
-
«Маузер». Х. Мюллер.
«Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
Режиссер Дмитрий Мульков, художник Анна Красоткина.Чтобы нечто пришло
Нечто должно уйти
Первая форма надежды
Есть страх
Первое явление нового
Есть ужасЦитата Хайнера Мюллера, использованная в эпиграфе, взята из примечаний автора к пьесе «Маузер». Капельдинеры раздавали зрителям открытки с этой фразой после спектакля Дмитрия Мулькова в пермской «Сцене-Молот». Пермский «Маузер» — попытка отрефлексировать коллективное бессознательное, приводящее к безмолвному и глупому согласию. Если угодно — антиутопия, герой которой перестает быть бездушным винтиком системы, отвечая репрессивной машине категоричным «нет» и погибая свободным человеком.
-
«Забалоцце».
Республиканский театр белорусской драматургии.
Режиссер-постановщик Евгений Корняг, композитор Катя Аверкова, художник Татьяна Нерсисян.Спектакль «Забалоцце» Республиканского театра белорусской драматургии стал заключительной частью трилогии Евгения Корняга по мотивам белорусского песенного фольклора (первая — «Брак с ветром», вторая — «Пачупки» ). Каждый спектакль по форме — «песня в одном действии», по сути — мифопоэтическое размышление на тему ключевых трансформаций человека — брак, рождение и смерть.
-
«Яна всем нравится (нет)». И. Витренко.
Челябинский Молодежный театр.
Режиссер Дмитрий Писарев, художник-постановщик Екатерина Угленко, художник по костюмам Екатерина Никитина.Пьесу «Яна всем нравится (нет)» Игорь Витренко написал в 2022 году на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в Таре. После появился эскиз в Камерном зале Омской филармонии. Потом пьесу читали и обсуждали на фестивале «Арлекин» — на лаборатории «Маленькая Ремарка», а также в рамках совместного проекта Театральной школы Константина Райкина и конкурса новой драматургии «Ремарка». Подступаются к этой пьесе и театры: в начале 2024-го почти подряд появились постановки сначала в Челябинском Молодежном театре, потом в Крымском ТЮЗе.
-
«Голод». По роману К. Гамсуна.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник Константин Соловьев.Модернистский роман Кнута Гамсуна (а литературоведы признали его именно таким, хотя само это направление начало развиваться позже срока написания «Голода») в версии режиссера Лизы Бондарь неожиданно напоминает о мире писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Герой повествования, человек без имени, занимающийся литературным трудом, который его решительно не в состоянии прокормить, перекликается в спектакле с любимым гофмановским персонажем. Человек тотально погружен в себя, находится не в ладах с реальностью, жестоко от нее страдает, спасается, кажется, только собственными грезами и видениями.
-
О спектаклях Акмолинского областного русского драматического театра (г. Кокшетау)
Город Кокшетау прямо сейчас — один из центров театральной культуры Казахстана. В небольшом селении на 280 тысяч человек сразу два театра, в одном из которых оказались востребованы четыре сцены, на которых актеры играют сложную, нетривиальную драматургию. В сезон выходит 10 (!) премьер, и репертуар только усложнятся. На этот раз — Беккетом и Макдонахом.
-
«Веселые ребята». Н. Эрдман, Г. Александров, И. Дунаевский, М. Дунаевский.
Театр на Таганке.
Режиссер Денис Азаров, художник Алексей Трегубов, художник по свету Иван Виноградов, хореограф Анна Закусова, музыкальный руководитель Армен Погосян.Киномюзиклам не привыкать к переходу на театральную сцену: голливудские «Поющие под дождем» и «Мулен Руж», отечественные «Мэри Поппинс» и «Стиляги»... Вот и первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» (1934) обрела сценическое воплощение. Премьера состоялась в Театре на Таганке, на его Новой сцене, до 2020 года принадлежавшей Содружеству актеров Таганки.
-
«Мой брат умер». А. Балабанов.
Новое пространство Театра Наций.
Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, композитор Николай Комягин.В Новом Пространстве Театра Наций стартовал проект «Слой», кураторы которого — театровед Оксана Ефременко и художник Анастасия Юдина — предложили режиссерам изучить фактуру времени через разные виды искусства. В этом смысле само слово «слой» можно интерпретировать как образ недавнего прошлого, на которое предлагается посмотреть сегодняшним взглядом — уже с дистанции. В этом сезоне предметом исследования стало кино: режиссеры на театральной почве изучают кинотексты и фильмы знаковых авторов. В марте вышла постановка Галины Зальцман, впереди премьера Артема Терехина, а открыл программу в конце февраля спектакль Максима Соколова «Мой брат умер» по последнему сценарию Алексея Балабанова, дописанному им за три дня до смерти.
-
«Довлатов и К°».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Евгения Богинская.«Довлатов и К» — это перформативная читка из двух частей, первый акт которой составлен из текстов Довлатова, написанных в эмиграции, второй — из двух рассказов Николая Русского.
-
18 марта нам 55!
Чрезвычайно признательна стойкому и героическому «ПТЖ» за предоставленную возможность высказаться престарелой Мане Ошибкиной, пока ее не хватил удар и она может поздравить весь мир и родной театр с 55-летним юбилеем «Субботы»!
На сегодняшний момент главное достижение нашего театра в том, что он жив!
Много ли мы знаем театров, перешагнувших полувековой порог, возникших из любительства, прошедших непростые и порой длительные этапы студийности и ставших профессиональными? Я знаю три: «Суббота», Вахтанговский и МХАТ.
И в том, что мы живы, есть огромная заслуга всего городского театрального сообщества, наших коллег и наших зрителей, в трудную минуту встававших на нашу защиту!
Всем вам низкий поклон!
-
«Снегопады».
Упсала-цирк.
Режиссер Наталья Слащева, художник Евгения Исаева.Свежая премьера Упсала-цирка сродни двойному удару. С одной стороны, это первая работа режиссера драматического театра и театра кукол Натальи Слащевой на территории цирка. С другой — это первая премьера Упсала-цирка после почти тотального обновления, если не сказать обнуления, выпущенная с приглашенным режиссером не из мира цирка.
-
«В джазе только девушки, или У всех свои недостатки».
Центральный зал МСПК на Вернадского (Москва).
Режиссер Наталья Громушкина, сценограф Мария Вольская, хореографы Иван Черненков, Василий Черненков и Полина Каменева.Мрак не пройдет! Музыкальный театр любит и умеет чинить разбитые сердца и извлекать из ниоткуда хеппи-энды. Вот и премьеры второй половины сезона 2023/24 одна другой развлекательнее и легче, вплоть до полной невесомости: «Веселые ребята» в Театре на Таганке, «Тест на любовь» в Театре мюзикла, а в Конгресс-центре на Вернадского — новый мюзикл по легендарной голливудской комедии «Некоторые любят погорячее», известной в отечественном прокате как «В джазе только девушки».
-
«Мейерхольд. Чужой театр».
Новая сцена Александринского театра.
Автор спектакля Валерий Фокин, художник-постановщик Алексей Трегубов.К 150-летию В. Э. Мейерхольда Александринский театр подготовил обширную программу — ряд выставок, лекционный цикл, международную научно-практическую конференцию и, наконец, спектакль художественного руководителя театра Валерия Фокина, у которого столь многое в жизни и в профессии связано с творчеством великого режиссера-реформатора. Фокин глубоко и разнообразно исследует Мейерхольда в течение десятилетий и свято чтит его память. Однако спектакль, вышедший на Новой сцене (кстати, не так давно по воле Валерия Владимировича принявшей имя Мейерхольда), не выглядит подношением к юбилею.
-
«Снегурочка». А. Островский. Музыка П. Чайковского.
Большой театр. Совместная постановка с Малым театром.
Дирижер Иван Никифорчин. Режиссер Алексей Дубровский. Художник Мария Утробина.Однажды Дирекция императорских театров обратилась к Александру Николаевичу Островскому с просьбой написать масштабную пьесу-феерию. Условие поставили непростое — продумать действие так, чтобы в нем участвовали и музыкальная, и драматическая труппы, подведомственные Дирекции. Музыку заказали Петру Ильичу Чайковскому. Драматург и композитор работали параллельно, пересылая друг другу готовые фрагменты. Малый театр в то время был на ремонте, премьеру сыграли в Большом. На декорации, костюмы и эффекты машинерии Дирекция императорских театров средств из государственной казны не пожалела — чего стоило одно только таяние Снегурочки, окруженной бьющими струями фонтана в свете прожекторов! Было это чуть больше ста пятидесяти лет назад. К этому юбилею и приурочили новую постановку «Снегурочки», заодно вспомнив другую круглую дату — 200-летие со дня рождения Островского, исполнившееся в прошлом году. Как и полтора века назад, привлекли к участию артистов Большого и Малого театров.
-
О лаборатории «Коля» на Площадке 51
Сбита система координат. Пространство Площадки 51 даже не перевернуто, а сдвинуто. Прежний «амфитеатр» отрезан белой полупрозрачной занавесью. За ней жизнь: торшер, стол, кресло, цветок в вазе, экран телевизора.
Художнику, режиссеру Коле Русскому, ушедшему из жизни в прошлом году, посвящено трехчастное — трехдневное — событие. Три эскиза-спектакля по его пьесам и рассказам: «Коля: Анюта», «Лесное колдовство», «Алексей».
Лаборатория «Коля» — не лирическая попытка возродить Русского. Не художественная попытка воскресить его наследие. Это вообще не наследование.
Другое: в этом поломанном мировидении, в этой поломанной архитектонике сегодняшнего дня, оставшейся без художника, попытка предложить свои — субъективные и самостоятельные — гипотезы возрождения. Жизни, человека, театра, реальности, мифа — чего угодно.
-
«Король умирает». Э. Ионеско.
Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева.
Режиссер Олег Юмов.Олег Юмов, новый художественный руководитель Бурятского академического театра драмы, поставил «Король умирает». И это не первое его обращение к драматургии Эжена Ионеско. Когда-то, в 2008 году, будучи совсем молодым режиссером, он поставил «Стулья» на сцене Русского театра Улан-Уде. Я помню этот спектакль, который меня удивил, во-первых, интересом начинающего режиссера к театру абсурда, а во-вторых, тем, что это был очень смешной и печальный спектакль, совершенно лишенный той мрачной серьезности, с которой тогда принято было ставить пьесы абсурдистов. Ученик Сергея Женовача умел точно разбираться в действии и ощущать и понимать смысл и значение образов у Ионеско, который решился написать о том, что такое «небытие», и усомнился в реальности вещественного мира.
-
«Похищение из сераля». В. А. Моцарт.
Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
Дирижер Дмитрий Синьковский, режиссер Екатерина Одегова.Современный театр подзабыл, а теперь вспоминает такие собственные достоинства, как художественная целостность, единство приема и выдержанность стиля. А музыкальный театр еще к тому же периодически обнаруживает, что можно строить отношения звучащего и зримого как отношения гармоничные и органически взаимосвязанные, а не существующие сами по себе или в конфликте, содержательность которого весьма сомнительна или вообще не прочитывается.
Спектакль Нижегородского театра оперы и балета «Похищение из сераля» Моцарта заставляет к прежним ценностям вернуться, хотя и с учетом тех обретений, которые сделаны отнюдь не на пути соразмерности всех составляющих и их мирного сосуществования.
-
«Отцы/Дети». Сценарий Марка Букина по роману «Отцы и Дети» И. С. Тургенева.
Пермский академический «Театр-Театр».
Режиссер Марк Букин, художник Евгений Терехов.Марк Букин ставит на сцене «Театра-Театра» один из самых социально-плюралистических классических русских романов — «Отцы и дети» Тургенева, исследуя феномен русской деревни и психологию русской интеллигенции на примере, в первую очередь, Базарова. Режиссер пишет собственную инсценировку, переводя действие «Отцов и Детей» в абстрактную современность, рифмует роман Тургенева с нынешним миром. В основе визуального и музыкального рядов — стереотипные, узнаваемые образы разночинных представителей России-матушки.
-
Мы провожаем Римаса Туминаса, которого вчера отпели (по его завещанию — в простом деревянном гробу с холщовым подбоем) и сегодня кремируют в Южной Италии...
Мы провожаем Туминаса не сразу, потому что сразу — слова как-то оставили нас. Творчество Римаса описано в «ПТЖ» полно, от начала, десятками текстов многих авторов. Смерть художника — не время для эстетического анализа, это время слез и воспоминаний. Очень многих.Через несколько часов после сообщения об уходе Римаса Туминаса, точнее, на следующее утро, фасад Театра им. Евг. Вахтангова на Арбате преобразился. На больших экранах в проемах между колоннами, где обычно транслируются афиши, появились фотографии режиссера с датами его рождения и ухода. Уже к середине дня у каждой колонны и каждого фото возникли живые цветы. На следующий день множество букетов легли и на пьедестал памятника Евгению Вахтангову, расположенного по центру фасада. Цветы несут до сих пор, у колоннады останавливаются прохожие и долго всматриваются в сменяющие друг друга на экране портреты режиссера. Многие тут же, в соседнем здании покупают цветы и кладут их к подножию.
Мы провожаем Римаса Туминаса только сегодня, собрав несколько текстов в поминальный венок. Так уже было однажды после ухода Някрошюса: мы тоже онемели, не знали, что писать про «наше всё», и лишь собирали скорбные «цветы» по полям соцсетей...
И сегодня мы смешиваем собственные черные буквы со словами тех, кто попрощался с Мастером в интернете...
-
«День числа Пи». Н. Дашевская.
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Фамил Джавадов, художник Катерина Андреева.Фамил Джавадов, недавний выпускник режиссерского курса Андрея Могучего в РГИСИ, поставил на Малой сцене БДТ повесть Нины Дашевской «День числа Пи» в инсценировке Клавы Ильиной. Нина Дашевская — одна из самых известных российских писательниц, работающих на поле литературы для детей и подростков. Ее повести неоднократно ставились на сцене («Севка» в театре «Мастерская», «Я не тормоз» в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый», «Тео — театральный капитан» в Детском музыкальном театре юного актера и др.). Один из главных мотивов ее произведений — возможность социализации одаренных детей, их одиночество в мире ровесников. Не исключение и «День числа Пи» — повесть, в которой одни и те же события рассказаны через призму восприятия двух мальчиков.
-
«Настанет день...». Ю. Лоттин (по мотивам ранних произведений В. Набокова).
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург).«Пассажиры без багажа». Персонажи спектакля, выбегая из-за дверей на игровую площадку, потерянно мечутся, потом, кое-как уместившись, устраиваются на столе, жмутся друг к дружке и, мерно покачиваясь, плывут в спасательной шлюпке по океану. Сметенные с родной земли ураганным ветром истории, русские эмигранты из набоковских рассказов — люди, живущие внутри мировой катастрофы, и этим они так нам близки, так понятны. Несмотря на очевидную бесплодность надежд, они продолжают повторять: «Настанет день...» День, когда вновь найдется опора, когда они смогут вернуться. Не то чтобы домой... Но в свой потерянный рай.
комментарии