Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • «ШАТУНЫ» РОМАНА МУРОМЦЕВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Романа Муромцева «Шатуны». Открываем материал Наталии Дьяченко об этом спектакле из номера 104 и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.

    Читать дальше | Комментарии
  • «БОЛЬШЕ ЧЕМ МЕНЬШЕ» В ТЕАТРЕ ПОКОЛЕНИЙ

    «больше чем меньше». По мотивам романа Э. Елинек «Любовницы».
    Театр Поколений.
    Режиссер Алина Никольская.

    Роман «Любовницы» написан австрийской писательницей — современным классиком — Эльфридой Елинек в 1975 году. Свежим материалом для театра его никак не назовешь. На первый план в романе выходит социальная критика: сатира на общество потребления, обывательское сознание, мир покупающихся и продающихся симулякров. Необычна избранная Елинек жанровая форма — пародия на женский роман, повествовательная интонация где-то между притчевой благостностью и разоблачающим пафосом брехтовского зонга. Помимо того, что роман гомерически смешной и острый, он еще удивительно музыкальный. Елинек обладает тонким поэтическим даром, который в сочетании с сатирой порождает гротескность и специфическую театральность ее текстов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ ЯН, ЗАВТРА ИВАН

    «Брак с ветром». Е. Корняг, К. Аверкова.
    Республиканский театр белорусской драматургии в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсисян.

    На темном пиршестве богов и Бога, различных тварей и существ, с поддержкой духов рода и небольшим количеством живых и мертвых белорусов, случилось ветер поженить. Да вот не знаем, поможет ли это разломленной земле и пантеону разлом дальнейший умолить.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» ОСКАРАСА КОРШУНОВАСА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина». В нашем блоге этот спектакль рецензировал Андрей Кириллов. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.

    Читать дальше | Комментарии
  • СЛИШКОМ УМНЫЙ ДОМ

    «Passionaria/Пассионария».
    Танцевальная компания «La Veronal» (Испания) в рамках IX Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
    Хореография Маркоса Морау совместно с артистами.

    Планета, населенная искусственными системами, (почему-то) похожими на людей. В кратком виде концепция «Пассионарии» Маркоса Морау похожа на завязку научной фантастики или антиутопию. Первые минуты в пустоватом, стерильном доме под «Страсти по Иоанну» Баха усиливают впечатление. Но «Пассионария» обманывает. Это и вправду особый мир. Однако главное в нем — не превращение людей в суррогаты. Морау собирает на сцене острые темы: корреляция шаблона «власть (владение)/белые люди», высокое эмоциональное напряжение, нагрузка на работающих людей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПРАВДАНИЕ ИЗМЕНЧИВОЙ СИЛЫ ФАБРА

    «Изменчивая сила любви».
    Театральная компания Трубляйн / Ян Фабр (Бельгия) на сцене Гоголь-Центра в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
    Режиссер, хореограф, сценограф и автор текста Ян Фабр.

    Яна Фабра любят и ненавидят за одно и то же: бесстрашие, бескомпромиссность и безудержную провокацию. На моем коротком веку с его спектаклей уходили либо с тихим шепотом «гений», либо с несдержанным криком «мерзость». После показа «Изменчивой силы любви» доносилось лишь «как скучно» и «Фабр сдал». Но если хотя бы немного затронуть бельгийский контекст, оказывается, что эта постановка со всей ее размеренностью и гомогенностью — самый настоящий акт реактивного сопротивления.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕНАСТРОЕННОЕ ПИАНИНО

    «Город Эн». Л. Добычин.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Леонид Добычин — писатель не большой, но писатель тонкой и грустной музыкальной настройки. Он и сам о себе писал скромно: «Я не занимаюсь литературой. Будни я теряю в канцелярии, дома у меня нет своего стола, нас живет пять человек в одной комнате. Те две-три штучки, которые я написал, я писал летом на улице или когда у меня болело горло и я сидел дома» (это из письма Чуковскому).

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • КОРОЛИ И КАПУСТА

    «На всякого мудреца».
    Театр Наций.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.

    В своем новом спектакле «На всякого мудреца» в Театре Наций Константин Богомолов заговаривает свои страхи. Перед властью, перед жизнью, перед потерей близких наконец. Он не хочет в них признаваться, но их легко разглядеть сквозь отвязный, на грани (и за гранью) вкуса текст, капустнические репризы и приемы Comedy Club. Однако начнем издалека.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕНЬ ВИДИМОСТИ

    Неделю назад в Санкт-Петербурге награждали победителей «Прорыва-2021» — театральной премии для молодых. Тех, кто в сезоне 2019/20 оказался, по мнению жюри, достоин статуэтки, все заинтересованные уже знают, не об этом пойдет и речь.

    Едва ли не больше споров породили в этом году не названные имена, а сама церемония награждения — и это при том, что в истории «Прорыва» бывало уже всякое. И беззвучное действие от Дмитрия Волкострелова, и комический суд от театральных фриков «Организмы», и пронзительная трогательность Ивана Пачина, посвятившего свою версию всем мамам участников. Понятно, что каждый раз приглашенные режиссеры ищут возможности не свалиться в традиционный формат объявления победителей и выслушивания благодарностей. Возможно, сейчас это желание стало еще острее, ведь в наше непростое время все ждут от публичных выступлений остроты, вскрытия нарывов, слов в защиту политзаключенных или, как минимум, высказывания об актуальных проблемах театрального сообщества.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕМАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

    «Бешеный хворост». О. Маслов.
    Московский театр «Школа современной пьесы» в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер и сценограф Иосиф Райхельгауз, художник по костюмам Виктория Севрюкова.

    На ковер к директору вызвали десятиклассника: он, ученик самого престижного в городе лицея, был задержан полицией на митинге. С ним был еще один, кого полиция упустила. Директору важно знать его имя, чтобы наутро представить фамилии нарушителей властям. Иначе — крест на ее карьере, а директриса метит в региональные министры... Таков зачин спектакля «Бешеный хворост», премьера которого прошла на сцене «Школы современной пьесы».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ РОМАНА

    «Идиот». Ф. М. Достоевский.
    Рязанский областной театр юного зрителя (Театр на Соборной).
    Режиссер Наталия Лапина, сценография Николая Слободяника, художник по костюмам Татьяна Виданова.

    На программке спектакля «Идиот» Наталии Лапиной в Рязанском ТЮЗе изображен увесистый кирпич с гравировкой даты выхода романа Достоевского. Трактовать его, конечно, можно по-разному. Но я воспринимаю кирпич как условную тяжесть, которую решил поднять своими лишенными бицепсов (финансовых и прочих ресурсов) руками детский провинциальный театр. Решил, потому что обстоятельства довлеют: с одной стороны, 200-летний юбилей классика, с другой — школьная программа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ПЕТЕРС» АНДРЕЯ ПРИКОТЕНКО НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Продолжает свою работу XXXI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Сегодня на большой сцене идёт спектакль Андрея Прикотенко «Петерс», поставленный им в новосибирском театре «Старый дом». В номере 102 «Петербургского театрального журнала» этот спектакль рецензировала Мария Кожина. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.

    Читать дальше | Комментарии
  • ИНГЕБОРГА ДАПКУНАЙТЕ, С ЛЮБОВЬЮ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ

    «Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)».
    Театр Наций в рамках Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
    Идея Ингеборги Дапкунайте и Саввы Савельева, режиссер и художник Савва Савельев.

    Что такое настоящее театральное счастье?

    Это когда в ночи летишь домой после спектакля и не чуешь под собой ног. Когда не можешь заснуть от радостного возбуждения. Когда на следующее утро встаешь бодрая и довольная, хотя накануне умирала от усталости, а впереди день, полный забот и хлопот. Когда настолько влюблена в спектакль, что сто раз переслушиваешь единственную прозвучавшую в нем песню и даже пытаешься ее напеть, хотя с детства начисто лишена слуха и голоса. Когда начинаешь советовать во что бы то ни стало сходить на премьеру друзьям и знакомым, которые звонят и пишут совсем по другим вопросам. Когда все время вспоминаешь отдельные реплики и мизансцены, ведешь внутренний диалог, думаешь, что, как и почему тут работает. И в итоге не выдерживаешь и — несмотря на занятость — все бросаешь и садишься писать текст.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАРИК, СТАРУХА И ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ В БАШНЮ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ

    Сегодня в 21:20 в возрожденной на Первом канале программе Александра Гордона «Закрытый показ» покажут фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто». Его телевизионная премьера приурочена к 85-летию Аллы Демидовой. Среди приглашенных гостей будут Вениамин Смехов, Евгений Марголит, Борис Нелепо, Алена Долецкая, Павел Каплевич, Максим Кронгауз и другие. Мы призываем всех неравнодушных посмотреть это творческое высказывание о судьбе неординарной актрисы, а пока публикуем текст Марины Дмитревской об этом фильме. И ждем вас после «Закрытого показа» в нашем открытом для комментирования блоге.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОСТАВИВШАЯ СЛЕД

    28 сентября в Доме актера состоялось открытие посмертной выставки Инны Габай, а также презентация книги о ней. Куратор Совета по театрально-декорационному искусству Елена Амербекьян высказала благодарность всем, кто участвовал в создании выставки и книги, и отметила, что эскизы предоставлены семьей, а подлинные сценические костюмы, экспонирующиеся в Синей гостиной, относятся к давно не идущему репертуару и сохранились в костюмерных БДТ, МДТ, театров Комиссаржевской и Комедии именно потому, что там работают люди, понимающие уникальную ценность этих вещей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СМОТРИ ИЛИ СЛУШАЙ?

    О XVIII фестивале театров кукол «Рязанские смотрины»

    На одном из старейших российских фестивалей «Рязанские смотрины» нет жюри из критиков, которые бы обсуждали спектакли и распределяли награды. На заключительной церемонии в Рязанском областном театре кукол — он «хозяин» форума — каждый из коллективов выступил со своим номером, а также мог вручить свой личный приз коллегам из другого театра. Закрытие прошло увлекательно и весело. Но как критик я столкнулся вот с какой трудностью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КУДА НАМ ПЛЫТЬ: ТАНЕЦ НА НЕРВАХ И В СОЦСЕТЯХ

    Конкурс молодых хореографов и привязанный к нему одноименный Вечер был неизменной частью фестиваля Context c 2013 года. Новые хедлайнеры, расширение географии, даже пандемия, порядком нарушившая планы, — вокруг происходило что угодно, но зрители всегда находили это событие в афише. К спискам участников конкретных лет можно придираться (бывало всякое, вплоть до полностью пуантной программы под вывеской «современная хореография»). Можно обсуждать, кого наградили (как при любом соревновании, наверное, у всех следящих есть минимум один год в жанре «что это было?»). Можно, наконец, вспоминать, сколько новых хореографов появлялось в первые годы (действительно много; большинство «держат» репертуары самых разных компаний, а самые успешные, вроде Владимира Варнавы, буквально успевают везде), и сетовать, что под занавес команда стала не столько открывать имена, сколько закреплять известные.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРЕОДОЛЕВАЯ ГЕОМЕТРИЮ

    «Коварство и любовь». Ф. Шиллер.
    Сургутский музыкально-драматический театр.
    Режиссер Антье Вебер, художник Мартин Фишер.

    Приехав в Сургут и в Сургутский музыкально-драматический театр впервые, на премьеру «Коварства и любви», я обратила внимание на то, как город и его атмосфера отразились в спектакле. Я считала, что с погодой повезло — серое дождевое небо не опрокидывалось на меня каждый раз, как я выходила из машины, а уже потравленные морозцем разноцветные листья и вовсе радовали. Но активно работали трубы ГРЭС-2, постоянно вываливая дым в высокое небо, серое растворялось в темно-сером и становилось неотличимо от окраса речной воды и цвета мокрого бетона, грязи под ногами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФАКТЫ, ЧУВСТВА, ВЫХОД ВВЕРХ

    Мрачный цирк и социальность, имитация психологизма и бурятские мигранты, развод родителей и пластическое сочинение о сотворении мира. В эклектизме афише «Артмиграции-2021» не откажешь, и все-таки программа не кажется пестрой.
    Рассказываем о трех главных событиях фестиваля молодой режиссуры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «САД» ДЕНИСА АЗАРОВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня начинает свою работу XXXI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В день открытия на большой сцене покажут совместный проект продюсера Леонида Робермана с Электротеатром «Станиславский» (Москва, Россия) «Сад» в постановке Дениса Азарова. В преддверии показа отсылаем к рецензиям Марины Шимадиной и Натальи Ртищевой в нашем блоге.

    Читать дальше | Комментарии