
-
«Дама с камелиями». Музыка Д. Верди, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, Я. Сибелиуса.
Михайловский театр.
Режиссер Владимир Кехман, сценограф Вячеслав Окунев, дирижер Александр Соловьев.Туманная улица Зодчего Росси на заднике, некий пожилой меценат на переднем плане (барон Дюфоль, любовник парижской куртизанки из оперы Верди, превратился в петербургского покровителя искусств; в этой роли выходит Сергей Лейферкус). Во время увертюры почтенному джентльмену наносит визит скорбная женщина, жестом вручающая ему маленькую девочку. Девочка тут же встает к балетному станку, притулившемуся у правой кулисы, и начинает упражняться; не проходит и минуты, как ее сменяет девушка-подросток и, наконец, взрослая балерина. Так Владимир Кехман, уже немало лет управляющий Михайловским театром, а теперь впервые решивший доказать, что диплом режиссера он получил не за красивые глаза, представляет нам главную героиню спектакля. Того спектакля, в основе которого лежит опера Джузеппе Верди «Травиата».
-
В архиве появился № 111. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Валерий Ивченко появился в Ленинграде в 1982 году в качестве гастролера, а в следующем, 1983-м, стал актером АБДТ им. М. Горького. Зачем это было нужно Товстоногову? Зачем это было нужно Ивченко? Оба не нуждались в переменах. Товстоногов — глава совершенно укомплектованной, замечательной труппы. Ивченко — преуспевающий актер очень хорошего, прославленного киевского театра. Правда, укомплектованная труппа постарела, а преуспевающий актер заскучал.
-
О 43-м Международном фестивале «Цирк завтрашнего дня» в Париже, проходившем с 25 по 29 января 2024 года
Два крупнейших цирковых фестиваля с самым высоким реноме у профессиональной публики проходят с разницей в неделю. Когда в последнюю декаду января стартует парижский «Цирк завтрашнего дня», в Монте-Карло как раз идут последние гала-представления с участием победителей. Близость двух фестивалей не только календарная. Они по сути две стороны одной медали, разные по содержанию, но одинаковые по форме и исполнению. В их многолетнем содружестве-соперничестве отражаются важные грани циркового искусства, и они особенно очевидны, если непосредственно из Монако отправиться в Париж.
-
О лаборатории «Эксперимент 123» в Прокопьевском драматическом театре
Лаборатория под руководством Олега Лоевского «Эксперимент 123» в Прокопьевском драматическом театре в этом году называлась «Школа. Классика. Театр». Направленность ее понятна, тем интереснее, что режиссеры выбрали разный, не всегда очевидный, материал для театра и предложили нетипичное прочтение известных произведений.
-
«Улица» П. Коротыч.
Площадка Зал#3.
Режиссер Екатерина Августеняк.Новый спектакль Екатерины Августеняк «Улица» по одноименной пьесе Полины Коротыч, вошедшей в шорт-лист драматургического конкурса «Ремарка» (2023), заявлен как «спектакль-путешествие сквозь тело и сознание, сквозь пространство и время, сквозь улицу и людей на ней». Площадка Зал#3, на которой он играется, кажется, как нельзя лучше подходит для него, очень уж удачно отвечает художественным и техническим запросам.
-
«Настройщик».
Независимый проект Артема Томилова.
Режиссер Артем Томилов.В последнее время концептмейкер и режиссер Артем Томилов перешел на формат лабораторий и совместных практик и стал перенимать/переносить принципы коллективного исследования на поле классических спектаклей. Работы Артема Томилова предлагают зрителю комфортное сейфспейс пространство и мягко приглашают войти в него в качестве соучастника — коллективно сопереживающего момент. Последние его работы в этом смысле особенно отчетливо направлены на формирование не личного зрительского опыта, а общего чувствования: поиск общности через идентичные ситуации и ощущения. Таким коллективным опытом в моноспектакле Павла Дорохова «Настройщик» становится чувство собственного расслоения, поиск своей новой идентичности в пересобирающихся условиях.
-
«Ключ от 505-й». Л. Бессмертная.
Театральный проект 27.
Режиссер Дмитрий Мульков, композитор Андрей Платонов.«Ключ от 505-й» — это «Teen Age Riot» Sonic Youth.
Чтобы в секунду ощутить близость с музыкой вымышленной театральной рок-группы «Школа номер 12», мне нужно было в пятнадцать лет разбить сердце о песни «ssshhhiiittt!!!» и «источника», слушать «пасош» и «Буерак». Если вместо российского ноунеймовского постпанка и инди-рока в вашей душе навсегда «My Chemical Romance» и «Thirty Seconds to Mars», а легендарность «Radiohead» совершенно очевидна, то вы почувствуете. Режиссер Дмитрий Мульков в «Ключе от 505-й» четко работает в рамках жанра театра для подростков, включая в форму спектакля перформативность концерта.
-
О 46-м Международном фестивале цирка в Монте-Карло, проходившем с 19 по 28 января
Если и есть в мире нечто, пронизанное историей циркового искусства от его первых шагов и до наших дней, то оно находится в Монте-Карло, и его там можно даже увидеть и осознать. Невысокий и неброский шатер, песок в манеже, ложи, примыкающие к барьеру, широкие ряды, почти что лавки для остальных зрителей, клоунский оркестр на входе, призывы (чуть ли не с райка) к «достопочтеннейшей публике», лощеный шпрехшталмейстер — весь антураж сознательно и принципиально выстроен таким образом, чтобы сохранить цирковое искусство в его чуть ли не первоначальной форме.
-
О лаборатории Большого Детского фестиваля «Эхо БДФ — Верхневолжье» в Твери
На карте лабораторий Большого Детского фестиваля появилась еще одна точка — Тверской ТЮЗ. Два режиссера, оба недавние выпускники театрального института на Моховой, предложили эскизы для разных сценических пространств и аудитории.
-
«Приглашение на казнь». В. Набоков.
Театр Ермоловой.
Режиссер-постановщик Марина Брусникина, сценография и костюмы Наны Абдрашитовой.Я смотрела «Приглашение на казнь», премьеру Марины Брусникиной по роману Владимира Набокова в Театре Ермоловой, 16 февраля, в день, когда на общество обрушилось известие о смерти Алексея Навального. В метро по дороге в театр, в зале до самого последнего момента перед началом спектакля, в антракте и после мониторила новости. Как, по моим наблюдениям, и все вокруг меня — скроллили ленту, перешептывались, пересказывали друг другу гоголевско-булгаковскую чертовщину, творившуюся в СМИ и в головах. Что это фейк, неправда, сейчас будет опровержение, не может быть, не должно...
-
«598 тактов». К. Ф. Э. Бах.
Театр балета им. Леонида Якобсона.
Хореограф Вячеслав Самодуров, художник-постановщик Елена Трубецкова.25 минут чистой радости — вот что такое новенькая премьера Театра балета имени Якобсона. Вячеслав Самодуров, в прошлом году по доброй воле и безо всяких скандалов оставивший пост главного балетмейстера в Екатеринбурге ради карьеры свободного художника, сочинил такой быстрый, такой легкий и такой веселый текст, что претензия к нему может быть только одна: почему же он так короток? Еще, пожалуйста, еще! Ну хотя бы посмотреть еще раз в другой вечер! Ан нет, теперь покажут только в начале лета. У театра все также нет своей сцены, а классику, понятно, продать легче (что особенно важно в условиях аренды). Но знаете что, люди? Вы этого лета, пожалуйста, дождитесь. Оно того стоит.
-
«Балет. Снегурочка».
Социально-Художественный театр (Санкт-Петербург).
Режиссер и художник Екатерина Угленко, драматург Маша Все-Таки, хореограф Александр Челидзе, композитор Владимир Розанов.Балет по мотивам пьесы-сказки Александра Островского — нечастый гость на музыкально-театральной сцене. К интерпретации поэтичного сюжета обращались Бронислава Нижинская (1930), Владимир Варковицкий (1946), Федор Лопухов (1947), Андрей Петров (2009), Марк Перетокин (2015). Но, пожалуй, самой успешной стала «Снегурочка» Владимира Бурмейстера, одного из основателей балетной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Поставленный изначально для лондонской компании Festival Ballet, в 1963 году спектакль был перенесен хореографом в родной театр, где идет по сей день.
-
«Декабристки».
Такой театр.
Режиссер Варя Светлова.Героини спектакля Вари Светловой находятся на пункте погранконтроля. Ровно посередине авансцены установлена мгновенно узнаваемая серая будка: человек в форме за стеклом, огромный герб РФ, красная и зеленая лампы в левом верхнем углу. Впрочем, гербов обычно не бывает, это уже поэтическая условность.
Основа спектакля — довольно сильно романтизированная и приближенная к веку XXI история декабристок (впрочем, почему бы и нет, не историческая ведь хроника). Главное, что привносит режиссер в этот с детства всем знакомый сюжет, — сегодняшний контекст эмиграции: как реальной, физической, так и внутренней, для которой недвижимость продавать, в общем-то, необязательно, но выбор какой-то сделать нужно. Абсолютно все здесь одеты современно, в бесконечных перечислениях предоставляемых погранслужбе документов никто и не пытается подражать юридическим терминам начала XIX века — да и зачем? Словом, не в Сибирь они едут — и другого объяснения появлению пункта погранконтроля посреди территории одной страны, похоже, нет.
-
«Удачи, Марк!».
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Алексей Крикливый, автор либретто Никита Рязанский, художник Анвар Гумаров.Пермский Театр-Театр давно взял курс на мюзикловый репертуар — этот жанр успел стать привычным для местного зрителя. Первый этап был после реформации Пермского драматического театра в 2007 году, а второй — с момента второго вступления Бориса Мильграма в должность художественного руководителя в 2012 году.
А вот для Алексея Крикливого мюзикл — жанр непривычный. Он режиссер драматический, а «Удачи, Марк!» — спектакль-мюзикл подростковый, о буллинге — теме острой и для целевой аудитории волнующей. Еще и художник — именитый Анвар Гумаров. Набор вводных данных подогревает со всех сторон.
-
«Золотой ключик». М. С. Вайнберг.
Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
Хореограф Алессандро Каггеджи, дирижер Федор Леднев, сценограф Сергей Илларионов.Первый большой балет — это прямо как первый самостоятельный полет на боинге или аэробусе. Вот ты был курсантом, тебе вручали цессну или кукурузник — и угробить ты мог максимум себя самого. А теперь за спиной двести человек пассажиров, на тебя смотрят с надеждой стюардессы — вперед, работай. «Золотой ключик» в Нижегородском театре оперы и балета стал таким первым большим полетом Алессандро Каггеджи — до того молодой хореограф ставил лишь миниатюры да (полтора года назад) одноактный балет здесь же, в Нижнем.
-
«Холопы». По мотивам пьесы П. П. Гнедича.
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, соавтор сценографического решения Александр Шишкин, художник по костюмам Евгения Панфилова.Вряд ли в 1907 году историк, искусствовед, драматург и переводчик Петр Гнедич мог предположить, что его новая пьеса одинаково понравится великому князю Владимиру Александровичу и наркому просвещения Луначарскому. Первый в значительной мере способствовал отмене почти что случившегося цензорского запрета на постановку пьесы, второй прямо после возобновления спектакля в 1918 году не поскупился на похвалы относительно пользы затронутых тем для революционно настроенного пролетариата. История семейства Плавутиных-Плавунцовых, написанная как первая (и единственная, добравшаяся до постановки) часть исторической хроники о царствованиях российских императоров, влечет за собой вереницу нечастых, но уверенных сценических успехов — от спектаклей Александринского театра с Марией Савиной и Малого театра с Марией Ермоловой до сценической версии 1987 года Малого театра в режиссуре Бориса Львова-Анохина с Еленой Гоголевой.
-
«Веселая вдова». Ф. Легар.
Краснодарский музыкальный театр.
Режиссер Сусанна Цирюк, сценограф Алексей Тарасов, балетмейстер Антон Дорофеев, дирижер Николай Макаревич.Южный темпераментный город горячо любит свой Музыкальный театр и ждет от него эмоций по полной программе: чтобы хорошо пели и было красиво, чтобы в опере всласть поплакать, а в оперетте посмеяться. Постановщики «Веселой вдовы», пленительнейшей из длинного списка оперетт Франца Легара, из этого и исходили.
-
Территория свободы.
Именно так аттестуют Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева времен Зиновия Корогодского выросшие в его стенах сегодняшние взрослые люди. Те, кто детьми бегал в ТЮЗ, в его знаменитое на город и мир делегатское собрание — уникальное тинейджерское сообщество, «детский зрительский парламент», созданный еще Брянцевым аж в 1924 году.
Если буквально в одном предложении: это когда у детей с 6 по 10 класс была легальная третья жизнь после семьи и школы. Ее проживали в театре под руководством театральных педагогов. Мы учили их думать, размышлять вслух, ничего не бояться, влюбляли в театр, в спектакли, в артистов в лучшем смысле слова.
-
О ХХ Театральном фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина
С театром несомненно сейчас происходит что-то. Это чувствуется и в атмосфере «Пяти вечеров». Вроде все обычно, как 20 лет подряд: спектакли, читки, потертый уют Театра «На Литейном», интеллигентная публика, преданные делу гардеробщики, буфет Клавы, ежедневные выпуски газеты «Проба пера». Даже старые дамы, покорно ожидающие доброхотов с бесплатным билетом, на своем месте у кассы. Но что-то существенное сдвинулось и поплыло, а Володин, как домашний дух, гений места, помогает нам это почувствовать.
комментарии