
-
«31 июня». К. Федоров. По пьесе Дж. Б. Пристли.
Театр «Карамболь».
Режиссер-постановщик Борис Павлович, композитор Александр Зацепин, стихи Ильи Резника, Леонида Дербенева, Риммы Казаковой, Юрия Энтина, сценография Виктора Шилькрота.Утвердившийся в амплуа новатора, интеллектуального режиссера и пассионария, Борис Павлович в своей первой после отъезда из Кирова постановке шутя нырнул в стихию мейнстрима. Приветливо помахал нам со сцены совсем другим ярлычком. И зарябило в глазах: блики стразов и искры люрекса. Дорогой и блестящий, глянцевитый и мерцающий мюзикл о тщете дороговизны, блеска, глянца и... дальше по тексту. История о том, как художник, которому душно в начале XXI века, пользуясь тщеславием бестолковых магов и повсеместной несуразицей, соединился с принцессой, которой душно в конце века XII (в новой версии драматурга Константина Федорова — иначе: в вымышленном мире). Бесспорно, это риск и смелый поворот на индивидуальном пути. Капризный легкий жанр требует самоограничения: отказа от смысловой сложности в угоду беспечности (за коей — безупречная отточенность). Ясно, какой вызов бросает коммерческий мейнстрим постмодернисту, и что в случае успеха может подарить. Интрига в том, что даст постмодернист мейнстриму?
-
«Флейта-позвоночник». Небывалое путешествие.
Спектакль студентов актерского курса СПбГАТИ при Театре им. Ленсовета.
Режиссер Максим Диденко, художник Павел Семченко, композитор Иван Кушнир.Спектакль «Флейта-позвоночник» — это столкновение и взрыв двух разных театральных энергий. Одна — от идей футуризма, физического театра, другая — от этюдного творчества студентов Мастерской при Театре им. Ленсовета. Обе энергии изначально мощные и самодостаточные. Про основательность авангардной традиции, родины Максима Диденко и Павла Семченко, «Derevo» и «АХЕ» — понятно. Но и студенты входят в этот проект с внутренней силой, которая накоплена в неординарных спектаклях по классическим басням, по Островскому и Достоевскому, в импровизационном проекте с голландскими партнерами, укреплена участием в спектаклях Бутусова, высочайшим уровнем музыкального воспитания в классе Благодера, и их менталитет не так просто подвергнуть деконструкции.
-
1 февраля юбилей у Эры Зиганшиной. Ура!
К статьям об Эре Гарафовне Зиганшиной всегда было легко придумывать названия. «В один из дней до новой Эры» — называлась статья Леонида Попова в нашем «нулевом» номере. Обойтись без Зиганшиной с самого начала мы не могли, без нее ленинградский театральный ландшафт выравнивался, именно она взрывала болотистую почву своим неистовым внутренним темпераментом, о котором иронически сама написала в № 50, вспоминая главного режиссера своей жизни — Геннадия Опоркова.
Эр действительно было несколько, начиная с Маленькой разбойницы в фильме «Снежная королева» и ролей в Ленкоме конца 1960-х.
-
Сначала информация. Указанная режиссерская лаборатория проходила с 20 по 26 января в стенах Свердловской академической драмы и было, наверное, первым за несколько десятилетий экспериментом в собственном смысле этого слова. Инициатором проекта выступил генеральный директор театра Алексей Феликсович Бадаев.
Каждая часть заявленной в названии мощной триады имела, понятно, своего конкретного носителя. Эпос представлял роман Алексея Иванова «Блудо и МУДО», драму — специально написанная по мотивам романа пьеса «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова» Олега Богаева, театр — сценические показы пьесы в интерпретации шести молодых, но уже известных в узких кругах режиссеров.
-
«Царская невеста». Н. А. Римский-Корсаков.
Михайловский театр.
Режиссер Андрей Могучий, художник Максим Исаев.Псевдоисторическая опера, созданная в 1898 году, в постановке Андрея Могучего — крутой поворот творческой мысли. Но он совсем не в том, что бросается в глаза возмущенным любителям рутины или журналистам, ищущим эпатажа. В блогах уже начинают ужасаться песьим головам на животах опричников и гигантским буквам, обозначающим внесценические реалии («любовь», «счастье», «журавли» и т. д.). Эти штуки на поверхности. По-настоящему неожиданно, радикально — другое. Режиссура Могучего упразднила оперно-условно-театральное действие и детально, «крупным планом» разрабатывала правдоподобную душевную жизнь персонажей. В исторической костюмной хрестоматийной опере Могучий вдруг проявился как мастер психологического реализма. А то, что не поддается правдивому воплощению, преобразовано им в красочный картонно-электронный антураж, никак не претендующий на достоверность.
-
Умер Юрий Викторинович Цапник. Актер Челябинской драмы, народный артист России, почетный гражданин Челябинска, лауреат премии Венецианского кинофестиваля (за роль в фильме «Взломщик»), любимец публики, артист и человек редкого обаяния. Ему было 68 лет.
-
О книге Карины Добротворской «Блокадные девочки».
Третьего дня, как всегда поздно, я шла из редакции: Манежная, Дом радио, Малая Садовая. На углу Итальянской строили декорации блокадного Ленинграда, засыпали снегом троллейбус (он вообще-то тут никогда не ходил), ставили противотанковые ежи... И уже сразу на фоне этой «блокады» фотографировались сытые и веселые парочки. Подозреваю, завтра, 27 января, их будет там нереально много, и никто не объяснит им, что фотографироваться в этих «предлагаемых» — почти то же самое, что на фоне каких-нибудь бутафорских печей Бухенвальда, стоящих, впрочем, в реальном концлагере... «А к игре с блокадой мы не готовы — ни в жизни, ни в литературе», — пишет в книжке, о которой я поведу речь, Карина Добротворская. Ничего подобного, на углу Итальянской затевают игру: административный идиотизм, истраченные миллионы, ряженые — и город, и люди...
-
5 февраля открывается 10-й Международный фестиваль «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» им. А. М. Володина.
Как-то незаметно прошло больше 10 лет с момента рождения фестиваля «Пять вечеров». И вот уже Александру Моисеевичу — 95, и Володинский фестиваль — десятый, юбилейный...
-
«Удивительное путешествие кролика Эдварда». Кейт Ди Камилло.
Московский Художественный театр им. А. П. Чехова.
Режиссер Глеб Черепанов, художник Полина Гришина.Впервые сказку Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» российскому зрителю открыл в 2011 году Александр Борок. Волшебный, изысканно красивый, спектакль напоминал ожившую английскую фотографию начала прошлого века, сделанную в сепии. Возможность ежесекундной смены декораций, обстановки и персонажей «уложили» эпическое путешествие кролика в часовой формат спектакля. Невозможно было представить подобное в драматическом театре, пока режиссер Глеб Черепанов не поставил на малой сцене МХТ свою версию этой книги — смешную и стильную, лаконичную, игровую и абсолютно искреннюю.
-
«№ 13D». Р. Куни.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Владимир Машков, художник Александр Боровский.Не надо преувеличивать разницу между столичной и провинциальной публикой. Она не так велика, коль скоро речь идет о любви к комедии. В качестве эталонного доказательства этой не слишком веселой, несмотря на комедийный повод, мысли так и просится пьеса Рэя Куни «№ 13», без которой наши театры ну просто жить не могут. В любом уважающем свою кассу театральном коллективе России, где к тому же есть артисты, умеющие играть комедию положений, это произведение идет годами, купаясь в аншлагах. И никаких, пожалуйста, «фи!». В МХТ имени Чехова спектакль Владимира Машкова «№ 13» шел с немыслимым зрительским успехом ровно 10 лет.
-
Сегодня впервые в Петербурге «Liebe. Schiller» — спектакль, который был поставлен Юрием Бутусовым на курсе Сергея Женовача и который теперь войдет в репертуар Малой сцены Театра им. Ленсовета. Предлагаем вашему вниманию статью Анны Ананской о нем.
В темноте едва угадываются стройные силуэты пяти красавиц — черные платья в пол, каблуки, роскошные прически. Девушки медленно садятся на стулья, призывно оголяются, но в считанные секунды от эротического напряжения на сцене не остается и следа. Красотки переменили вечерние наряды на джинсы, пиджаки, рубашки и мужские ботинки, они превратились в андрогинов. И это стало главным сценическим фокусом Бутусова, странным решением спектакля.
-
19 января не стало Светланы Васильевны Яневской, заслуженного работника культуры России, драматурга, театрального критика, автора книжной серии «Мастера сцены», заведующей музейным отделом Омского академического театра драмы.
Очень трудно и, признаюсь, даже неприятно переводить свои воспоминания о дорогом тебе человеке в окончательно свершившееся прошедшее время.
В свое время от одной из великих старух Омской драмы Надежды Владимировны Надеждиной я услышал тогда показавшуюся мне странной фразу: «Почему меня никто ни о чем не спрашивает?! Я же столько помню!..» Что тогда могло интересовать в чьем-то прошлом молодого артиста?
-
Сегодня Ларисе Малеванной - 75 лет. Она выучилась у Музиля на режиссера. Стала актрисой удивительного типа — упираясь ногами в землю, сегодняшнюю и узнаваемую, всегда держала в спектакле небо, как атлант. Здесь дело было не столько в «звездном небе над головой», сколько в «нравственном законе внутри нас», но драматизм высекался именно из этого упорного тяготения вверх.
-
«Вспоминая моих несчастных putas».
Сентиментальная история по повести Габриэля Гарсиа Маркеса.
Театр «Мастерская».
Режиссер Екатерина Гороховская, художник София Матвеева.Старость — это не дата в паспорте. Это потеря энергии и ее лишь эпизодическое возникновение внезапными квантами, но все реже и реже...
Старость — это иссякание любви, потому что для любви нужна эта самая энергия. Энергия проживания, переживания. В конце концов, нужны силы жить не собой и сосредоточиться на другом.
А как сосредоточиться на чем-то, кроме себя, когда уже с сорока двух ноют кости и жжет в заднице?..
-
«Маленький семейный бизнес». А. Эйкборн.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Анджей Бубень, художник Олег Головко.Если зритель, собираясь на новый спектакль Театра Комедии, рассчитывает безмятежно похохотать, то он будет разочарован. «Маленький семейный бизнес» — комедия, но невеселая, скорее мрачноватая, с издевательским оттенком, да и кончается плохо. Режиссер к задуманной автором смерти одного персонажа (которого, в общем-то, не очень жалко) добавляет смерть второго (а этого жалко очень...) — кстати, исходя из текста, эта смерть вполне возможна, даже вероятна. Если учесть, что за время действия главный герой Джек Маккрекен из честняги-парня превращается буквально в воротилу бандитского клана, то есть перестает существовать как порядочный человек, получается, что смертей в этом комедийном спектакле уже три. Недаром финальная сцена — прием по случаю дня рождения престарелого владельца семейного бизнеса — по всем внешним приметам не юбилей Кена Айреса, а похороны его зятя Джека.
-
В архиве появился № 71. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Щелкунчик мастера Дроссельмейера». А. Строганов.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева
Режиссура и сценография Игоря Селина.В основе спектакля не повесть Э. Т. А. Гофмана, а пьеса Александра Строганова, где вся фантастика окончательно уходит в область галлюцинаций Мари. Воображение больной девочки превращает суетливого буржуа в Мышиного короля, себя — в принцессу Пирлипат, а неудачливого изобретателя Дроссельмейера — в обвиняемого по делу об убийстве Мышильды. Режиссер по большей части следует сюжетной канве пьесы, но значительно ее купирует — так, брат Мари Фриц в спектакле появляется лишь однажды, а потом безвозвратно исчезает. Но главный фокус состоит в том, что Щелкунчик так и не превращается в принца.
-
«Камера обскура». В. Набоков.
В 2014 году, когда на берегах Невы стояла аномально теплая зима и лили январские дожди, я (наконец-то) отправилась на отложенную премьеру спектакля «Камера обскура». Впотьмах, с мокрыми не то от снега, не то от дождя очками я не сразу нашла стеклянное здание, притаившееся среди эклектики правого берега Фонтанки.
Александринский театр.
Авторы спектакля Вера Попова, Александра Ловянникова, Алексей Лобанов.
Сценография Александры Ловянниковой, Алексея Лобанова.Новая сцена Александринки представляла собой обычную европейскую коробку, на дне которой распласталась детальная декорация. Несколько мест действия романа (квартиру Кречмара и череду съемных углов Магды, гостиничные номера, кинозал) художники Александра Ловянникова (мастерская Дмитрия Крымова, что угадывается едва ли не с первой минуты спектакля) и Алексей Лобанов не воспроизвели, но обозначили на сцене.
-
Трудно писать о том, каким был человек, если он с ошеломительной ясностью дал нам понять, что мы совсем не знали, каким он был. Он, такой неумолимо лучезарный, так залихватски и заправски иронизировавший и над неурядицами, и над бедами, казался воплощением жизнерадостности и жизнелюбия. Казалось, он бы мог давать уроки мастерства, как легко и дерзко все переносить. А оказалось, сам не переносил совершенно.
Владимира Силакова, молодого драматурга, молодого театрального деятеля, выпускника драматургического курса Натальи Скороход магистратуры СПбГАТИ, не стало 28 ноября 2013 года. 30 декабря ему было бы 29 лет.
-
«Незнайка и его друзья». По Н. Носову.
«Этюд-театр».
Режиссер Владимир Антипов, художник Константин Соловьев.Афиша «Этюд-театра» пополнилась еще одним спектаклем — для детской аудитории. Однако «Незнайка и его друзья» в режиссерской интерпретации Владимира Антипова явно ближе к таким «взрослым» постановкам театра, как «Адын» и «Кеды», чем к сентиментальному опусу для юношества «Птица Феникс возвращается домой».
Замените слово «коротышки» в тексте Н. Носова на слово «хипстеры», и загадочный Цветочный город предстанет как на ладони. Все как один малыши одеты в узкие бриджи, на ногах у большинства из них, как нетрудно догадаться, пресловутые кеды, а на носах — очки в модной оправе (художник спектакля Константин Соловьев).
комментарии