
-
«Беатриче и Бенедикт». Г. Берлиоз.
Большой театр.
Режиссер Александр Петров, сценограф Семен Пастух, дирижер Жюльен Салемкур.Сицилийская Мессина. Город, известный мужеством и острословием жителей, любовью к хоровому пению, сиракузским вином, роскошным боскетным парком, а еще тем, что когда-то Мессину посетил Шекспир, позже написавший о ее обитателях комедию «Много шума из ничего». Еще позже Гектор Берлиоз взял эту комедию за основу оперы «Беатриче и Бенедикт», вычленив из текста великого англичанина лишь одну линию: экстравагантные отношения неординарных личностей, женщин и мужчин, не доверяющих чувству влечения друг к другу. Для Шекспира словесные поединки Беатриче и Бенедикта — в некотором роде этюд к «Укрощению строптивой». Для Берлиоза — повод для создания изысканной партитуры, полной поэтичных красот и юмора.
-
«Буря. Остров волшебства». Мюзикл на воде по мотивам пьесы У. Шекспира «Буря».
Москвариум.
Режиссер Юрий Квятковский, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Вадим Воля, художник по костюмам Ольга Тумакова, композитор Никола Мельников.Ирина Селезнева-Редер;— Тате Боевой
Привет, Тата!
Прежде всего, я очень рада, что до «Бури» кроме меня дошел профессиональный зритель. Мне кажется, этот опыт нуждается в разносторонней оценке, и в этом смысле мы с Вами можем друг друга дополнить и поправить. Тем более, что в этой постановке переплелось слишком большое количество сюжетов.
То, что в «Москвариуме» родилось уникальное зрелище, не вызывает сомнений. Навскидку не вспомнить ни одного аналога, в котором в таком масштабе соединились бы усилия зооплощадки, театральной команды постановщиков, музыкальных артистов, цирковых артистов и дрессировщиков. «Буря. Остров волшебства» фигурирует на афишах как шоу, но вряд ли это слово в полной мере отражает то, что ждет зрителя.
-
О юбилейной режиссерской лаборатории «Свияжск АРТель»
В этом году театральная лаборатория «Свияжск АРТель» — юбилейная. Десять лет на острове-граде команда энтузиастов казанского фонда «Живой город» — Инна Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин — создает творческое пространство поисков и смыслов, главным действующим лицом которых становится Свияжск с его уникальной историей и ландшафтом. Художественным руководителем «АРТели» неизменно выступает Олег Лоевский.
Темы сайт-специфик лаборатории прошлых лет были сосредоточены на прошлом и настоящем Свияжска. Приглашенные режиссеры и набранные через опен-колл артисты рефлексировали о национальной идентичности и языке. О трагическом советском времени, когда остров-град был превращен в точку на карте ГУЛАГа, а в Успенском монастыре располагались сначала трудовая колония, а позже — психбольница. О современном сообществе села, число жителей которого в ходе исторических коллизий сократилось до 250 человек.
-
О неделе site-specific на Всероссийском фестивале-лаборатории современного театра «Погружение» во Владивостоке
Владивосток — совершенно особенный город. Удаленный от центра нашей необъятной, несоразмерной человеку страны, он, кажется, совсем не переживает по поводу своей географической оторванности. Владивостоку всего 163 года, изначально он образовался как город без сословий, население которого составляли переселенцы всех мастей, отличавшиеся свободным духом и открытыми взглядами на жизнь.
Передалось это настроение и современному Владивостоку. Молодой по историческим меркам, он одновременно и город-порт, и город-курорт: огромные корабли, стоящие на тихоокеанском побережье, соседствуют с прибрежными рейвами, звуки которых раздаются далеко за стенами клубов, сопки, таящие в себе сейсмическую опасность, — с расслабленными загорелыми пенсионерами; на стенах домов уживаются граффити с амурскими тиграми и цитатами «отца русского футуризма» Давида Бурлюка.
-
«Двухсотлетний человек». Балет-голограмма по мотивам одноименной повести А. Азимова.
Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац (Москва).
Композитор Габриэль Прокофьев, хореограф Кирилл Симонов, либретто Георгия Исаакяна, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов.На Малой сцене Театра имени Н. И. Сац прошла премьера балета-голограммы «Двухсотлетний человек». Она завершила трилогию «Я, робот», состоящую из оперы, драмы и балета, которая стала главным событием сезона для Театра Сац — и закрыла этот сезон. Из-за реконструкции основной сцены, которую обещают закончить в ближайшем октябре, коллективы театра больше года либо выступали на чужих площадках, либо играли спектакли, специально созданные для Малой сцены. Сюда относится и футуристическая трилогия, впервые поднимающая в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и IT. Автором идеи этой трилогии стал Георгий Исаакян, который принял непосредственное участие во всех трех проектах — AR-опере «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева по роману Виктора Пелевина, выпущенной год назад в конце прошлого сезона, в компьютерной драме «ОНА» по мотивам сценария к одноименному фильму Спайка Джонса (декабрь 2022 года) и в балете «Двухсотлетний человек», где выступил режиссером.
-
Ушел из жизни Андрей Николаевич Николаев — клоун Андрюша, Народный артист РСФСР (1980), обладатель «Золотой маски Грока» (1969), режиссер-постановщик многочисленных цирковых и эстрадных номеров и программ, педагог, воспитавший немало ведущих мастеров сцены и циркового манежа.
Разумеется, возраст (ушел на 86 году жизни); естественно, болезни (по словам близких, почти никогда не принимал лекарств, подозревая, конечно, о накапливающихся проблемах со здоровьем). Здоровье и подкачало, а на то, чтобы справиться с болезнями, сил уже не хватило.
-
«Калечина-Малечина». Е. Некрасова.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер Сойжин Жамбалова, художник Надя Скоморохова.В этом сезоне Сойжин Жамбалова поставила в Няганском ТЮЗе сразу два спектакля. Первый — «Звездный час по местному времени» по сценарию Георгия Николаева к фильму «Облако-рай», второй — «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой. Оба спектакля — поэтичные сказания о русской жизни и извечное роуд-муви по глубинкам дворов ли, городов ли, сознания ли. В первом — жители захудалого городка провожают парнишку Колю в выдуманную им поездку в «большой мир», во втором — третьеклассница Катя, вооружившись поддержкой мифических существ, отправляется на поиски справедливости в подмосковных подворотнях.
-
Уникальная судьба, 75 лет преданного служения единственному театру, в котором сыграно несколько десятков главных ролей в пьесах лучших мировых драматургов — Шекспир, Шоу, Островский, Достоевский, Шиллер, Пушкин, Гоцци, Дюрренматт, современные авторы. Арбузов посвятил ей знаменитую «Иркутскую историю».
Ее звезда взошла на спектакле «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, а роль принцессы Турандот, сыгранная в1963 году во второй редакции сказки Карло Гоцци, навсегда закрепила за ней славу примы прославленной труппы. Стройная, обворожительная, лукавая, темпераментная, она покорила не только несчастных претендентов на ее руку и красавца принца Калафа- Ланового, но и всех мужчин, сидящих в зрительном зале, и женщин, потому что соперничать с ней было невозможно — только восхищаться.
-
«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя». По мотивам пьесы М. Горького «Дачники».
Театр на Бронной.
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.Их трудно поймать словами, закрепить в письме: облученный богомоловскими «Таней» и «Вероникой» на Бронной поймет. Редкая смысловая полнота, ощущение большого стиля при минимуме сценических знаков. Интонационная безупречность — как передать ее другому, не видевшему? С новыми «Дачниками» таких проблем нет: чего проще — пересказывать реплики, следуя за говорливым сценарием. Вещество театра — где оно тут?
-
«Уступы». Аудиовизуальный перформанс / история трудовой династии.
Арт-пространство «Ангар» комбината «Магнезит» (город Сатка Челябинской области).
Режиссер Иван Миневцев, драматург Екатерина Гузема, композитор Павел Поляков, художник Варвара Иваник, хореограф Наталья Шурганова.«Чтоб не было загадки, скажу все по порядку. Мы не поедем в Африку и даже на Кавказ. Сегодня без оглядки мы едем в город Сатку. Как! Разве ты не знаешь, что Сатка есть у нас?..» Это строчки чудесной уральской поэтессы Риммы Дышаленковой, памятной мне еще и как завлит Челябинского ТЮЗа тех баснословных лет, когда нынешний главный режиссер этого театра (сменившего имя на Молодежный) Иван Миневцев не знал еще не только о новой драме, но даже о букваре. Прошли годы, и не так давно Иван (настоящий луч света в темном царстве театрального Челябинска) получил предложение от комбината «Магнезит», главного работодателя Сатки, являющейся фактически моногородом (почти все жители, а их чуть больше сорока тысяч, так или иначе связаны с «Магнезитом»), поставить «нечто» к профессиональному празднику добытчиков магнезита и создателей огнеупоров — Дню металлурга.
-
«Наш городок». Т. Уайлдер.
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер Александр Баргман, художник-постановщик Анвар Гумаров.«Наш городок» Торнтона Уайлдера все-таки очень странная пьеса. В ней нет конфликта, нет драматической борьбы, нет героев-антагонистов. Она вся состоит из хороших или очень хороших людей. В ней ничего, на первый взгляд, не происходит. В двух из трех действий просто идет жизнь. Поначалу она может показаться довольно скучной. Крошечный американский городок Гроверс-Корнерс. В центре две семьи — Уэббы и Гиббсы. Все у них почти одинаково: скромный достаток, дети, урожай бобов и фасоли, домашние хлопоты, разговоры о погоде. Их существование однообразно, устойчиво и полно самых обычных дел, как и у всех обитателей этого городка. Но мало кому удавалось так остро и так драматично передать поэзию этих простых мгновений, из которых вообще-то и состоит жизнь. Уайлдеру это удалось. Фолкнер считал, что надо писать сложно о простом, и просто о сложном. «Наш городок» — пьеса о простых людях крошечного городка — считается одной из самых сложных пьес предыдущего века и одной из лучших у Уайлдера.
-
Этим летом в Севкабель Порту проходил Международный фестиваль актуального кино «Пример интонации» — в честь десятилетия одноименного некоммерческого фонда Александра Николаевича Сокурова, поддерживающего молодых кинематографистов из разных частей России.
На берегу северного города звучали знакомые и новые голоса на разных языках — у каждого своя интонация, но все направлены на человека в разных его проявлениях и окружении. О человеке как той части мира, что создается и разрушается силой его рук, и о самом мире, с которым он часто вступает в противоречивые отношения. О человеке как части пространства культуры. О человеке — близко, обостренно, честно.
Значительная часть основной программы кинофестиваля — имена российского авторского кино: Борис Хлебников, Роман Михайлов, Алиса Хазанова, Наталия Мещанинова и Антон Елисеев — специальные и премьерные показы.
-
7, 8 и 9 июля зрители опять гуляли по яснополянским просторам, прятались от дождя на сеновале и смотрели спектакли на свежем воздухе, потому что в это время в седьмой раз проходил фестиваль «Толстой». Тема этого года — «Анна Каренина», в честь 150-летия с начала написания романа.
У «Толстого» совершенно особое, праздное обаяние и летний дух. Фестиваль вне сезона — подобное определение не только передает атмосферу события, но и объясняет, почему удается собирать любопытную программу. Больше театров могут приехать летом на гастроли. Но в этот раз не сложилось. Афиша значительно уступает прошлым годам по количеству проектов и разнообразию. Руководители фестиваля объясняют необычно скудную программу чередой форс-мажоров, которая привела к ее значительным изменениям всего за пару месяцев до начала.
-
«Снегурочка». По мотивам сказки А. Н. Островского.
Няганский ТЮЗ.
Режиссер Филипп Гуревич, художник Анна Агафонова.В прошлом сезоне Филипп Гуревич поставил в Няганском ТЮЗе спектакль «Житие Спиридона Расторгуева», где рассказ Шукшина монтировался с вербатимами жителей небольших поселков Ханты-Мансийского автономного округа. Его новый спектакль идет тем же путем, прибегая к ассоциативной компиляции материала литературного и жизненного.
-
Сначала, в юности, мы просто учили имена «Стуруа и Чхеидзе, Чхеидзе и Стуруа» и читали книгу Туманишвили «Режиссер уходит из театра».
Потом был удар «Кавказским меловым кругом» и «Ричардом» — навсегда («Лир» ударил меня меньше). И Роберт Стуруа встал на полку классиков и главных режиссеров жизни. Когда в десятках российских спектаклей замелькали черные плащи, зонтики, экспрессионистские гримы и всякие другие цитаты из него, растащенные другими режиссерами, я поняла, что ударил он многих, но всегда было понятно: «Не, ребята, все не то, у вашего зонтика нет и никогда не будет такой грации, такой энергии, и — главное — нет грузинских рук, чтобы их держать. И уж конечно нет Рамаза Чхиквадзе...»
-
О сайт-специфической лаборатории «Свое место» в рамках театрального фестиваля для подростков «В смысле?!»
Фестиваль для подростков «В смысле?!» сделал летнюю сайт-специфичную версию «Свое место». Для этой лаборатории набирали участников по заявкам, выбрали трех, и по итогам показов их спектакли могут войти в репертуар «Театрального проекта 27». Три разных городских пространства: спортплощадка в Культурном квартале Брусницын, лекторий-студия 42 в Севкабель-порте, Удельный рынок; три жанра: танц-театр, документальный театр и сайт-специфик. Три темы: тело и пространство, даже точнее — тело подростка и открытое пространство, возможно, самые «проклятые вопросы» подросткового возраста, и третья тема — место памяти, тактильная память, память вещей.
-
«Алые паруса». А. Грин.
Казанский ТЮЗ им. Г. Кариева.
Режиссер Ренат Аюпов.«Алые паруса» — история, поставленная чуть ли не в каждом городе страны. Каждый, вероятно, ходил маленьким на какой-то спектакль по этой повести или уж точно многие смотрели ставший классикой фильм Птушко 1961 года. Вот и Казанский ТЮЗ им. Г. Кариева берется за этот неоромантический материал Александра Грина. Неоромантики стремятся к синтезу мечты и действительности, но воплощение этого синтеза невозможно. Получился ли спектакль неоромантическим — вопрос дискуссионный, но то, что Ренат Аюпов находит не новое, но пестрое и увлекающее сочетание театральных приемов для программного текста, —тезис важный.
-
Танцевальная программа Дягилевского фестиваля — 2023:
«Därdemänd». Творческое объединение «Алиф», Казань. Хореограф Марсель Нуриев, режиссер импровизации Туфан Имамутдинов, перформер Нурбек Батулла.
«Персефона» Игоря Стравинского. Хореограф Анастасия Пешкова, художник Юлия Орлова, художник по костюмам Гоша Рубчинский, художник по свету Иван Виноградов.
Дягилевский фестиваль 2023 года показал программу насыщенную, полновесную — и обрамленную несколькими генеральными вещами. Во-первых, это явный уклон в перформативность: значительная часть основных событий, как театральных, так и концертных, были если не поставлены нарочно, то внутри себя работали как небольшие спектакли. Во-вторых, это посвящение Стравинскому: его сочинения выбрали для закрытия, и вокруг них образовался собственный сюжет из нескольких событий. В-третьих, это отношения со смертью: многие пункты программы осмысляли эту тему.
-
«Казанова». По мотивам пьесы М. Цветаевой «Приключение».
Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина (Мюзик-Холл).
Автор Алексей Франдетти, режиссер и сценограф Илья Архипов, художник по костюмам Алена Пескова, музыкальный руководитель Александр Богачев.Театр имени Ф. И. Шаляпина, бывший Мюзик-Холл, в самом конце сезона выпустил очень эффектную премьеру — мюзикл «Казанова». Выпуск сопровожден некоей интригой: в афише музыкального спектакля по мотивам пьесы Марины Цветаевой «Приключение» не названо имя композитора. Автором мюзикла указан Алексей Франдетти, аранжировщик Тимофей Маслов, музыкальный супервайзер Александр Богачев. Что же, в мировой практике бывает, что авторские права принадлежат тому, кто сформулировал идею и предложил либретто мюзикла. Кажется, в России подобного не случалось.
-
«Сарын. Сказка о ненастоящем страхе». А. Плотников.
Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова (Абакан).
Режиссеры Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, художник Мария Кривцова.Как сегодня говорить с ребенком о магическом сознании и национальном эпосе, чтобы разговор этот не выглядел далекой пыльной сказкой? Авторы спектакля «Сарын. Сказка о ненастоящем страхе» соединили мир древнего эпоса с современными культурными кодами. Премьера для всей семьи, вышедшая под конец сезона в Хакасском национальном театре драмы, оказалась в диалоге с нашим временем, а Тим Бертон и психотерапия интегрировались в национальный эпос.
комментарии