Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

    «Левша». В. Печейкин.
    Театр Наций.
    Режиссер Максим Диденко, концепция, сценография, костюмы Марии Трегубовой.

    В школе нам преподавали так: «Левша» Николая Лескова — глубоко патриотическое произведение о том, как русские самобытные мастера «умыли» продвинутую Европу с ее образованием, прогрессом и индустрией. Печальный конец талантливого умельца и казус с блохой, которая перестала танцевать, как-то не особо попадали в фокус внимания учителей. «Левша» так и остался в памяти как назидательная притча об особом русском пути и моральном превосходстве соотечественников над рациональной Европой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАРБИ И КЕН

    «Дорогой мистер Смит». Мюзикл П. Гордона по пьесе Д. Кейрда.
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер-постановщик Алексей Франдетти, художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по свету Глеб Фильштинский, видеохудожники — студия ARTNOVI, художник по гриму Татьяна Величкина.

    На сцене театра «Приют комедианта» впервые появился мюзикл. Настоящий, американский, шедший Off-Broadway до 2016 года, а до того еще много где поставленный: в 2009 году — в Калифорнии, где состоялась его мировая премьера, затем в Цинциннати, лондонском Вест-Энде, Канаде и Токио. Мюзикл получил вполне благожелательные отклики, некоторые критики называли его главным событием 2010-х годов в этом жанре, отмечая простоту и напевность мелодий и достоинства драматургии: автор сценария Джон Кейрд даже стал лауреатом престижной премии The Drama Desk.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ АЛЕКСЕЯ БОРОДИНА С ЮБИЛЕЕМ

    Алексей Владимирович Бородин — феномен. Ну не бывает, чтобы человек, делающий и в жизни, и в театре, все так, как правильно, и в нужный момент, при этом бы пользовался любовью и уважением коллег, сохранял ничем не запятнанную репутацию. Надо умудриться прожить жизнь в искусстве, избежав сплетен и пересудов. Тридцать лет успешно руководить театром, из которого не уходят артисты, вырастить учеников, ввести их в коллектив таким образом, чтобы не разбудить дремлющее у ветеранов право на первородство. И еще ставить событийные спектакли — они известны, нет смысла их чохом перечислять, каждый заслуживает особого внимания, статей и монографий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЮБИЛЕЮ ВАЛЕРИИ ПРОКОП

    Валерия Ивановна Прокоп — уникальное явление на сцене русского театра. Невероятно органичная, подвижная, работоспособная, с потрясающим чувством юмора, она обладает редчайшим на сегодняшний день актерским дарованием. Мне посчастливилось работать с Валерией Ивановной в двух театральных постановках, и я до сих пор нахожусь под глубоким впечатлением от этой актрисы. Она умеет входить в творческий диалог с режиссером и обладает широчайшим актерским диапазоном. Валерия Ивановна — редчайший случай актрисы, способной существовать в спектакле как в остро-характерной комедийной роли, так и в сугубо трагической.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Я — АКТРИСА ЭТОГО ТЕАТРА...»

    «Жаль, что тебя здесь нет».
    Совместная продукция Фонда «Alma Mater» и Новой сцены Александринского театра при участии Фонда «Антон тут рядом».
    Главный партнёр — компания BIOCAD.
    Режиссер Борис Павлович.

    Борис Павлович на Новой сцене Александринки показал спектакль «Жаль, что тебя здесь нет». В нем участвуют и его «особые» люди, знакомые многим по проекту «Квартира», и его постоянные актеры, они же тьюторы.

    Сперва, готовясь отрецензировать спектакль и обращаясь к разным критикам, мы столкнулись с несколькими аргументированными отказами (инклюзивный театр остается территорией и вопросов тоже).

    И тогда мы решили попросить высказаться студентов-театроведов. Они с большим воодушевлением относятся к творчеству Бориса Павловича. И они, абсолютно не ангажированные никакими точками зрения, впервые столкнулись с инклюзивным театром.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И ЛОШАДИ

    Лаборатория современной драматургии «Лиговка 44: ДА/НЕТ» в Государственном драматическом театре «Комедианты»

    В театре «Комедианты» состоялась лаборатория современной драматургии «Лиговка 44: ДА/НЕТ», в рамках которой молодые режиссеры представили на суд зрителей шесть эскизов. Эскизы эти получились самые разные — начиная от откровенных ученических зарисовок, совсем скороспелых набросков с неразработанным режиссерским концептом, до вполне внятных и мастеровитых решений. Рассматривать получившиеся работы предлагалось с точки зрения потенциальной возможности включения одной из них (при последующей доработке) в репертуар театра. Запрос вполне конкретен, что делает честь организаторам, которые преследуют цель «омоложения» репертуара, пополнения его пьесами современных драматургов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ

    «Опричник». П. И. Чайковский.
    Михайловский театр.
    Режиссер-постановщик Сергей Новиков, музыкальный руководитель Александр Соловьев, сценография и костюмы Александра Купаляна.

    В середине весны на каждом столбе Петербурга повесили по Кехману с подписью «Опричник». Можно было бы подумать, мол, «ни черта себе, какая самокритика», но нет. То были афиши новой постановки Михайловского театра, на которых Владимир Абрамович предстал в скромном образе царя.

    Спойлер: на сцене в «Опричнике» молодого режиссера Сергея Новикова (это его вторая полноформатная постановка) Кехман не появляется. Хотя, думаю, он блестяще бы вписался в этот ультратрадиционный спектакль, задача которого, по словам самого Новикова, одна: вернуть оперу в репертуары театров.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАРИННАЯ СКАЗКА В IT-УПАКОВКЕ

    «Турандот». Дж. Пуччини.
    Ростовский музыкальный театр.
    Дирижер Андрей Иванов, режиссер Павел Сорокин, художник Вячеслав Окунев, хормейстер Елена Клиничева.

    Театр решает поговорить со зрителями-слушателями на языке, который нынче решительно вытесняет лексику, вроде не успевшую состариться, но для молодежи уже не предпочтительную. В качестве этой «лексики» избрана пиксельная графика. С помощью растрового графического редактора смоделированы конструкции, которые оживают, принимают полноценный человеческий облик и вступают в отношения, порой с трудом поддающиеся логическому объяснению.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФИГУРЫ БЕЗ КОНТУРА

    «Орфей спускается в ад». Т. Уильямс.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров.

    В ремарках своих пьес Теннесси Уильямс подробно и очень настойчиво описывает место действия, перемены картин, внешность и даже переживания персонажей. В этом плане ничто не напоминает авторских описаний «Орфея» при начале сценического действия. Нет здесь ни второго этажа, где лежит в своей постели смертельно больной Джейб Торренс, ни ведущей к нему лестницы, на площадке которой разворачиваются многие события пьесы. Уточню: в логике «Орфея» значение имеет не буквальное соответствие места, а эта его двухуровневая организация, где уровни противопоставлены друг другу. Один — территория Джейба Торренса. Другой — территория Лейди и Вэла...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОМНАТА ЖЕЛАНИЙ

    «Дальше».
    Томский театр юного зрителя.
    Режиссер Дмитрий Гомзяков, художник Евгений Лемешонок.

    Что будет с театром, что будет с человечеством, что будет с планетой и что будет конкретно со мной? Такими вопросами задаешься во время и после спектакля Томского ТЮЗа «Дальше», который поставил Дмитрий Гомзяков. Хотя «поставил», наверное, не слишком точное слово. Скорее он создал среду, в которой актерам и зрителям комфортно размышлять над своим прошлым и искать в нем ответы на вопрос, что будет дальше.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА

    «A L O L A J. История в 12 струнах». К. Бесолти.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Мария Сиукаева, художник Ольга Богатищева.

    Когда едешь в северный город Ханты-Мансийского автономного округа на спектакль по народному эпосу, то менее всего ожидаешь, что он будет осетинским. В округе живут свои коренные малочисленные народы — ханты и манси, а вот осетин в Нягани всего один.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СУРОК НА КРАНЕ И В АКВАРИУМЕ

    «Сотворение мира». Й. Гайдн.
    Компания «Фура дель Бауш».
    Художественный руководитель, режиссер и сценограф Карлуш Падрисса.

    Так уж повелось, что «Фура дель Бауш» — это имя, вес, гарантия масштаба, зрелища, невиданности. Звучит-то как — Фура, да еще и дель Бауш. Коллектив, зарекомендовавший себя как вечный апологет эксперимента — беспроигрышный партнер любого фестиваля и праздника. Поставщик оригинальности, так сказать.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ ПО МАЛЬЧИКАМ

    «В окопах Сталинграда». По повести В. Некрасова.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.

    Все солдатики, которые час двадцать, что идет спектакль, сидят в блиндаже, много курят и рассказывают о себе, — мертвы. Сергей Женовач любит бездейственные истории, опирающиеся только на силу литературы, на значимость слов. Впервые из того, что я видела у него из серии «Женовач и МХТ», это работает на сто процентов. Хотя про войну, но Первую мировую, у него уже были «Бег» и «Белая гвардия», а под его кураторством — «Сахарный немец» его ученика Уланбека Баялиева.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЦИОЛКОВСКИЙ. ГИМН ВЕЛИКОЙ МЕЧТЕ

    «Циолковский». Б. Павлович.
    Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль).
    Режиссер-постановщик Борис Павлович, художники Александр Мохов и Мария Лукка.

    Калужский чудак Константин Циолковский в Театре имени Волкова. Один день из жизни, вместивший полеты и падения русского Икара.

    Он довольно молод, страшно застенчив, абсолютно не приспособлен к быту, учительствует в женском епархиальном училище, платонически влюблен в своих учениц. Въезжает на сцену на велосипеде, разговаривает сам с собой, ничего не слышит — и, однако ж, являет собой самого настоящего гения в совсем неподходящих условиях российской провинции рубежа XIX–XX веков.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ

    «Вещественные доказательства».
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ксения Перетрухина.

    Борис Павлович продолжает изучать документальный театр, облекая исследование в форму практического сотворчества. В камерном пространстве театра Karlsson Haus зрителей ждет настоящий музей, экспонаты которого в течение нескольких месяцев собирались со всех желающих. Ложка, носки, порванные струны, книга, губная помада и многие другие, никак не связанные друг с другом бытовые вещи, как и в обычном музее, обрастают смыслом, благодаря хорошей экскурсии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОЧЬ ИЗ КЛЕТКИ

    «Нос». Н. В. Гоголь.
    Севастопольский ТЮЗ.
    Автор инсценировки, сценограф и режиссер-постановщик Яна Тумина, композитор Дмитрий Максимачев, художник по костюмам Анис Кронидова, хореограф Алишер Хасанов, художник по свету Василий Ковалев.

    Творческий вираж Яны Туминой в сторону Гоголя был ожидаем и в каком-то смысле закономерен. После Гофмана, Андерсена и Пушкина, пронизанных в режиссерских решениях многочисленными сюжетными аллюзиями, до Гоголя был ровно один шаг. Вот он случился и, наверное, впервые обозначил свойственные Туминой аберрации не только на уровне сюжета, но в пределах актуального событийного и даже географического пространства. Яна Тумина выступает в своем новом спектакле не только режиссером, но и автором инсценировки, и сценографом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСПОВЕДЬ В.

    «Интервью В.» По мотивам книги А. Вертинского «Дорогой длинною».
    Театр Ненормативной Пластики.
    Режиссер Роман Каганович, сценография и костюмы Александра Мохова и Марии Лукки.

    Жесткий свет пробивает снизу стеклянный стол, контрастно прорисовывая туловище нагого мужчины, графично выписывая контуры и фактуру тела. Как витрувианский человек, этот герой лишен каких-либо личностных признаков своего документального прототипа. Мужчина упирается взглядом в задник тряпочной непробиваемой занавески, поднимает напряженные руки, истово молит невидимого властителя о позволении вернуться домой. Спектакль начинается с высокого градуса накала, а эта сцена напоминает Страшный суд: все мирское осталось в стороне, родина для героя — рай на земле. Мы слышим голос, обрамленный безупречностью театрального выговора, силящийся замаскировать формальностью срывающиеся ноты отчаяния. Мы не видим глаз, не видим лица. Сергей Азеев, играющий Вертинского, стоит к зрителю спиной. Переломный момент в судьбе героя преобразован в трансляцию состояния, посыл — отраженный от стен — возвращается зрителю как обостренное обстоятельство, в котором будет развиваться дальнейшее действие.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВСЕ ХОРОШО, ВСЕ ПРАВИЛЬНО?

    «Красный цветок». По рассказам Вс. Гаршина.
    Санкт-Петербургский Городской театр.
    Автор сценической версии и режиссер Антон Корнилов.

    Спектакль Антона Корнилова спасает всех. Мятущуюся совесть Гаршина — от парадоксов, героев его рассказов — от страданий. Зрителей — от тяжелых дум. Перед нами добрая сказка, Гаршин лайт-версия. И удивительный по сложности и новизне пафос: война — плохо, альтруизм — хорошо. Зло не прижилось в этой истории, и борьба прошла без жертв. Можно сорвать красный цветок и спокойно жить дальше.

    В основу спектакля положены три рассказа — «Красный цветок», «Трус» и «Четыре дня», — действие которых развивается параллельно, образуя какую-то нескладывающуюся мозаику. Как целое они, вероятно, должны были монтироваться в коллаж, но события перебивают друг друга — ассоциативные и логические связи хромают.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА», ИЛИ ВОССТАВШИЕ ИЗ АДА

    «Смерть Тарелкина». А. В. Сухово-Кобылин.
    Псковский театр драмы.
    Режиссер Хуго Эрикссен, художник Ютта Роттэ.

    В редакции Псковского театра драмы провиденциальный текст Сухово-Кобылина превратился в «криминальное чтиво».

    Режиссер Хуго Эрикссен и художник-постановщик Ютта Роттэ предложили поиграть в киношный постмодернизм: поместили действие в длинные и тесные, как гробы, грузовые контейнеры на колесах: открывается борт, и зритель оказывается в обшарпанной питерской квартире из «Улиц разбитых фонарей», где Тарелкин инсценирует свою смерть и похороны...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В ПОИСКАХ РАДОСТИ

    «Вечно живые. История в лицах».
    Театр «Современник».
    Режиссер Виктор Рыжаков, художник Николай Симонов.

    Весна в Москве. Тепло. Цветут бульвары. На Чистых прудах — сирень и одноразовая акция — документальный спектакль «Вечно живые. История в лицах». Ею театр «Современник» отпраздновал 15 мая свое 65-летие.

    Читать дальше | Комментарии (0)