
-
«Бовари». По мотивам романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Театр Наций.
Режиссер и автор инсценировки Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.Дагеротипия — это популярная в XIX веке фотографическая технология: в камеру-обскуру помещали посеребренную, тщательно отполированную и обработанную парами йода пластинку. Объектив открывали на 15–20 минут, а затем, чтобы проявить полученное изображение, пластинку снова обрабатывали специальным ртутным составом и промывали. Дагеротип можно было рассматривать только при особом освещении и нельзя было скопировать. Уникальность снимка, его загадочные, медленно проступающие черты, вредные испарения, сопровождающие процесс, — все эти особенности первых фотографий Андрей Прикотенко нашел и в великом романе Гюстава Флобера.
-
Казанские площадки MOÑ и «Угол» — трендсеттеры в области экспериментального театра — в конце мая провели фестиваль «Город Арт-подготовка» (куратор Олег Лоевский). По сути — показ трех лабораторных работ, созданных принципиально разным способом. Три месяца назад команды, сосуществующие под единой шапкой Фонда «Живой город», посовещались о том, что их волнует, и выбрали три направления поиска: театр горожан, современный национальный театр и современная комедия. Выталкивающие на тропу непредсказуемых решений — что имманентно должно являться свойством лабораторий, но на практике не всегда получается. Кажется, у казанцев снова получилось.
-
«Дон Кихот». По сценарию Е. Шварца и роману М. де Сервантеса.
Нижегородский ТЮЗ.
Режиссер Максим Меламедов, художник-сценограф и художник по свету Иван Васецкий.Долгие годы Нижегородский ТЮЗ будто и не существовал на театральной карте страны — пребывал в глубокой спячке. Но с приходом в 2020 году новой команды — директора Инны Ванькиной и главного режиссера Алексея Логачева — театр преобразился и ожил. Премьеры, фестивали, лаборатории, активная работа со зрителями. Я приехала в ТЮЗ проводить Школу театрального блогера «Аристарх», уже третью по счету, и посмотрела вместе с участниками несколько последних премьер театра — от детских радостей вроде сентиментального «Приключения плюшевого кролика» по мотивам сказки Марджери Уильямс и яркого музыкального шоу «Петька-микроб» по Григорию Остеру до серьезных постановок для подростков и взрослых. Сам Алексей Логачев в этом году выпустил очень интеллигентный и тонкий спектакль «Сотворившая чудо» по пьесе Гибсона (о нем «ПТЖ» уже писал подробно), а в прошлом сезоне — стильную шекспировскую комедию «Много шума из ничего» в новом переводе, сделанном завлитом театра Михаилом Вирозубом в соавторстве с самим режиссером.
-
В архиве появился № 109. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Буду честной. Михаил Ложкин — мой любимый питерский кукольник. Была личная гипотеза, которая каждый раз подтверждалась: если Миша занят в спектакле, значит спектакль будет увиден не зря.
Кукольники — особый народ, хрустально-прозрачный. Обычно зрители не знают их в лицо и по имени, не ходят на них прицельно. В Большом театре кукол — другая история. Первый актерский курс Руслана Кудашова напрочь сломал этот стереотип. Второе десятилетие туда ходят, в том числе, на актеров: ловких профессионалов, красивых своей индивидуальной умной красотой. Когда я начала заниматься театром кукол, Михаил Ложкин уже давно был звездой.
-
«Леопольдштадт». Т. Стоппард.
РАМТ.
Режиссер Алексей Бородин, художники Станислав Бенедиктов, Виктор Архипов и Лилия Барышева.«Леопольдштадт» — пьеса Тома Стоппарда, которая идет в США, Великобритании, Японии, Австрии, Израиле и недавно удостоена премии «Тони», — не могла не появиться в России, от которой отвернулись многие и многие деятели культуры (мы сейчас о культуре). Между Стоппардом и Бородиным еще со времен «Берега утопии» натянулась такая прочная связующая нить, что невозможно представить себе обстоятельства непреодолимой силы, которые ее порвут. Хотя и без них не обошлось. Впервые Том Стоппард, который однажды проехал Россию от Москвы до Владивостока на поезде, который пять лет провел в библиотеках, изучая русскую историю, не приехал на свою премьеру. Не вышел на премьерные поклоны и полувековой соратник Бородина, автор сценографии, которая создает кристаллическую решетку замысла. Станислав Бенедиктов успел сделать черновые наброски: по ним, как по следу, шли его коллеги Виктор Архипов и Лилия Барышева.
-
«Луиза Миллер». Д. Верди.
Большой театр.
Режиссер Георгий Исаакян, дирижер Эдуард Топчян, сценограф Алексей Трегубов.Уходящие к горизонту и доходящие до колосников ряды стеллажей с мебелью — высоко вверху можно разглядеть указатели: «табуретки/sgabelli», «кровати/letti» и т. п. Итальянские слова могут смутить свеженького зрителя, предполагающего, что раз в основе сюжета шиллеровская «Коварство и любовь», то дело происходит в Германии. Но работавший для Верди либреттист Сальваторе Каммарано перенес действие в Тироль — а следовательно, все происходящее могло случиться в его итальянской части.
-
«Лес. Трактат».
Камерный театр «Среда 21» (Москва).
Авторы спектакля Александр Плотников и Борис Алексеев.Небольшой взъерошенный человек с портфелем вылетает на сцену и начинает довольно бессвязно тараторить, размахивая руками, мешая фразы на русском, английском и немецком. Пишет маркером на доске:
«Die Welt ist alles, was der Fall ist».
Переводит на английский:
«The world is all that is the case».
На русский:
«Мир — это все, что выпало».
-
«Русские классики».
Проект «Театральный дом» благотворительного фонда «Подари мне крылья» (Санкт-Петербург).
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Новый спектакль Дмитрия Крестьянкина играют подростки и профессиональные актеры — состав, который мы уже наблюдали в предыдущих спектаклях проекта «Театральный дом». Это сочетание сбалансировано, и все существуют на равных до определенного момента.
Ребята выходят к микрофону и рассуждают о русской классике: «не понимаем», «не можем посочувствовать», «поступки персонажей кажутся глупыми», «если бы у них был психолог, то таких бы проблем не было», «как было бы просто, если бы герои не стрелялись, а могли поговорить».
-
О фестивале «Горький +» в Казани
Со 2 по 4 июня в Казани прошел фестиваль «Горький +» — масштабный проект, посвященный 155-летию со дня рождения писателя. Автор идеи и арт-директор фестиваля — руководитель московского Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов. Фестиваль стал праздником искусств, который выплеснулся за границы традиционных культурных площадок — театров, музеев, концертных залов и библиотек, и подчинил себе жизнь площадей, улиц, двориков и скверов. На три летних дня Казань, город, который Максим Горький считал своей духовной родиной, превратилась в пространство творческого диалога с писателем.
-
«Норма». В. Беллини.
Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Дирижер Кристиан Кнапп, режиссер Адольф Шапиро, художник Мария Трегубова, режиссер по пластике и хореограф Михаил Кисляров, художник по свету Иван Виноградов, видео Ильи Старилова.Премьера оперы «Норма» должна была состояться в МАМТ еще в марте и с несколько иной постановочной командой — в планах стояли имена дирижера Владимира Спивакова и режиссера Андрея Кончаловского. Но авторы поменялись, премьера сдвинулась к лету, и так сложилось, что «Норма» стала единственной оперной премьерой МАМТ в сезоне 2022/23. Новая версия «Царской невесты», что должна была завершать сезон, возникнет в театре уже осенью.
-
В Магнитогорске прошел XX Фестиваль театров малых городов России (фестиваль Театра Наций при поддержке Министерства культуры РФ)
Да, пусть уже в названии современный драматург Настя Букреева, постановка чьей пьесы стала одним из главных событий фестиваля, обнимется с Львом Толстым. Потому что оба эти спектакля — и «Черная пурга» Филиппа Гуревича в Новокузнецкой драме, и альметьевская «Власть тьмы» Лизы Бондарь — может быть, точнее и глубже всего выразили мироощущение времени сегодня.
-
В Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского прошла XI режиссерская лаборатория «Полярка» под руководством Олега Лоевского
Слоган одиннадцатой «Полярки» призывал трех режиссеров лаборатории — Тимура Файрузова, Юрия Квятковского и Ярослава Жевнерова — сфокусироваться на «поиске живого человека», искать которого предлагалось на примере лучших образцов советской драматургии Александра Вампилова, Геннадия Шпаликова и Алексея Арбузова. На все про все было дано пять дней. Но примечательно другое: все эскизы объединило понятие жертвенности. Значит ли это, что «живой человек» непременно заложник обстоятельств, среды или веры, — вопрос дискуссионный, но тенденция слишком очевидна. В эскизе «Прошлым летом в Чулимске» по Вампилову жертвует собой Валентина, в «Девочке Наде, чего тебе надо?» по киносценарию Шпаликова — Надежда Смолина, а в «Моем бедном Марате» по пьесе Арбузова — Леонидик.
-
О IV Фестивале социального театра «Особый взгляд» в Екатеринбурге
Это уже четвертый по счету «Особый взгляд», который проходил в конце мая в Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра. У этого события есть точное означивание — «форум-фестиваль». Именно общение и споры оказались здесь в центре. И образовательная программа, и междисциплинарная, и собственно театральная — все проходило в режиме дискуссий, которые и оставили самое сильное впечатление.
-
«Ромео и Джульетта. Версии и комментарии». С. Саксеев по мотивам трагедии Шекспира.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.Петр Шерешевский, кажется, никогда и не задавался «проклятыми вопросами» российского театра: что можно, а что нельзя делать с классической литературой (спойлер — все можно, от литературы не убудет, она издана-переиздана), что хотел сказать автор или как далеко имеет право заходить режиссер в своей интерпретации (любой перевод, голос и внешность актера — уже начало интерпретации)? Он точно раз и навсегда сказал себе вслед за Базаровым нечто вроде «классика — не храм, а мастерская, и режиссер в ней работник».
-
«Между двух миров». Музыка А. Журбина, стихи и либретто В. Старчевского.
Театр «Маска» (Москва).
Режиссер-постановщик Нина Чусова, хореограф-постановщик Наталья Терехова, художник-постановщик Евгения Швец, художник по свету Иван Виноградов, продюсер Михаил Шейнин.На сцене московского Театра «Маска» (камерная арендная площадка, открывшаяся в здании МДМ в ноябре 2022-го) прошли премьерные показы нового российского мюзикла «Между двух миров» по пьесе Семена Ан-ского «Диббук».
Новизна материала, впрочем, относительна: патриарх отечественного мюзикла Александр Журбин увлекся темой почти два десятилетия назад и написал музыку еще в 2005 году. Возможностей поставить мюзикл долго не возникало — видимо, поэтому композитор, по примеру своих оперных коллег классико-романтического периода, успел использовать часть материала в других своих работах, — но в итоге идея постановки спектакля о еврейских Ромео и Джульетте получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив и Международного благотворительного фонда СТМЭГИ.
-
«16 мм обратимая». Е. Августеняк.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник Валида Кажлаева.Валентина Караваева — уже легенда, культовая фигура, трагический и высокий символ искусства для искусства. Звезда советского кино; женщина после страшной аварии; жена британского атташе, вновь вернувшаяся в Союз. Она больше двадцати лет снимала себя на любительскую камеру, на ту самую пленку 16 мм, стремясь запечатлеть мгновенье, сыграть лучше, лучше — для себя и для будущего, раз уж в настоящем актрисе со шрамом на лице и непростым характером нет места. Обо всем этом рассказано в фильме Георгия Параджанова «Я — чайка!..». Но эта биография, замешенная на актерской страсти, так и просится в театр.
-
О XX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
Что такое юбилейный, двадцатый, фестиваль «Арлекин»? 183 заявки от театров (ровно столько спектаклей на видео просмотрел экспертный совет, и это рекордное количество за всю историю фестиваля). 10 постановок были отобраны в программу конкурса на соискание Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» (увы, по разным причинам четыре их них не были показаны в Петербурге, члены жюри ездили в Улан-Удэ, Екатеринбург, Казань и Петрозаводск). 7 спектаклей вошли во внеконкурсную программу. Еще «Арлекин» — это три эскиза по пьесам из шорт-листа Конкурса новой драматургии для детей и подростков «Маленькая Ремарка» (читайте в блоге материал Надежды Стоевой), а также — двухдневный образовательный семинар, лекции, презентации... «Арлекин» — главный в стране фестиваль театра для детей и подростков, и в его многомерной работе находят свое отражение все разнообразные тенденции и поиски в этой сфере.
-
О фестивале «Новая Х» к 10-летию Новой сцены Александринского театра
«Новая Х»: даже если в этом «Х» организаторы фестиваля предлагали считывать исключительно юбилейную римскую цифру, то все-таки — по условиям нового, нового века и новой сцены, — вектор. Вектор — устремленный в будущее.
Например.
Х: Новая сцена Александринского театра по итогам десятилетия —величина.
Или переменная.
Или неизвестная.
Все-таки вроде бы известная: получившая имя Всеволода Мейерхольда, памятник которому открыли к юбилею.
Но Мейерхольд немножко в углу, у кирпичной стены, отвернут от Новой сцены и — смотрит не на историческую Александринку (как задумывалось? «новое вино и старые меха»?), а... на здание РЖД.
-
«Непокой».
Новая сцена Александринского театра и компания ART лифт, в рамках фестиваля «Новая Х».
Хореограф Ксения Михеева, музыка Ильи Лагутенко, танцдраматург Катя Ганюшина, медиахудожник Алена Осипова, художник по свету Антон Демидов.Хореограф Ксения Михеева постоянно меняет свои спектакли, причем порой кардинально. Ей, должно быть, кажется, что она их улучшает, но наряду с прогрессом случается и регресс. Трудно забыть, в каком виде четыре года назад приехала на «Золотую Маску» сотворенная годом раньше михеевская «Гроза»: спектакль, на премьере бывший практически безупречным и вызывавший восторженный вопль «да! да! современный танец может и это!», в Москве был самой хореографиней изуродован так, что друзья и знакомые членов экспертного совета отлавливали экспертов поодиночке и, слегка встряхивая, спрашивали: «И где у вас были глаза?!» Зато поставленная в 2022-м одноактовка «Место, которого еще не было», на премьере распадавшаяся на ошметки движений и утомлявшая, как провинциальная дискотека, через год на «масочном» показе была упругой, внятной, бескомпромиссной и чертовски хорошо станцованной. («Маску» этой весной и получила.)
комментарии