Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • FRINGE. АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ

    2-26 августа проходит Эдинбургский Фриндж — самый масштабный из театральных фестивалей. В этом году в его программе, к сожалению, нет «Русского сезона» (фестиваль визуального и пластического театра), организованного АННОЙ БОГОДИСТ (она же бессменный менеджер театра DEREVO на протяжении девяти лет). Ровно год назад Анна стала первым в истории эдинбургского смотра продюсером, получившим почетную и желаемую для многих сотен театралов награду — Herald AngelAward. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с Анной, сделанное АЛЕКСАНДРОЙ ДУНАЕВОЙ по следам прошлогоднего Фринджа — об особенностях эдинбургской фестивальной «кухни», фестивальных приоритетах и наградах. И с надеждой на новый «русский десант». Теперь уже через год.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НА ФЛЕЙТАХ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ

    В Петербурге открылся ЦЕХ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ.

    10 августа уже издали по приближении к дому № 41 по ул. Восстания слышались трубные звуки, а саму неширокую Восстания фактически перегородила толпа зевак. С балкона эркера человек в цилиндре рубил стихи, похожие на лозунги. Другие во фраках и ярком гриме выдували из длинных полых труб, высекали из велосипедных спиц прямо на тротуаре свою музыку. Пара оживших манекенов в витрине — красная фурия и белый «Пьеро» с красным похожим на шрам шнурком на шее— принимали декадентски-вычурные позы. Двое художников с мольбертами тут же «увековечивали» происходящее маслом. В афишнице театра виднелся плакат с двумя накладывающимися друг на друга, но не совпадающими квадратами: красным «Камерный театр Малыщицкого» и черным «Цех свободных художников».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГЕНИЙ СБЛИЖЕНИЙ

    Гаевский В. М. Книга расставаний. Заметки о критиках и режиссерах. М: РГГУ, 2007.

    Гаевский В. М. Книга встреч. Заметки о критиках и режиссерах. М.: РГГУ, 2012.

    В № 1(71) Петербургского театрального журнала была опубликована рецензия Дмитрия Циликина «Сослагательное и безусловное» на «Книгу встреч» Вадима Моисеевича Гаевского, где многое из книги было рассмотрено как под «увеличительным стеклом». Сейчас — в  рецензии Елены Горфункель на две последние книги Гаевского — мы хотим предложить вашему вниманию иную исследовательскую «оптику».

    С разрывом в несколько лет вышли две новые книжки Вадима Моисеевича Гаевского: «Книга расставаний» (2007) и «Книга встреч» (2012). Обе — «заметки о критиках и режиссерах». Читать Гаевского всегда увлекательно — как ему когда-то в юности читались хорошие рецензии. Но не о литературном, исключительном, даровании Гаевского думаешь, когда его читаешь — это само собой, ни разу ни скривишься от словесных неловкостей, напротив — только такой и нужен дар для специалиста по критике. Больше всего восхищаешься тем, что можно назвать «гениальностью сближений». Ведь для того, чтобы появился в тексте «отблеск истории, отсвет эпохи», чтобы совершенно неожиданно сблизились явления разного рода, скажем, Катя Максимова и Вудсток, театр Мейерхольда и драмбалет, нужно видеть.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК

    «Что случилось в зоопарке». Э. Олби.
    «Наш театр».
    Режиссер Лев Стукалов, художник Марина Еремейчева.

    В конце июля незадолго до ухода в летний отпуск «Наш театр» показал спектакль «Что случилось в зоопарке» — в последний раз под грифом «премьера».

    Случилось это в здании на проспекте Добролюбова, 1, откуда рукой подать до зоопарка. То есть можно представить, что этот проспект — какая-нибудь Пятая авеню, а пересекает его не Кронверкский, а упоминаемая в пьесе Шестьдесят пятая. Представить можно, вот только абсолютно не нужно, поскольку режиссер открыто пресекает какие-либо связи с нашей действительностью, как и всякий эффект «узнавания».

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 7

    В архиве появился № 7. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ЛЮБИМОВКА-2013. НОВЫЕ ИМЕНА

    Закончился отбор пьес для фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Сегодня 1 августа были объявлены итоги. Примерно на протяжение трех месяцев пьесы читали и отбирали режиссеры, драматурги, сценаристы, театральные и кино- критики: Анна Банасюкевич, Наталья Ворожбит, Татьяна Джурова, Елена Ковальская, Алексей Крикливый, Оксана Кушляева, Всеволод Лисовский, Анастасия Лобанова, Кристина Матвиенко, Ева Некляева, Марина Потапова, Александр Родионов, Павел Руднев, Наталья Санникова, Елизавета Спиваковская, Ольга Шакина. Присланных в этом году пьес оказалось больше, чем обычно — около 800. В шот-лист фестиваля вошли 22 пьесы, как известных авторов, так и многочисленных дебютантов. Вот их названия и имена:

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ

    «Ты, я...». И. Члаки.
    Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
    Режиссер Юрий Ядровский, художник Фемистокл Атмадзас.

    Сыгранный в последние дни июля спектакль «Ты, я...», как и многие другие летние премьеры, рискует остаться незамеченным. Поставленная в рамках программы «Право на эксперимент» пьеса Ильи Члаки, еще в 1991 году уехавшего в Германию, только формально попадает в разряд современной драматургии. А Юрий Ядровский, однокурсник более громко заявивших о себе Владимира Золотаря и Игоря Селина, едва ли попадает в обойму экспериментаторов. Выпускник некогда наделавшего шума на Моховой курса, набранного Маром Сулимовым и подхваченного после его смерти Геннадием Тростянецким, Ядровский когда-то поставил ионесковские «Стулья» с дивным дуэтом Натальи Парашкиной и Сергея Уманова, на которые ломилась вся Театральная академия. Хотя сам «герой дня» умудрялся оставаться в тени. Потом была работа в провинции «по умолчанию». Но сейчас, спустя 15 лет, встреча пьесы и режиссера дала своеобразный художественный результат, заслуживающий пристального внимания.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАТЬ ЛЕГЕНДОЙ

    75-летие со дня рождения Геннадия Сотникова в Якутии

    Петербургского художника, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Геннадия Петровича Сотникова с Саха театром, с его руководителем, режиссером Андреем Саввичем Борисовым связывало нечто большее, чем сотрудничество. Это было творческое и человеческое родство. Здесь он поставил спектакль «Голубой желанный берег мой», ставший для театра прорывом в новое пространство. Здесь осуществил множество спектаклей, в том числе «Ханидуо и Халерхаа», «Алампа, Алампа», «Доброго человека из Сезуана» и «Короля Лира». Сегодня он ощущается якутской культурой как признанный классик, и неудивительно, что в юбилейные дни заговорили о памятнике художнику на Театральной площади.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ГИД ПО НЕЗАВИСИМЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ПЛОЩАДКАМ ПЕТЕРБУРГА

    Идея создания независимых театральных площадок витала в воздухе уже лет пять назад, когда театральная молодежь особенно остро нуждалась в ресурсах (пространстве, репетиционных помещениях, технике, финансировании и т. д.) для воплощения своих замыслов. Ситуация у ребят и правда была незавидная: репертуарные театры с осторожностью относились к молодым режиссерам и часто отказывали им в постановках, не желая рисковать афишей, современная русская драма с трудом пробивала себе дорогу на сцену, система финансовой поддержки вчерашним выпускникам и их театрам отсутствовала. С тех пор кое-что изменилось, независимые театральные площадки стали неотъемлемой частью петербургской театральной жизни, так что мы решили сделать небольшой гид по ним.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • БЛОКАДНИКИ ПОКИДАЮТ ПОСТЫ

    29 июля театр «Санктъ-Петербургъ Опера» провожает на заслуженный отдых своего исполнительного директора, заслуженного работника культуры Лидию Ивановну Григорьеву. Петербурженка, блокадница, она более 70 лет отдала театру. Предлагаем вашему вниманию информационное письмо, которое мы получили из театра.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРЕВРАЩЕНИЯ ОЛЬГИ БЕЛИНСКОЙ

    В недавнем эфире «Эха Петербурга» театральный критик Павел Руднев назвал актрису Ольгу Белинскую одним из главных петербургских открытий. Его мнение поддержат многие из тех, кто выдвигал актрису на «Золотую Маску», кто видел «Антитела». И сейчас, после «Антител» каждый новый спектакль с участием Белинской становится событием. «Зеленый шатер» Анджея Бубеня, «Нора» Юрия Квятковского... Но еще до этих ролей, до открытия Белинской Москвой, до общего признания были роли в спектаклях Анатолия Праудина, была «Фро» Татьяны Артимович. Еще в 2009 году Петербургский театральный журнал опубликовал статью Оксаны Кушляевой «Босиком. Ольга Белинская». Предлагаем вспомнить, как это было и с чего все начиналось.

    Читать дальше
  • ПОДСОЛНУХОВЫЙ САД

    Мы продолжаем серию публикаций, в которых студенты-театроведы рассказывают о студентах-актерах и об учебных спектаклях. На этот раз — о выпускниках Сергея Бызгу и о дипломной декаде спектаклей его курса.

    Один из элементов сценографии спектакля актерского курса Сергея Бызгу — «В поисках Кустурицы» — подсолнухи, беспечно цветущие за забором. Они же, только «очеловеченные», и на афише декады дипломных работ выпускников 2013 года: из подсолнухов, как из зеркальных цветов в «Тайне третьей планеты», на нас глядят молодые студенческие лица. Июньские спектакли позволили поближе познакомиться с этими «цветами», выращенными заботливым «садовником».

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • АННА ЯБЛОНСКАЯ — ТЕАТР И ЖИЗНЬ

    Уважаемые читатели! Вчера, 20 июля, драматургу Анне Яблонской исполнилось бы 32 года. В канун этого дня в редакцию пришло письмо от отца Анны — Григория Эммануиловича, выступившего инициатором издания максимально полного сборника произведений дочери. Приводим полный текст этого письма.

    Глубоко уважаемые коллеги на сайте ПТЖ,

    к вам обращается отец Ани Яблонской, погибшей во время теракта в «Домодедово» 24 января 2011 года. Более года мы с матерью Ани Верой Андреевной готовили к изданию книгу «Анна Яблонская — театр и жизнь». В большой (30 авторских листов) и красивой книге впервые собраны все известные и малоизвестные Анины драматургические произведения. Работа с книгой сейчас продолжается в хорошем одесском издательстве, и по нескольким важным причинам хотелось бы, чтобы об этом узнали коллеги и друзья драматурга Яблонской в России и вокруг.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ТАНЦТРИЛЛЕР

    «Пассажир». По повести А. Нотомб «Косметика врага».
    В рамках XV Международного фестиваля современного танца «Open Look».
    Режиссер Максим Диденко, хореограф Владимир Варнава.

    Юбилейный «Open Look»-XV подарил своим участникам и зрителям по-праздничному замечательную программу. В соответствии со своим кредо —привозить на фестиваль не то, что хит, попса или просто красиво, но показать мировые тренды в современном танце—организаторы представили очень разноплановые и сильные спектакли. От чистого танца и классического модерна до танцтеатра и интерактивных перформансов с мультимедийной поддержкой — выборка, отражающая различные пути развития танца сегодня. Как общую тенденцию можно отметить стремление к синтезу искусств и, в частности, драматизацию/театрализацию танца.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • FAMILLEMORTE

    «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». Ф. Ивер, адаптация Е. Бондаренко.
    Центр им. Вс. Мейерхольда.
    Режиссер Юрий Муравицкий, художник Екатерина Щеглова.

    Для постановки «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» драматург Екатерина Бондаренко адаптировала текст французского автора ФабьенИвер «Papapart, mamanment, mémémeurt». Пять главных персонажей — мать, отец, дочь, сын и бабушка — помещены в типическое пространство ситкома. Перед нами коробка-павильон, представляющая собой гостиную среднестатистической квартиры среднестатистической семьи. От зрителей актеры отделены прозрачной стеной, они будто находятся за стеклом или по ту сторону экрана. Персонажи лишены слов, их пластика неестественна, эмоции преувеличены. Складывается впечатление, что ими управляет невидимая рука, как в компьютерной игре TheSims. В остальных трех стенах проделаны окна звукозаписывающей студии, за ними стоят две женщины и мужчина (Светлана Михалищева, Наталья Терешкова, Михаил Ефимов) и читают текст. Кажется, что сейчас они начнут озвучивать происходящее, но их поток сознания — своего рода музыкальное сопровождение спектакля. Действие внутри коробки и текст снаружи идут параллельно друг другу, они не взаимосвязаны. Таким образом, возникает два пласта не только восприятия, но и развития сюжета.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 68

    В архиве появился № 68. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 72

    Жара, июль, середина лета, время летних отпусков...

    Когда-то, и не раз, так мы начинали «К читателям и коллегам», сообщая, что в это время «ПТЖ» работает, парится, делает новый номер.

    Новый, молодежный, и правда делается, а в это время как никогда неторопливая типография (жара, июль...) привезла нам тираж № 72.

    Он — условно «актерский». Но только условно. Потому что и окончание записок Н. Крымовой, и «Прогулок с Гинкасом» — тоже в этом номере. И премьеры «всея Руси» (мы уже давно не разделяем театральный процесс на столицу и провинцию) .

    И все же в новом номере много актерских лиц, портретов, и, в основном, это лица молодые.

    Смотрите! Читайте!

    Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ

    «Калека с острова Инишмаан». М. Макдонах.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Прикотенко, художник Олег Головко.

    «Калека с острова Инишмаан» стал последней премьерой БДТ накануне закрытия сезона. Невероятно, но факт: за девять с небольшим лет Мартин Макдонах из неизвестного ирландца превратился в русского национального драматурга. Его охотно ставят в репертуарных театрах, актеры одобрительно кивают в сторону суровых ирландских героев, а зрители с удовольствием приходят посмотреть «старые-новые» истории сценариста и режиссера «Шестизарядника», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАРЫЙ НОВЫЙ ЦИРК

    «Шепот стен».
    Компания «Маленькие часы» в рамках XI Международного фестиваля им. А. П. Чехова
    Режиссер Виктория Чаплин.

    Тихо, без растяжек на улицах города и рекламы на телевидении, вообще без шума и пыли, да еще и на сцене периферийного ДК «Выборгский, в Петербурге прошел " Шепот стен». А вернее — Международный фестиваль им. А. П. Чехова привез в наш город новый спектакль того самого легендарного клана Чаплин-Тьере, о родословной которых — прямой и театральной — шепчут друг другу восторженные почитатели. Новый спектакль шутников и волшебников, показавших нам за несколько лет ежегодного участия в программе Чеховского «Невидимый цирк» и «Симфонию майского жука», «До свидания, зонтик» и «Ораторию Аурелии» — спектакли, оставляющие в ожидании нового чуда, следующего волшебного сна — страшного и прекрасного, смешного и трагического, циркового, театрального...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛЕПАЖ-МАШИНА

    «Карты I: Пики».
    Театр ExMachina (Канада) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова.
    Режиссер Робер Лепаж, художник Жан Азель.

    «Карты I: Пики»— мечта завпоста. Сладкий сон монтировщика об идеальном спектакле. Эта сценическая партия разыграна отчаянным театральным шулером на цирковой арене. Сцена с поворотным кольцом по краю напоминает увеличенный в размерах покерный стол или рулетку и «заряжена» для самой смелой игры. Во всю ее глубину внедрен подвижный квадрат—большая шкатулка со множеством выдвижных ящиков, створок, потайных отсеков. В этом изобретательном пространстве Робер Лепаж раскладывает карточные комбинации сразу в трех плоскостях, из мастей самого разного порядка. Эти условные пространства режиссер заявляет в самом начале спектакля. Над ареной — небосвод софитов, зависшие в воздухе стулья, на ее дне — темная комната, в которой двое солдат насилуют третьего, на плоскости — короли и дамы актерского мастерства.

    Читать дальше | Комментарии (0)