случайному совпадению, в первый день отмены режима самоизоляции в российской столице. Но в такого рода арт-терапии («театротерапии» по Николаю Евреинову или «терапевтическом театре» по Якобу Леви Морено), житель любого большого города, будь то Нью-Йорк, Москва или Санкт-Петербург, нуждался еще и до самоизоляции, а уж после, кажется, и подавно будет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ОНЛАЙН: ГИД НА БЛИЖАЙШУЮ НЕДЕЛЮ (С 15 ПО 21 ИЮНЯ)

    На двенадцатой неделе карантина есть больше поводов говорить о закрытии театральных сезонов по всему миру, нежели об обилии трансляций. Последних все меньше, и на этой неделе главное событие — выход в сеть Международного театрального фестиваля в Сибиу. Его фантастическая по наполненности программа включает постановки драматических и оперных театров, танцевальных и цирковых коллективов со всего мира, а среди их создателей — Эймунтас Някрошюс, Петер Штайн, Роберт Уилсон, Сильвиу Пуркарете, Кшиштоф Варликовский, Люк Персеваль, Акрам Хан, Томас Остермайер и др. В РГИСИ продолжается дипломная декада, и Учебный театр на Моховой будет транслировать спектакли выпускных курсов. Мы собрали для вас самое интересное с 15 по 21 июня. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЕМЁНУ СПИВАКУ 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Юбилей Семена Яковлевича Спивака. Сегодня. Кажется, он сидит в изоляции и угорает от сотен видео-представлений тех, кто хочет поступать на актерский... А так бы, конечно, в Измайловском поставили столы и праздновали.

    Неслучайны люди, выбранные нами сегодня для поздравлений Семену Яковлевичу. Редко режиссеры дружат, причем всю жизнь. Спивак и Геннадий Тростянецкий дружат, и это вызывает настоящее уважение.

    Полтора десятилетия назад «ПТЖ» издал книгу Ольги Скорочкиной «Нескучный сад Семена Спивака», так что и этот авторский тост закономерен.

    Анатолий Петров, несомненный протагонист Молодого, а потом и Молодежного театра 90-х, — ключевая фигура «театра Спивака».

    Остальных поздравляльщиков, многочисленных учеников и преданных зрителей просим заполнить собою комментарии — так же, как ежевечерне заполняется зал Молодежки. То есть — аншлагово!

    С юбилеем, «Сеня Спивак», Семен Яковлевич!

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОПЫТ ЛЕВИТАЦИИ В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ИЛИ ЖЕЛАНИЕ КАЗАТЬСЯ

    Майк Науменко. Карантинный квартирник.
    Большой Театр Кукол.
    Режиссер Руслан Кудашов.

    Карантинное время учит внимательности. Корректирует зрение. Наводит резкость. Укрупняет детали. Так, став в последние два месяца свидетелями массового исхода театров в Сеть, мы вдруг увидели помимо великолепия мировых архивов колоссальное количество самодеятельности, которую не всегда даже ловко расценивать как театральный или какой бы то ни было еще продукт. Оказалось, что просто нажать кнопку записи и объявить в Сети об онлайн-премьере недостаточно. Фальшь, которую сцена, как известно, никогда не терпела, хотя и выносила, камера и вовсе ненавидит. И вот во всем этом вавилонском хаосе с показом архивных радостей, чтецко-певческих ужасов и премьерных zoom-экспериментов БТК выпустил в мир «карантинный квартирник», посвященный Майку Науменко.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЛАВА ПОЛУНИН: «ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ, А ЕСЛИ НЕ БУДЕТ — ТО БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ»

    Славе Полунину 70.

    Должна была состояться огромнейшая выставка в Москве, юбилей планировался широкий, но вот случился карантин — и празднование перенеслось на год, Полунин будет праздновать 71. А если еще точнее — весь год объявлен празднованием.

    Мы встретились для интервью в zoom. «Ой, я без букета, — сказал Слава, — принесите мне букет». И скоро ему под бороду поставили букет роз из нового розового сада, устроенного на его Желтой мельнице.

    Поскольку в этом удивительном месте я была и узнала рыжую «Мексику», где сидел Слава, то легко представляла себе все, о чем он говорил. Прежде чем читать наш разговор, побывайте на Мельнице и вы, я писала о ней в «ПТЖ». Или хотя бы посмотрите картинки этой красоты. Но встретились-то мы со Славой в хмурую пору изоляции, и я точно пребывала в мире мрачных мыслей. Но все-таки умеет Слава показать тебе, что ты напрасно унылый дурак. Надо радоваться всему, потому что все хорошо, а что не хорошо, то прекрасно. Он хитро уходит ото всех вопросов и транслирует то, что заставляет тебя улыбаться, ты понимаешь, что и правда дурак со своим меланхолическим бубубу, причем в плохом смысле. А он — в хорошем. Удивительный дар...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТРАШНЫЙ СОН АКТРИСЫ МАРЫСЬКИНОЙ / ЦЕНТРИФУГА

    Мы продолжаем нашу рубрику «Выход в сеть», в которой описываем свои разрозненные впечатления от «текущего репертуара» театрального интернет-пространства. Сегодня в поле зрения критиков Елены Вольгуст и Евгении Тропп попали театральный сериал «Страшный сон актрисы Марыськиной» Театра-фестиваля «Балтийский дом» и рассказ Дмитрия Воробьева «Центрифуга» на портале БДТ Digital.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ ЭЛЕОНОРЫ МАТВЕЕВНЫ КРАСНОВСКОЙ

    4 июня в возрасте 100 лет ушла из жизни Элеонора Матвеевна Красновская (24 октября 1919 — 4 июня 2020), старейший член ВТО, сотрудник Кабинета драматических театров с 1944 по 1990 годы. Она уволилась после страшного пожара 14 февраля, уничтожившего весь бесценный архив ее кабинета — машинописные переводы зарубежных пьес, исследовательские статьи о зарубежном театре, огромный фонд с негативами фотографий спектаклей. Сгорело дело всей ее жизни... Элеонора Матвеевна формально занимала довольно скромную должность, не обладала никакими «административными ресурсами». Но вся ее жизнь и работа — яркое доказательство известной максимы, что не место красит человека. Свое место она украсила так, что ее помнят и всегда с благодарностью и любовью будут вспоминать сотни людей, которым она дала путевку в профессию, помогла в работе, устраивала их жизнь, утешала и согревала своим человеческим теплом. Она была замечательным профессионалом, но ее главный дар — это дар любви, спонтанной и нерассуждающей помощи и участия, распространявшийся на всех без разбору, кто ей встречался в жизни. Именно благодаря этому уникальному дару ее уход сейчас оплакивают сотни людей в разных городах и странах, а из желающих сказать ей вслед прощальные слова выстроилась целая очередь. Для всех, увы, физически нет места. Вот некоторые из них.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ПИСЬМО АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ О ТРЕТЬЕЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПО ДЕЛУ «СЕДЬМОЙ СТУДИИ»

    Ассоциация театральных критиков, объединяющая 160 членов профессионального сообщества из разных городов по всей России, выражает категорическое недоверие искусствоведческой экспертизе проекта «Платформа», сделанной О. И. Королевой (Галаховой) по делу «Седьмой студии». Нам кажется, что эта тенденциозная, однобокая экспертиза создана исключительно с целью негативно повлиять на мнение суда и дискредитировать инициаторов и организаторов проекта «Платформа».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ХОРОШЕЕ ДЕЛО «БРАКОМ» НАЗОВУТ

    «Брак». А. Волошина.
    Pop-up театр совместно с фестивалем «Точка доступа».
    Режиссер Семен Александровский.

    На фестивале «Точка доступа» сыграли онлайн-спектакль Семена Александровского «Брак».

    «Брак» Аси Волошиной, как и пьеса Дмитрия Данилова «Выбрать троих», написан по свежим следам карантинной изоляции и пытается представить ее последствия — мир, который уже не будет прежним. Только Ася смотрит дальше, в гипотетический 2035 год, где земляне уже справились с ковидом и решили вопрос с эпидемиями раз и навсегда. Но многим это решение может не понравиться. Драматург остается в русле антиутопии, предложенном еще Виктором Пелевиным в романе «iPhuck 10»: полная виртуализация жизни, в том числе и секса. Отсутствие физических контактов гарантирует безопасность от вирусов и прочей дряни, а развитые нейронные технологии позволяют получить неизмеримо большее наслаждение, чем при традиционном соитии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ОНЛАЙН: ГИД НА БЛИЖАЙШУЮ НЕДЕЛЮ (С 8 ПО 14 ИЮНЯ)

    Одиннадцатая неделя карантина недвусмысленно обозначила тенденцию к сворачиванию онлайн-трансляций, и это касается не только европейских, но и российских театров. Завершается онлайн-программа XXVII Псковского Пушкинского театрального фестиваля, и главным событием станет показ спектакля Эймунтаса Някрошюса «Борис Годунов». Гамбургский театр Талия заявляет о проведении онлайн-фестиваля с гибридным видом трансляций, при котором готовые записи будут сочетаться с прямыми включениями с места проведения перформансов. В большой недельной программе — спектакли Льва Додина, Томаса Остермайера, Кирилла Серебренникова, Андреаса Кригенбурга. Мы собрали для вас самое интересное с 8 по 14 июня. Гид будет ежедневно дополняться. Следите за изменениями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ КАТУШКИ

    «Священный талисман, или Мальчик, который победил войну». Десктопная версия.
    Театр Предмета.
    Режиссер Михаил Плутахин.

    Театр Предмета совместно с Еврейским музеем и центром толерантности должен был выпустить в мае премьеру спектакля «Священный талисман, или Мальчик, который победил войну». Для онлайн-эфира режиссер Михаил Плутахин и продюсер Петр Волков решили не устраивать прямую трансляцию, а подготовить специальную десктопную версию — фильм-спектакль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

    В «Петербургском театральном журнале» есть популярная рубрика «Выход в город». Раз в сезон мы кидаем в шапку недельный репертуар театров города, тянем жребий и разбредаемся нехожеными тропами, направляясь и на спектакли текущего репертуара (там нас не ждут, и артисты иногда испытывают настоящий шок, узнав, что на рядовом спектакле, идущем вразвалочку, сидит критик), и в театры типа какого-нибудь «Розового крокодила», куда до этого не ступала нога критика вообще.

    Сейчас бы разбрестись, но... Остается «Выход в сеть». Точно так же мы кинули жребий — и идем ловить разрозненные впечатления в сети: пробы, разовые вскрики, пафосные проекты, непафосные акции...

    Возникает новая рубрика. Открываем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МУСОР черновик неполучившейся рецензии

    «Черновик». С. Уханов.
    Совместная постановка Рижского русского театра имени Михаила Чехова
    и Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
    Режиссер Владислав Наставшев.

    Голова тупеет, да.

    Вот зачем я сейчас это пишу и захламляю блог «ПТЖ» по его же просьбе?

    Чтобы зафиксировать: в 2020-м «Точка доступа» открылась полным провалом (но мне и раньше, кстати, с нею не слишком везло).

    Чтобы зафиксировать: за период карантина на нас свалилось огромное количество чуши (слово «трэш» слишком почетно). И ты сидишь такой — аааа! И почему-то смотришь. Вместо Соррентино.

    Зачем? А чтоб, блин, не терять из виду текущий процесс. А он такой, знаете, очень текущий, этот процесс...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОНЛАЙН-ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ

    «Школа для дураков». С. Соколов.
    Белорусский Свободный театр (Минск).
    Режиссер Павел Городницкий.

    Так, но с чего же начать, какими словами? Все равно, начни словами: Белорусский Свободный театр показал онлайн-спектакль. Показал? То есть у них есть спектакль, и они его показали онлайн? Нет, они сыграли, разыграли спектакль живьем, «онлайн», а мы смотрели трансляцию. Актеры сидели по своим домам и по Zoom разыгрывали инсценировку по «Школе для дураков» Саши Соколова. Ну разве там не было записанных фрагментов? Да, точно, там были фрагменты, которые они, видимо, записали заранее, а потом с помощью телевизионного монтажа вставляли в трансляцию на YouеTube. Но они же в пресс-релизе пообещали, что не будет «читки, трансляции записи и говорящих голов». А мне кажется, что это нормально — завлекать зрителей и обозначать в рекламе то, что тебе самому кажется важным и уникальным в твоей работе. Ведь они действительно старались быть уникальными. А записи, которые они сделали заранее, были очень красивыми — мне больше всего понравилась лодка, которая плывет по речушке, а в ней двое голых мужчин, и мы видим мост, а по мосту едет электричка... Стоп! А при чем здесь театр? Мне кажется, это очень «при чем» про Сашу Соколова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР ОНЛАЙН: ГИД НА БЛИЖАЙШУЮ НЕДЕЛЮ (С 1 ПО 7 ИЮНЯ)

    На десятой неделе карантина продолжается онлайн-программа XXVII Псковского Пушкинского театрального фестиваля. Фестиваль «Точка доступа» покажет сразу несколько спектаклей финальной части своей программы. Театр им. Ленсовета будет транслировать легендарный спектакль Юрия Бутусова «В ожидании Годо», а театр Берлинер Ансамбль — не менее легендарную постановку Хайнера Мюллера «Карьера Артура Уи». Кроме того, зрителей ждут показы спектаклей Льва Додина, Люка Персеваля, Роберта Уилсона, Петера Штайна, Томаса Остермайера. Мы собрали для вас самое интересное с 1 по 7 июня. Гид будет постоянно дополняться. Следите за изменениями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕВГЕНИЙ КАРПОВ: «МНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО»

    В год своего 20-летия Небольшой драматический театр выпустил долгожданную премьеру — «Король Лир» Льва Эренбурга. До наступления изоляции спектакль сыграли всего шесть раз, но успели свозить в Эстонию (участвовали в программе «Дни петербургских театров» на сцене Vaba Lava в Нарве и Таллинне) и провели в «Борее» тематическую фотовыставку одного из актеров-основателей НДТ, исполнителя роли Лира — Евгения Карпова, с которым и состоялось это интервью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ БУДЕТ КАК ПРЕЖДЕ, ТОЛЬКО ИНАЧЕ

    Этот текст Марюс Ивашкявичюс написал еще в начале нашей всеобщей изоляции — в тот момент, когда «ПТЖ» опрашивал многих и многих о философии карантина, спросил в том числе и Ивашкявичюса, и он тогда сказал, что как раз написал такой текст, но тот выйдет сперва в Германии.

    Пока текст выходил в Германии, в русскоязычном zoom-пространстве произошло два события, а именно: две читки пьес Ивашкявичюса, спродюсированные Евгенией Шерменевой. Выдающиеся актеры и актрисы разных стран постсоветского пространства читали «Спящих», а совсем недавно, 27 мая, — «Обморок», оригинальную пьесу по мотивам «Цинковых мальчиков» Светланы Алексиевич в режиссуре Оскараса Коршуноваса. Это и был информационный повод перевести, с разрешения Марюса, его монолог месячной давности.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЮРИЮ ИЦКОВУ 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Юрий Ицков — артист острый, синкопированный, реактивный.

    И пишу я о нем в день его 70-летия быстро, пунктирно...

    Когда в последний раз я видела Ицкова на сцене? Нет, в кино — постоянно, но сериальная реальность, которая приняла Ицкова после его переезда из Омска в Петербург, вряд ли может сколько-то интересовать нас, когда юбилей отмечает вполне выдающийся театральный артист... А вот последняя виденная театральная роль — Бессеменов в «Мещанах» Владимира Туманова (Театр на Васильевском): желчный, въедливый, умный, идеолог. Впрочем, как и все герои Ицкова, которые никогда не были приятными и всегда были идеологами. Отрицательное обаяние (но обаяние!), чувство недоброго юмора и снайперская точность реакций формировали роли Юрия Ицкова всегда.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАРАНТИННОЕ ПРАВО

    Онлайн-перформанс «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство»
    Александринский театр
    Идея и пьеса — Борис Акунин
    Режиссер — Антон Оконешников

    Третий месяц карантина, конечно, сказывается. Нам бы выйти без потерь — не в том смысле, чтобы не помереть, а хотя бы остаться интеллектуально-сохранными. Не у всех получается — особенно заметно теперь, когда, находясь в своем онлайне, мы публично размышляем вслух. Раньше-то, в «мирное» время, как было? Сидишь смирно в театре, дышишь, сопишь, смеешься, или, там, взгрустнешь, иногда в ладошки хлоп-хлоп, но думаешь про себя, не мешаешь соседу справа и слева. Раньше мы всё любили толковать про «дыхание сцены», «тепло зала», или, напротив, его «холод», «энергообмен», «флюиды», что там еще? Ненаучное, недоказуемое, плохо описываемое, но, безусловно, присутствующее.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КРИТИКИ ПРО КРИТИКУ И «КРИТИКУ КРИТИКИ»

    На фестивале «Точка доступа» и портале «Летающий критик» (онлайн 23 мая) прошла дискуссия «Критика критики». «Всяко диво на три дня», три дня Сеть обсуждает этот разговор, и это очень хорошо. В продолжение беседы мы, по инициативе коллег, собрали еще несколько мнений по повестке дня прошедшей дискуссии. Был разослан вопросник, и критики разных поколений — Андрей Пронин, Павел Руднев, Марина Дмитревская, Владислава Куприна, Антон Хитров и Алексей Исаев — отвечали на него. Нина Агишева выступила с монологом, он завершает эту коллективную рефлексию на поставленные вопросы. Мнения разные, объем собрался большой...

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев