
-
Пару дней назад на сайте Российской национальной театральной премии «Золотая маска» появились списки номинантов и лонг-лист спектаклей сезона 2021/2022 годов. Вчитываясь в этот отнюдь не короткий перечень, мы в редакции «Петербургского театрального журнала» вдруг осознали, что большинство из указанных в нем спектаклей были описаны нашими авторами в блоге или на страницах бумажной версии журнала. И если увидеть их обычному зрителю представляется задачей все-таки труднодостижимой, то прочитать о них можно, что называется, не сходя с дивана. Удобно же. Делимся с вами ссылками на наши материалы по номинантам и спектаклям из лонг-листа.
-
О фестивале молодой режиссуры
Прежде фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» проводился в Москве. Куда царевичи-режиссеры стрелы свои пустили, в каком региональном театре спектакль суженый поставили — все свозили к боярам столичным для смотру и одобрения. Кто кому воспротивился, понять сложно, да вот только решил фестиваль жить по укладу новому: поехали участники на смотрины в Екатеринбург. С удивлением для одних и очевидностью для других выяснилось, что Буян-Ебург тоже не лыком шит, и идею поддержать может, и доказать картографам разным, отмечавшим на театральной карте болото сплошной штриховкой, что есть в уездах если не потерянный рай, то зимние сады гвидонских кущ.
-
«Алые паруса». М. Дунаевский.
Чехов-центр (Южно-Сахалинск).
Режиссер Сусанна Цирюк, художник Кирилл Пискунов.Мюзикл как вид музыкального театра взывает к публике доверчивой и открытой. Не обещает философских глубин осмысления тем классической и не очень классической литературы, хотя часто на нее опирается. Он обращен к внутренней подвижности, даже физической моторике и сильной эмоции тех, кто почитает современные ритмы и мелодику и не сравнивает каждый миг спектакля с высокими образцами. Особенно с академической классикой, потому что у мюзикла давно имеется своя. Лет сто, как образовалась. С собственными законами и правилами.
-
«Лабардан-с». Сценическая версия СТИ по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
Студия театрального искусства.
Режиссер Сергей Женовач, сценография Александра Боровского, художник по свету Дамир Исмагилов, композитор Григорий Гоберник.Действие спектакля происходит в бане. И сам по себе этот ход достаточно рискован с любых точек зрения. Начнем с того, что идея не нова — много сюжетов, в том числе и классических, уже разыгрывалось в разных помывочных заведениях, которые намекали и на зону комфорта, и на некое чистилище. А продолжим простым соображением: держать героев на протяжении всей пьесы в одной и той же специфической среде — это жесткий концепт, который неизбежно подгоняет спектакль под единственную образную и смысловую доминанту, грозящую наскучить зрителю задолго до конца представления. Однако Сергей Женовач и его постоянный соавтор, художник Александр Боровский, давно уже полюбили такой метод. И частокол берез в «Трех сестрах», и стены психиатрической клиники в «Мастере и Маргарите», и коммунальный дом с ячейками-квартирами в «Самоубийце» — режиссера и сценографа почему-то упорно не пугают концептуальные «единые установки», более того, они продолжают на них настаивать.
-
«Ленин из Ревды».
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура, драматурги Дмитрий Крестьянкин и Екатерина Шихова.Дмитрий Крестьянкин — режиссер-исследователь русской социальщины, автор документальных спектаклей «Планета людей» (спектакль-вербатим с курсом С. Д. Бызгу), «Квадрат» («Плохой театр»), «Красный фонарь» (спектакль в кабинете Теляковского и о Теляковском в Театральном музее). Исследуя Россию, режиссер обращается к жанру сайт-специфика и разновременным материалам, либо показывая влияние истории на разум народа, либо наблюдая в современности актуальность и неподвижность русской идеи.
-
«Мандельштам. Воронежские тетради».
Воронежский театр кукол имени В. Вольховского.
Режиссер и художник Руслан Кудашов.Многие из тех, кто интересуется литературой, слышали о Воронеже прежде всего как о месте, где отбывал ссылку Осип Мандельштам. Ассоциация не из приятных, хотя Надежда Яковлевна Мандельштам называет в своих мемуарах это время «благополучным», а саму ссылку, или «воронежскую передышку» — «неслыханным счастьем». Три года, что Мандельштам провел здесь, подарили миру цикл «Воронежские тетради», ставшие важной вехой в зрелом творчестве поэта, давно отмежевавшегося от акмеизма и утвердившегося в своем неповторимом слоге и языке.
-
На Камчатке прошла лаборатория Театра Наций
...Трем режиссерам предстояло за пять дней поставить эскизы по «Гранатовому браслету» Александра Куприна, «Анне Карениной» Льва Толстого и «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова в интерпретации современных авторов в Театре драмы и комедии на Камчатке, где Театр Наций провел лабораторию по современной драматургии, как это ни парадоксально, посвященную русской классике.
-
О спектаклях Мило Рау и Кристофера Рюпинга
В спектаклях Мило Рау «Everywoman» (показан на Осеннем фестивале в Париже) и недавней премьере Кристофера Рюпинга в цюрихском Шаушпильхаусе — формально ничего общего. Но по сути оба они о сильных женщинах, которые не боятся своей слабости.
-
«Алма-Ата’89».
Театр ARTиШОК (г. Алматы).
Режиссеры Дмитрий Мышкин и Ирина Михейшина, художник Антон Болкунов.В российском театре уже сложилась целая традиция разговора о перестройке и развале СССР. Почти всегда в таких спектаклях есть ностальгия, которая смешивается с неоправдавшимися надеждами, есть боль одних и радость других, есть «Лебединое озеро» и «Я ухожу», а еще «Перемен!». Тем интереснее было посмотреть спектакль «Алма-Ата’89», где те же темы и обстоятельства рассматриваются не со стороны носителей имперского сознания (пусть даже невольно), а со стороны тех, кто отделился. Один из режиссеров спектакля — Дмитрий Мышкин — хоть и представитель российской школы (выпускник магистратуры Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ), но родом из Казахстана, а мультикультурная труппа ARTиШОКа идеально подошла для подобного разговора.
-
«Тревожные люди». Ф. Бакман.
Мирнинский театр.
Режиссер и автор инсценировки Иван Комаров, саунд-дизайнер Ян Кузьмичев.Детективный жанр, так хорошо востребованный в кино, редко получается на сцене. Тем более, если за детективом стоит психология тринадцати персонажей, каждый из которых может оказаться главным подозреваемым. Роман Фредерика Бакмана «Тревожные люди» — скорее, игра в разные виды детектива: в полицейский детектив, где расследование ведут два полицейских; в «убийство в закрытой комнате», где злоумышленник исчезает неизвестно куда, оставив на полу лужу крови. Но еще — это достоверное наблюдение за людьми в разных жизненных обстоятельствах.
-
«Новая оптимистическая».
МХТ им. А. П. Чехова.
Сочинение Константина Богомолова. Художник Лариса ЛомакинаСамое время! Никогда Константин Богомолов не был так предельно социально чуток и заострен по вопросу актуальной повестки. Никогда так бесстрашно не бросал все силы на то, чтобы «обличить обличенное» («защищать защищенное и ограждать огражденное» — впереди). Что может быть в нынешней актуальнее самого театра? Ему и посвящен новый спектакль.
-
«Двойник». Ф. М. Достоевский.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Ярослав Рахманин, художник Константин Соловьев, художники мультимедиа Константин Соловьев и Вячеслав Тимчук.Ранняя повесть Достоевского «Двойник» — произведение, богатое на загадки. Явился ли господину Голядкину и вправду двойник — или это мания самого Голядкина? Повесть — «физиологический очерк» болезненного состояния автора или аллегория об угнетенном маленьком человеке? Начиная текст, Достоевский радостно писал о том, что выходит шедевр, однако после публикации «Двойника» серьезно раскритиковали — и за «патологичность» темы, и за длинноты, и за повторы гоголевского стиля. Зачем же — о чем же — брать эту повесть на сцену сегодня?
-
«Крысолов». По поэме М. Цветаевой.
Театро Ди Капуа.
Режиссер Джулиано Ди Капуа, автор идеи и компиляции текста Илона Маркарова.Катакомбы Петрикирхе стали идеальным местом для спектакля о детских колониях. Спуск вниз, в подвальное помещение, где люди, не снимая верхней одежды, сидят тесно-тесно перед красным бархатным занавесом, становится частью спектакля. Если зрительская часть катакомб раскрашена в яркие цвета, как будто сошедшие с детского рисунка, то та половина помещения, где находятся актеры, напоминает любое государственное учреждение: верхняя половина колонн выкрашена в белый, а нижняя — в серовато-зеленый.
-
«Елка у Ивановых». По одноименной пьесе А. И. Введенского.
Арт-группа «Доллгауз».
Режиссер-художник Наталия Губанова.Гниющее великолепие Дома Юсуповой на Литейном. Абсурдистская драма о смерти. Ноль действия, пятнадцать порций ужаса. Безумные сентенции отзываются эхом от сводов парадного зала. Площадка для игры, впрочем, скромно жмется к стенке.
На сцене стол. На столе стул. Из стула торчит ободранный ствол елки. С переднего края стола свисает покрывалом зеленая рыболовецкая сеть. И все это — в свете синего софита, на фоне обветшавшей лепнины.
Режиссер Наталия Губанова, как и актеры Валентина Бриг и Платон Мавроматис — выпускники курса Александра Савчука при Лаборатории нового театра. У мастера команда спектакля точно переняла тягу к экспериментам с композицией и действием, отказ от нарратива и, конечно, любовь к историческому авангарду в самых кричащих его проявлениях.
-
«Ольга. Запретный дневник». По текстам О. Берггольц.
Независимый проект.
Режиссер Лариса Шуринова.Советуют закупать буржуйки и дрова. Зима обещает быть холодной...
Нет, это не нам советуют, это украинцам: разбиты ТЭЦ, перебои с водой и электричеством, тотальные обстрелы мирной инфраструктуры... Ленинградцу невозможно слышать это — про буржуйки и аномально холодную зиму. Не-воз-мож-но. Наша генная память выдает спазматический припадок, сознание — паническую атаку. Если представить: зима обещает быть исключительно морозной... Как тогда, когда вела свой блокадный дневник Ольга Берггольц. Мы, живущие в Ленинграде, всегда легко это себе представляем, город не дает забыть. Но! «Никто не забыт и ничто не забыто» — строка Берггольц, высеченная на Пискаревке. Нет, господа, забыто...
-
«„Комедия о трагедии“ по мотивам репетиций Петра Фоменко драмы Александра Пушкина „Борис Годунов“».
Мастерская Петра Фоменко.
Режиссер Евгений Цыганов, сценография Марии Мелешко.Очень длинное название спектакля — «„Комедия о трагедии“ по мотивам репетиций Петра Фоменко драмы Александра Пушкина „Борис Годунов“» — как говорится, многое объясняет — и достоинства постановки, и ее недостатки. Надо перво-наперво понимать, что ставили не пушкинскую пьесу как таковую, но восстанавливали по записям репетиций Петра Фоменко и замысел, и мизансценический строй спектакля, который мастер так и не довел до премьеры.
-
В рамках фестиваля «Александровская крепость» на хуторе Аргатов в Краснодарском крае прошла режиссерская лаборатория по рассказам Николая Канивецкого
В последние годы театр в России все активнее обращается к проблеме сохранения местной аутентики — культурной и языковой. Пермский проект «немхат» создал целую серию уникальных спектаклей, посвященных коми-пермяцкой традиционной культуре и картине мира. Подобная работа ведется и, например, в Молодежном театре Сыктывкара, где Максим Соколов поставил спектакли на местном материале — «СКТВКР» и «Маньпупунёр».
-
Долетела печальная весть — умер Андрис Фрейбергс, наш замечательный коллега и, в какой-то степени, наставник в мои молодые годы. Художник, с которым мы проработали бок о бок шесть лет в Рижском ТЮЗе, в нашей маленькой макетной. Он был главным художником, а я очередным, но эта иерархия не имела никакого значения в нашем общении. Конечно, как художник с очень оригинальным видением и театра, и искусства он оказал на меня сильнейшее воздействие, и годы нашего общения и совместной работы были и остались в памяти одними из прекраснейших в моей жизни.
-
«Стиффелио». Дж. Верди.
Московский театр «Новая Опера».
Режиссер Екатерина Одегова, дирижер Александр Самоилэ, художник Этель Иошпа.Вслед за постановкой «Мертвого города» Корнгольда московская «Новая Опера» продолжает приобщать публику к новым для России названиям: во время Крещенского фестиваля слушателей познакомили с неизвестной в России оперой Верди «Стиффелио» в концертном исполнении, а нынче представили ее публике сценически. Созданное в 1850 году музыкально-сценическое произведение в связи с его непривычно религиозной тематикой еще при жизни Верди неоднократно кромсалось цензурой и досужими постановщиками, а потом вообще исчезло с театрального горизонта. Через сто с лишним лет в библиотеке Неаполитанской консерватории обнаружили партитуру, близкую к оригинальной, и в 1968 году Teatro Regio в Парме осуществил ее постановку. Однако исследователи утверждают, что настоящий подлинник увидел свет рампы только в 1993 году в Mеtropolitan Opera.
-
«Stalin 24». По пьесе А. Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
Тбилисский театр Komli.
Режиссер Серго Кения, художник Нина Калатози.Забавная драматургия случается иногда не на бумаге. В реальной, невыдуманной, нашей сейчашней жизни. Позволю себе пару слов, не относящихся к критическому делу. К человеческому зато. Как в геометрической школьной задачке, в «дано» было следующее: спрашивает меня в личном сообщении драматург Артур Соломонов, не хочу ли я съездить в Тбилиси на премьеру его пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
комментарии