
-
Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Романа Муромцева «Шатуны». Открываем материал Наталии Дьяченко об этом спектакле из номера 104 и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.
-
«больше чем меньше». По мотивам романа Э. Елинек «Любовницы».
Театр Поколений.
Режиссер Алина Никольская.Роман «Любовницы» написан австрийской писательницей — современным классиком — Эльфридой Елинек в 1975 году. Свежим материалом для театра его никак не назовешь. На первый план в романе выходит социальная критика: сатира на общество потребления, обывательское сознание, мир покупающихся и продающихся симулякров. Необычна избранная Елинек жанровая форма — пародия на женский роман, повествовательная интонация где-то между притчевой благостностью и разоблачающим пафосом брехтовского зонга. Помимо того, что роман гомерически смешной и острый, он еще удивительно музыкальный. Елинек обладает тонким поэтическим даром, который в сочетании с сатирой порождает гротескность и специфическую театральность ее текстов.
-
«Брак с ветром». Е. Корняг, К. Аверкова.
Республиканский театр белорусской драматургии в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсисян.На темном пиршестве богов и Бога, различных тварей и существ, с поддержкой духов рода и небольшим количеством живых и мертвых белорусов, случилось ветер поженить. Да вот не знаем, поможет ли это разломленной земле и пантеону разлом дальнейший умолить.
-
Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина». В нашем блоге этот спектакль рецензировал Андрей Кириллов. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.
-
«Passionaria/Пассионария».
Танцевальная компания «La Veronal» (Испания) в рамках IX Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Хореография Маркоса Морау совместно с артистами.Планета, населенная искусственными системами, (почему-то) похожими на людей. В кратком виде концепция «Пассионарии» Маркоса Морау похожа на завязку научной фантастики или антиутопию. Первые минуты в пустоватом, стерильном доме под «Страсти по Иоанну» Баха усиливают впечатление. Но «Пассионария» обманывает. Это и вправду особый мир. Однако главное в нем — не превращение людей в суррогаты. Морау собирает на сцене острые темы: корреляция шаблона «власть (владение)/белые люди», высокое эмоциональное напряжение, нагрузка на работающих людей.
-
«Изменчивая сила любви».
Театральная компания Трубляйн / Ян Фабр (Бельгия) на сцене Гоголь-Центра в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Режиссер, хореограф, сценограф и автор текста Ян Фабр.Яна Фабра любят и ненавидят за одно и то же: бесстрашие, бескомпромиссность и безудержную провокацию. На моем коротком веку с его спектаклей уходили либо с тихим шепотом «гений», либо с несдержанным криком «мерзость». После показа «Изменчивой силы любви» доносилось лишь «как скучно» и «Фабр сдал». Но если хотя бы немного затронуть бельгийский контекст, оказывается, что эта постановка со всей ее размеренностью и гомогенностью — самый настоящий акт реактивного сопротивления.
-
«Город Эн». Л. Добычин.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.Леонид Добычин — писатель не большой, но писатель тонкой и грустной музыкальной настройки. Он и сам о себе писал скромно: «Я не занимаюсь литературой. Будни я теряю в канцелярии, дома у меня нет своего стола, нас живет пять человек в одной комнате. Те две-три штучки, которые я написал, я писал летом на улице или когда у меня болело горло и я сидел дома» (это из письма Чуковскому).
-
«На всякого мудреца».
Театр Наций.
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.В своем новом спектакле «На всякого мудреца» в Театре Наций Константин Богомолов заговаривает свои страхи. Перед властью, перед жизнью, перед потерей близких наконец. Он не хочет в них признаваться, но их легко разглядеть сквозь отвязный, на грани (и за гранью) вкуса текст, капустнические репризы и приемы Comedy Club. Однако начнем издалека.
-
Неделю назад в Санкт-Петербурге награждали победителей «Прорыва-2021» — театральной премии для молодых. Тех, кто в сезоне 2019/20 оказался, по мнению жюри, достоин статуэтки, все заинтересованные уже знают, не об этом пойдет и речь.
Едва ли не больше споров породили в этом году не названные имена, а сама церемония награждения — и это при том, что в истории «Прорыва» бывало уже всякое. И беззвучное действие от Дмитрия Волкострелова, и комический суд от театральных фриков «Организмы», и пронзительная трогательность Ивана Пачина, посвятившего свою версию всем мамам участников. Понятно, что каждый раз приглашенные режиссеры ищут возможности не свалиться в традиционный формат объявления победителей и выслушивания благодарностей. Возможно, сейчас это желание стало еще острее, ведь в наше непростое время все ждут от публичных выступлений остроты, вскрытия нарывов, слов в защиту политзаключенных или, как минимум, высказывания об актуальных проблемах театрального сообщества.
-
«Бешеный хворост». О. Маслов.
Московский театр «Школа современной пьесы» в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер и сценограф Иосиф Райхельгауз, художник по костюмам Виктория Севрюкова.На ковер к директору вызвали десятиклассника: он, ученик самого престижного в городе лицея, был задержан полицией на митинге. С ним был еще один, кого полиция упустила. Директору важно знать его имя, чтобы наутро представить фамилии нарушителей властям. Иначе — крест на ее карьере, а директриса метит в региональные министры... Таков зачин спектакля «Бешеный хворост», премьера которого прошла на сцене «Школы современной пьесы».
-
«Идиот». Ф. М. Достоевский.
Рязанский областной театр юного зрителя (Театр на Соборной).
Режиссер Наталия Лапина, сценография Николая Слободяника, художник по костюмам Татьяна Виданова.На программке спектакля «Идиот» Наталии Лапиной в Рязанском ТЮЗе изображен увесистый кирпич с гравировкой даты выхода романа Достоевского. Трактовать его, конечно, можно по-разному. Но я воспринимаю кирпич как условную тяжесть, которую решил поднять своими лишенными бицепсов (финансовых и прочих ресурсов) руками детский провинциальный театр. Решил, потому что обстоятельства довлеют: с одной стороны, 200-летний юбилей классика, с другой — школьная программа.
-
Продолжает свою работу XXXI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Сегодня на большой сцене идёт спектакль Андрея Прикотенко «Петерс», поставленный им в новосибирском театре «Старый дом». В номере 102 «Петербургского театрального журнала» этот спектакль рецензировала Мария Кожина. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.
-
«Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)».
Театр Наций в рамках Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Идея Ингеборги Дапкунайте и Саввы Савельева, режиссер и художник Савва Савельев.Что такое настоящее театральное счастье?
Это когда в ночи летишь домой после спектакля и не чуешь под собой ног. Когда не можешь заснуть от радостного возбуждения. Когда на следующее утро встаешь бодрая и довольная, хотя накануне умирала от усталости, а впереди день, полный забот и хлопот. Когда настолько влюблена в спектакль, что сто раз переслушиваешь единственную прозвучавшую в нем песню и даже пытаешься ее напеть, хотя с детства начисто лишена слуха и голоса. Когда начинаешь советовать во что бы то ни стало сходить на премьеру друзьям и знакомым, которые звонят и пишут совсем по другим вопросам. Когда все время вспоминаешь отдельные реплики и мизансцены, ведешь внутренний диалог, думаешь, что, как и почему тут работает. И в итоге не выдерживаешь и — несмотря на занятость — все бросаешь и садишься писать текст.
-
Сегодня в 21:20 в возрожденной на Первом канале программе Александра Гордона «Закрытый показ» покажут фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто». Его телевизионная премьера приурочена к 85-летию Аллы Демидовой. Среди приглашенных гостей будут Вениамин Смехов, Евгений Марголит, Борис Нелепо, Алена Долецкая, Павел Каплевич, Максим Кронгауз и другие. Мы призываем всех неравнодушных посмотреть это творческое высказывание о судьбе неординарной актрисы, а пока публикуем текст Марины Дмитревской об этом фильме. И ждем вас после «Закрытого показа» в нашем открытом для комментирования блоге.
-
28 сентября в Доме актера состоялось открытие посмертной выставки Инны Габай, а также презентация книги о ней. Куратор Совета по театрально-декорационному искусству Елена Амербекьян высказала благодарность всем, кто участвовал в создании выставки и книги, и отметила, что эскизы предоставлены семьей, а подлинные сценические костюмы, экспонирующиеся в Синей гостиной, относятся к давно не идущему репертуару и сохранились в костюмерных БДТ, МДТ, театров Комиссаржевской и Комедии именно потому, что там работают люди, понимающие уникальную ценность этих вещей.
-
О XVIII фестивале театров кукол «Рязанские смотрины»
На одном из старейших российских фестивалей «Рязанские смотрины» нет жюри из критиков, которые бы обсуждали спектакли и распределяли награды. На заключительной церемонии в Рязанском областном театре кукол — он «хозяин» форума — каждый из коллективов выступил со своим номером, а также мог вручить свой личный приз коллегам из другого театра. Закрытие прошло увлекательно и весело. Но как критик я столкнулся вот с какой трудностью.
-
Конкурс молодых хореографов и привязанный к нему одноименный Вечер был неизменной частью фестиваля Context c 2013 года. Новые хедлайнеры, расширение географии, даже пандемия, порядком нарушившая планы, — вокруг происходило что угодно, но зрители всегда находили это событие в афише. К спискам участников конкретных лет можно придираться (бывало всякое, вплоть до полностью пуантной программы под вывеской «современная хореография»). Можно обсуждать, кого наградили (как при любом соревновании, наверное, у всех следящих есть минимум один год в жанре «что это было?»). Можно, наконец, вспоминать, сколько новых хореографов появлялось в первые годы (действительно много; большинство «держат» репертуары самых разных компаний, а самые успешные, вроде Владимира Варнавы, буквально успевают везде), и сетовать, что под занавес команда стала не столько открывать имена, сколько закреплять известные.
-
«Коварство и любовь». Ф. Шиллер.
Сургутский музыкально-драматический театр.
Режиссер Антье Вебер, художник Мартин Фишер.Приехав в Сургут и в Сургутский музыкально-драматический театр впервые, на премьеру «Коварства и любви», я обратила внимание на то, как город и его атмосфера отразились в спектакле. Я считала, что с погодой повезло — серое дождевое небо не опрокидывалось на меня каждый раз, как я выходила из машины, а уже потравленные морозцем разноцветные листья и вовсе радовали. Но активно работали трубы ГРЭС-2, постоянно вываливая дым в высокое небо, серое растворялось в темно-сером и становилось неотличимо от окраса речной воды и цвета мокрого бетона, грязи под ногами.
-
Мрачный цирк и социальность, имитация психологизма и бурятские мигранты, развод родителей и пластическое сочинение о сотворении мира. В эклектизме афише «Артмиграции-2021» не откажешь, и все-таки программа не кажется пестрой.
Рассказываем о трех главных событиях фестиваля молодой режиссуры. -
Сегодня начинает свою работу XXXI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В день открытия на большой сцене покажут совместный проект продюсера Леонида Робермана с Электротеатром «Станиславский» (Москва, Россия) «Сад» в постановке Дениса Азарова. В преддверии показа отсылаем к рецензиям Марины Шимадиной и Натальи Ртищевой в нашем блоге.
комментарии