
-
«Сказка».
Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) и «Саунддрама» (Москва).
Режиссер Владимир Панков, хореограф Татьяна Баганова.«Провинциальные танцы» опять «попали». Позавчера была премьера, и чувствую, как спектакль растет внутри, впечатление, послевкусие оказывается чуть ли не сильнее самого воздействия. Хотя и на самом спектакле напряжение было такое, что вопрос, который все время хотелось задать соседке-музыковеду («откуда эта роскошная царица — Светлана Ланская, топ-модельного роста, стройности и отчетливо „всех румяней и белее“, с дивной красоты оперным дарованием?»), так и остался висеть в воздухе. Возможности хоть на минуту отвлечься от сцены спектакль не дал.
-
Второй Дальневосточный театральный форум в Южно-Сахалинске.
Уже во второй раз Сахалинский Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр) предложил театрам Дальнего Востока собраться вместе для обсуждения общих театральных проблем. А проблем действительно много. И связаны они, прежде всего, с изолированностью театров этого огромного региона от общероссийских театральных процессов.
-
VI Международный фестиваль любительских театров «Театр начинается...»
Нет нужды подробно рассказывать читателям «ПТЖ» об организаторах, принципах отбора и основных задачах фестиваля — обо всем было написано здесь. Фестиваль проводит все та же удивительная команда, лидером которой является Юрий Ерофеев. В тщательно отобранной афише по-прежнему любительские коллективы из России и других стран, а в жюри серьезные профессионалы: Георгий Тараторкин, Александр Галибин, Евгения Тропп, Григорий Заславский.
-
«Мой милый Плюшкин». Виктор Ольшанский.
Омский Театр юного зрителя.
Режиссер Борис Гуревич, художник Мария Брянцева.28 сентября омский ТЮЗ, вести из которого в журнале появляются не часто, открыл новый 77-й сезон. Предлагаем вашему вниманию статью об одной из лучших премьер прошлого сезона.
В репертуаре омского ТЮЗа порой появляются экспериментальные камерные спектакли. Ход времени в самом свежем из них ощутим буквально физически. Движется время лишь в воспоминаниях главного героя, но то и дело слышно, как крутятся невидимые шестеренки, лязгают цепи, тикают незримые часы, отмеряя мгновение за мгновением. Под этот прерывистый аккомпанемент на тебя контрастным душем обрушивается смешное и печальное, прекрасное и отталкивающее. Здесь все наоборот — зрители сидят на сцене, актеры играют в зрительном зале. И стрелки часов крутятся в обратном направлении.
-
«Демоны». Н. Ворожбит.
«Этюд-театр».
Режиссер Семен Серзин, художник София Матвеева.После фактического закрытия площадки лаборатории «ON. Театр» и ухода Дмитрия Егорова «Этюд-театр» открывает новый сезон на новом месте и с новым главным режиссером. В «Скороходе». Спектаклем «Демоны» Семена Серзина. В ближайшее время мы собираемся расспросить Семена о планах «Этюда», а пока — рассказываем о премьере.
К драматургии Натальи Ворожбит Серзин обращается не впервые (в 2011 году в Волковском театре он поставил ее «Вия»), это уже закономерность. Пьесы Ворожбит, питаемые не только народной средой и колоритом, в самих себе содержат мощный зародыш мифотворчества. И стимулируют к нему режиссеров.
-
С 26 сентября по 10 октября в Норильске проходят «Параллели». Традиционно в программе спектакли, выставки и концерты участников из северных стран, а также мастер-классы, лекции и лаборатории. В этом году в гостях у «Параллелей» — театры и концертные коллективы из Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Голландии, Нидерландов и городов России.
-
«Дом». Театр Het Filiaal (Утрехт, Голландия).
Постановка Йелли Схипперс, декорации Мириам ван Хюхт.
Из программы фестиваля «Гаврош» (Москва).Рядом с московским Театриумом на Серпуховке огородили пластиковым забором участок сквера. На заборе крупно написали «Дом». За забором поместили большой контейнер, преобразованный в специфическую сцену для моноспектакля. Внутренность контейнера тщательно оборудована для почти настоящей жизни почти настоящего человека: шкафчики с посудой и одеждой, кухонная плита, старомодный приемничек-транзистор, старые фотографии по стенам, одинокая изящная фарфоровая чашка, узкая койка, аккуратно застеленная шерстяным одеялом, санузел, пластмассовый игрушечный утенок, и т. д. — масса достоверных бытовых мелочей. Камерная до предела обстановка превращена в сугубо публичную.
-
«Маленький цирк». Лоран Биго.
В рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».Новый сезон в Большом цирке на Фонтанке, в этом году принимающем участие в ежегодном фестивале фонда Pro Arte «Современное искусство в традиционном музее», открылся гастролями французского музыканта, актера и режиссера Лорана Биго. Получасовое камерное представление демонстрировалось в помещении Музея циркового искусства. Миниатюрная арена, оснащенная импровизированными цирковыми снарядами — батутом (автомобильной музыкальной колонкой, пульсирующей при увеличении громкости), а также трапецией и канатом из лесок — умещается на письменном столе. Труппа в большинстве своем состоит из дешевых пластмассовых игрушек, снабженных заводными механизмами — в качестве трюкачей у Биго выступают переворачивающиеся с ног на голову спайдермены, вращающиеся вокруг собственной оси летающие тарелки и прочие представители китайского ширпотреба...
-
«KILL». По мотивам пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь».
Новосибирский театр «Красный Факел».
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко20 сентября «Красный Факел» открыл сезон премьерой Тимофея Кулябина «KILL» по мотивам пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Выражение «по мотивам» в случае с «КILL» кажется крайне неточным. Скорее — на базе «Коварства и любви». От пьесы оставлена только фабула, сценический же текст представляет собой компиляцию множества литературных, философских и даже религиозных произведений. Надо отдать должное режиссеру, сделано это настолько тонко и грамотно, что даже очень неплохо подготовленный зритель не сразу заметит, что Шиллера подменяют то Салтыков-Щедрин, то Цвейг.
-
Сноска. «Юрский — это наше все» называлась моя статья в № 1 «ПТЖ»
Числа с 15 сентября вдруг началось: 18-го хочу на концерт Юрского в Большом зале Филармонии. Как попадать в Филармонию — всегда непонятно, на звонки и представления тут не раз отвечали: «Мы не театр, и театральный журнал не имеет к нам отношения», но попасть-то хотелось. Видимо, старею: память подкидывала картинки школьного отрочества, когда лишний билет в БДТ мы ловили на углу Фонтанки и Апраксина, чтобы умереть на третьем ярусе, когда Юрский-Чацкий упадет в обморок или выйдет стариком Илико, чтобы побеседовать с бабушкой и Илларионом. Я «впала в детство» и решила ловить лишний билет на углу пл. Искусств и Итальянской. Сразу стало весело от азарта попадания. Как будто я не критик, а та семиклассница, бегущая в тот БДТ за счастьем.
-
В Киеве умер Саша Марков. Кугель когда-то писал, что есть некая странность в том, что Комиссаржевская умерла в Ташкенте от оспы. Но нет странности в том, что Александр Марков — в Киеве, у истоков российского православия, к которому он истово пришел пару десятилетий назад.
-
«Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
Омский академический театр драмы.
Режиссер Александр Кузин, художник Александр Орлов.Открывая 140-й сезон, омская драма вернула в свою афишу название, ставшее театральной легендой: на эти подмостки 40 лет назад в роли поэта-бретера выходил обожаемый публикой Ножери Чонишвили, и многим еще памятна прекрасная, чуть грустная «улыбка Сирано» (именно так называлась статья об актере, написанная Светланой Нагнибедой). Сегодняшний спектакль на легенду не покушается, но и не прячется в ее тени. Постановка дает «новую жизнь традиции» (по аналогии с программой, реализованной в Александринке): значимая именно для этого театра пьеса заново рождается в ином времени, в оригинальном художественном решении, для других зрителей.
-
«...и наказание» — «сцены из романа Федора Михайловича»
Рязанский областной театр кукол
Режиссер — Олег Жюгжда, художник — Валерий РачковскийXIV Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины», проходивший с 14 по 18 сентября в Рязани, украсился классиками. На эмблеме — Лев Толстой с Петрушкой. Портреты авторов в массивных рамах появились в буклете, как в школьном кабинете литературы. В программе — «Обломов» в постановке Станислава Железкина в театре «Огниво», «Петербургские сновидения» Дмитрия Лохова и блистательного актерского ансамбля Архангельского театра кукол, «Кармен» Бориса Константинова и Виктора Антонова в Вологде. Но больше всех удивили хозяева. Рязанский театр кукол представил спектакль «...и наказанiе» — «сцены из романа Федора Михайловича».
-
«Последнее китайское предупреждение». По пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер Семен Спивак, художник Владимир Фирер.Входя в калитку теперь такого облагороженного и чопорного Измайловского садика, я с нежностью вспоминаю те недалекие времена, когда тут не было ухоженных клумб, ровных дорожек и креативных фигур. Времена, когда перед спектаклем в фойе «Молодежки» было тесно, как в метро в час пик, когда зрители, которым не хватало мест, сидели на полу под ногами у актеров, а актеры были (или казались, ведь так всегда кажется, когда смотришь снизу вверх) большими, близкими, красивыми. Тогда в садике гуляли мамочки с колясками, студентки-первокурсницы (обожательницы) и местные пьяницы. Сейчас перед премьерой половину садика заняли люди в черном, охраняющие даму в голубом. Бывшую градоначальницу, не без помощи которой этот садик и сам театр изменили внешний вид и статус. Да, в последние годы «Молодежка» поменяла свой молодежный легкомысленный облик на зрелую солидность, приобрела «осанку» и лоск, но потеряла то, что все живые создания теряют с годами, — блеск в глазах и заразительность. «Молодежка» постарела и устала, но при этом не возмужала.
-
С 10 по 15 сентября Москву в районе ТЦ на Страстном наводнили хипстерского вида мигранты, призванные сюда совершать бархатную театральную революцию. Их девизами стали «мобильность», «информированность», «выход из зоны комфорта». А если формальнее, здесь прошел Молодежный театральный форум-фестиваль «АРТмиграция»: шесть спектаклей молодых столичных режиссеров, поставленных в провинции, и мощная информационная программа, позволяющая расширить представления о возможностях театра.
-
«Эврибоди на природе»
Учебный театр «На Моховой».
Факультет театра кукол. Мастерская Яны Туминой.
Режиссер Андрей Князьков.Новый «рукотворный» спектакль руководителя театра «Hand Made» Андрея Князькова — вовсе не спектакль, а воплощенный на сцене пластическими средствами фрагмент студенческой жизни подопечных мастерской Яны Туминой. Под совершенно разную музыку — от заводной «Let’s twist again» Chubby Checker’а до уже затертого от бесконечного цитирования «Полета шмеля» Н. А. Римского-Корсакова — ребята строят акробатические этюды на тему «Как я провел этим летом».
-
В Ижевске прошла Вторая творческая лаборатория молодых режиссеров.
Представим себе нашего петербургского Шекспира («Гамлета», «Лира», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетту», «Макбет-кино»), сведенного в один спектакль из пяти блицев с соответствующим авторством Фокина, Богомолова, Коршуноваса, Ждановой, Бутусова. По-моему, неслабый мог бы получиться спектакль.
Вселенная Шекспира, по-видимому, только так и осуществляется сегодня — в стыках концептов. То есть клиповая скоропись сама по себе, а в стыках быстренько переводит дыхание и продолжает жить лукавый старик 450 лет от роду.
-
«Фрекен Жюли». А. Стриндберг.
Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск).
Режиссер Денис Бокурадзе, художник Алиса Якиманская.Новокуйбышевский театр «Грань» существует более 40 лет. Он участник и дипломант многих театральных фестивалей. Но на «Реальном театре» оказался впервые. Спектакль «Фрекен Жюли» А. Стриндберга в постановке Дениса Бокурадзе, о котором «ПТЖ» писал не так давно (http://ptj. spb. ru/blog/epoxivgorode/), «открывая» для себя этот театр и его нового режиссера, сначала забрал награды «за лучший спектакль» и «лучшую женскую роль» на фестивале «Театры малых городов России», который прошел в июне в Пятигорске. Но одно дело — малые города, и совсем другое — контекст «Реального театра», где нет конкурса и наград, но профессиональный счет чрезвычайно высок.
-
«Красная птица». Павел Рассолько. Театр «Практика». Режиссер Войтек Урбаньски, декорации и костюмы Маргариты Аблаевой.
Первая премьера «Практики» при новом худруке Иване Вырыпаеве — спектакль «Красная птица» по пьесе белорусского драматурга Павла Рассолько в постановке польского режиссера Войтека Урбаньски. Это своеобразная одиссея минского аутсайдера-интроверта, пытающегося вписаться в современный ему социум посредством то пива, то легких наркотиков.
-
«Три дня в аду». Павел Пряжко.
Театр Наций.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.Про «картошечку» ‒ это реплика случайного зрителя, явно уставшего от всего-то часового спектакля-инсталляции Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной по пьесе, разумеется, Павла Пряжко в московском Театре Наций. Более решительные, впрочем, покидали действо, не дожидаясь финала, благо стесняться было некого — артисты появлялись в поле зрения на пару минут и исчезали вновь. «Картошечкой» потчевали тех, кто уцелел, и отнюдь не в формате банкета. Было это не благостным послесловием, но кодой, явно включенной в замысел. После тотальной погруженности в происходящее (тех, у кого это получилось, конечно) с его медитативно-тягучим «адом» все эти столы с белоснежными крахмальными скатертями и сверкающими приборами вдруг показались явной «декорацией», театрализованной условностью. Как и грубые сковороды с горячей картошкой, поставленные прямо на скатерти.
комментарии